Основы моделирования уроков музыки : Музыка

Цель урока: Дать понятие об основах моделирования уроков музыки.

Задачи урока:

  • Обучающие: продолжить обучение моделированию уроков музыки; добиться усвоения структуры комбинированного урока музыки.
  • Развивающая: способствовать развитию интереса к процессу моделирования уроков.
  • Воспитательная: воспитывать коммуникабельность посредством совместной работы в микрогруппах.

Рекомендуемый музыкальный материал. Б. Савельев "Неприятность эту мы переживем", А. Новиков "Смуглянка", Е. Кузнецов "Топотушки", Р. Паулс "Колыбельная", Чешская полька, В. Шаинский "Песня крокодила Гены", М. Блантер "В лесу прифронтовом", Б. Савельев "Смешной человечек", "Во поле береза стояла", "Солдатушки", Д. Кабалевский "Маленькая полька", Е. Кузнецов "Русские танцы для баяна", М. Кюсс "Амурские волны", И. Иванович "Дунайские волны", Л. Бетховен "Сурок", Б. Савельев "Если добрый ты", И. Бах "Шутка", Э. Григ "Утро", В. Моцарт "Экспозиция 1 части симфонии № 40", П. Чайковский "Осенняя песня", О. Юдахина "Дождик", "Романс неизвестного автора".

I этап урока. Организация начала урока.

Цель: организация усвоения материала, запланированного по теме.

Звучит музыкальное приветствие-импровизация: "Здравствуйте - вам!" - "Здравствуйте!"

Учитель. С какой добротой вы произнесли слово "здравствуйте", и это замечательно. С таким лиричным настроением мы приступаем к работе.

II этап. Сообщение темы.

Цель: формулировка главной цели урока.

Давайте озвучим тему урока (название темы на доске).

Студенты. Основы моделирования уроков музыки.

Учитель. Вслушайтесь в каждое слово: "Основы (пауза) моделирования (пауза) уроков музыки".

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Студенты. Об основах моделирования уроков, о понимании данных основ.

Учитель. Попытайтесь сформулировать цель урока музыки.

Студенты. Понять основы моделирования уроков музыки, сформировать знания, умения, навыки моделирования.

Учитель. Вы правы, цель занятия - "Дать понятие об основах моделирования уроков музыки".

III этап. Повторение учебного материала по теме: "Типы и структура урока музыки".

Цель: активизация знаний по структуре и типам уроков музыки.

А теперь вспомните: на прошлом занятии мы из дидактических деталей педагогического конструктора построили урок музыки. Какой строительный материал нам для этого потребовался?

Студенты. Этапы структуры: начало урока; сообщение темы; объяснение нового материала; осмысление учебного материала; обобщение знаний, умений, навыков; итог урока; домашнее задание.

Учитель: Вот этот материал (на доску вывешивается плакат).

Начало урока
Сообщение темы
Объяснение нового материала
Осмысление учебного материала
Обобщение ЗУНов
Итог урока
Д/З

Вы правы, каждый названный вами структурный компонент является своеобразным кирпичиком конструктора урока музыки. Используя разный порядок этих кирпичиков, мы с вами строили разные структуры уроков, и значит, получали разные типы уроков музыки. От чего зависит тип урока?

Студенты. От цели и ведущих задач.

Учитель. Что заставляет учителя менять структурные компоненты урока?

Студенты. Цель, которую он перед собой ставит.

Учитель. В связи с этим можно выделить следующие типы уроков музыки (учитель жестом руки показывает возможность студентам продолжить данное предложение, но через несколько секунд останавливает: "Стоп! Не произносите пока ни одного слова. Для проверки знания типов уроков музыки для вас приготовлено другое задание").

- Сейчас я попытаюсь продемонстрировать определенные этапы уроков музыки, вы смотрите, слушаете, думаете, исполняете роль младших школьников, а потом отвечаете на вопрос: "На каком типе урока музыки преимущественно может быть использован этот компонент?" (Приложение1 Фрагменты уроков, предлагаемые студентам)

Беседа со студентами по каждому из фрагментов по вопросам:

На каком типе урока может быть по преимуществу использован этот компонент?

Обоснуйте своё мнение, почему вы так считаете.

Учитель. Мы увидели 6 типов уроков музыки. Они перед вами.

Организационный урок
Урок изучения нового материала
Урок закрепления учебного материала
Урок повторения учебного материала
Контрольный урок
Урок коррекции

Вспомните педагогику и скажите, единственной ли в дидактике и методике обучения является предложенная вам классификация уроков?

Какие еще типы уроков существуют?

Этот тип урока является ведущим в общеобразовательной школе. Он предусматривает единство всех ведущих структурных компонентов других уроков. Он как бы связывает, согласовывает, комбинирует все элементы вместе. Назовите данный тип урока.

Студенты. Это комбинированный урок.

Учитель. Вы правы, такой урок позволяет решить задачи организации деятельности, подачи новых знаний, задачи повторения и закрепления, контроля и коррекции. И не секрет, что в школе в основном используется комбинированный тип урока музыки. Обратившись к специальной литературе, мы можем встретить и такую классификацию типов уроков музыки:

Урок введения темы
Урок углубления темы
Урок обобщения темы

Скажите, данные классификации типов уроков музыки противоречат друг другу или нет?

Студенты. Противоречия здесь нет.

Учитель. Почему, объясните.

Студенты. Потому, что урок введения темы равносилен организационному уроку и уроку изучения нового материала; урок углубления темы = урокам закрепления и повторения; урок обобщения = контрольный урок и урок коррекции.

Учитель. Вы правы, урок введения темы может включать в себя компоненты организации деятельности и изучения нового материала. Урок углубления темы - компоненты закрепления и повторения. Урок обобщения темы - компоненты контроля и коррекции. Из вышеперечисленных компонентов рождается комбинированный урок. Это урок, представляющий единство компонентов всех типов уроков музыки.

IV этап. Формирование навыков моделирования уроков музыки.

Цель: сформировать навыки моделирования уроков.

Учитель. Возьмем за основу одну классификацию, например, предложенную автором Затяминой Татьяной Анатольевной и спросим себя: "Что такое модель урока музыки?".

Обратимся к справочным материалам и попробуем найти определение слова "модель" (учитель проговаривает шепотом: "возможно, это будет всего лишь одно слово"), имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам. Класс делится на 2 группы по 10 человек. Справочные материалы (Приложение 2)

На выполнение работы отводится 1-2 минуты урока.

Учитель. Работа завершена. Какое определение слова "модель", вы выбрали? (Выступления представителей групп). Вы правы, модель - это образец. Это основа для нанизывания содержания структурных компонентов урока музыки.

Сегодня мы попробуем показать свои модели фрагментов уроков музыки. (Проверка домашнего задания). Но прежде обратимся к рабочему листу с таблицей. Вы видите, это анализ фрагментов урока музыки.

Анализ фрагментов урока Фрагмент № 1 Фрагмент № 2 Фрагмент № 3

Тема урока: "ЛАД" (2класс)

1. Определите цель урока
2. Укажите тип урока
3. Сформулируйте задачи каждого фрагмента урока      
4. Зафиксируйте этапы и форму демонстрации фрагментов      
5. Перечислите виды музыкальной деятельности, запланированные в каждом фрагменте      
6. Укажите, что получилось      
7. Укажите, что не получилось      
8. Сделайте общий вывод      

Объясняю задание. Мы смотрим представленный группой фрагмент урока и ведем рабочие записи в данном листе. Каждый представитель группы объявляет тему урока, но не озвучивает цель урока и задачи своего фрагмента.

Просмотр трёх фрагментов урока музыки. (Приложение 3. Проверка домашнего задания). Анализ фрагментов уроков, подготовленных группами в качестве домашнего задания.

Учитель. А теперь послушайте меня очень внимательно. Чтобы анализ урока не превратился в критиканство, сначала мы должны научиться понимать замысел автора, т.е. понимать происходящее здесь и сейчас.

Поэтому, сейчас мы постараемся задать друг другу вопросы на понимание. Они будут начинаться так: "Правильно ли я вас поняла, что :". Продолжением могут быть следующие слова: "целью данного урока является формирование музыкальных понятий "лад", "мажор", "минор"; "формой демонстрации первого фрагмента был показ"; "целью третьего этапа 2 фрагмента является обобщение полученных знаний" и т.д.

Каждый студент высказывает собственное мнение по вопросу понимания продемонстрированных фрагментов.

Какие еще вопросы на понимание у вас есть? Проговорите их друг другу. (Обсуждение в группах. Ответы студентов).

Теперь мы можем сказать, что поняли происходящее? (Да).

V этап. Итог урока.

Цель: подведение итога урока музыки.

Учитель. - Давайте подведем итог урока. От чего зависит эффективность урока музыки?

Студенты. От осознания цели и задач урока.

Учитель. Без каких условий урок не сможет состояться? (Учитель обращает внимание на схемы структуры и типов уроков на доске, на таблички со словами: "показ", "рассказ", "схема").

Студенты.

  • БЕЗ осознания структуры урока и его типов;
  • понимания форм демонстрации урока: показа, рассказа, схемы, и (дополнение педагога) обязательного знания методов и приемов музыкального обучения и воспитания;
  • "живого исполнения" музыкальных произведений (при затруднении проговаривания данного условия учитель исполняет фрагмент любого произведения на музыкальном инструменте);
  • эмоциональной атмосферы урока музыки (учитель пантомимой, жестами, движениями эмоционально демонстрирует атмосферу урока музыки).

Учитель. Объясните, могут ли данные условия иметь непосредственное отношение к основам моделирования уроков музыки?

Что будет являться главным фундаментом для постройки модели урока музыки? (Осознание главной цели и задач урока, основ моделирования).

Можно ли сказать, что мы достигли цели, которую поставили в начале занятия? Проговорите её.

Какие фрагменты урока вам понравились больше всего, потому вам хотелось бы их еще раз увидеть, услышать или даже самим продемонстрировать?

Как вы считаете, что у нас получилось?

Если в следующий раз мы будем заниматься моделированием уроков музыки, что мы должны учесть, чтобы было лучше?

Как эти основы, эти знания вам могут пригодиться в дальнейшей практической деятельности?

И главный вопрос нашего двухчасового урока музыки: "Зачем состоялся сегодня урок музыки?".

Студенты. Чтобы понять основы моделирования уроков музыки и в дальнейшем применять их на практике.

А теперь давайте немножко отдохнем, закроем глаза, послушаем прекрасную музыку романса неизвестного автора (из фонохрестоматии 1 класса; авторы программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) и вспомним всё то, о чем мы говорили сегодня на уроке. (Во время звучания обаятельно-чувственной, сентиментально-бархатной музыки, учитель тихо прикрепляет к доске готовые, разнообразные по форме, бумажные аппликации).

Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите на доску. Опорные слова урока превратились в какой-то очень оригинальный рисунок (Рисунок 1). Какие ассоциации он у вас вызывает?

Студенты. Город музыки; музыкальная страна; природная, звуковая атмосфера музыки.

Учитель. Великий педагог, профессор, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили сказал: "Учитель - это исполнитель педагогической мелодии урока". И конечно, очень хочется, чтобы мелодии ваших уроков стали полнозвучными, жизнеутверждающими, величественными, необыкновенно-гармоничными и самостоятельными мелодиями любви, добра, творчества, мудрости, взаимопонимания и уважения к детям. Чтобы они смогли заполонить каждый дом, улицу, город необыкновенно-выразительной страны под названием "Музыка". А завершить урок я хочу пожеланиями:

Пусть нежным взглядом, мягким жестом
Начнется первый ваш урок.
С улыбки искренней, сердечной
Родится школьный диалог.
И полетят слова, как птицы,
Кружась в небесной высоте,
Перекликаясь с умной мыслью
И с юморинкой на лице.
Пусть ни один кирпичик злости
Не разобьет окно надежд.
А лишь укажет путь - дорожку
В страну невиданных чудес.
Где моделируют уроки
Легко и быстро каждый день.
Где конструируют фундамент,
Забыв усталость и немую лень.
Где беззаботно солнце светит
И звуки радостно поют.
Мечтами полон город этот
Искусством музыки его зовут.
Так пусть же разноликим тембром
Взорвется ваш педагогический талант.
Ступайте смело в мир познаний,
В мир творческих и жизненных удач.
Большое спасибо за хорошую работу на уроке.

VI этап урока. Домашнее задание.

Цель: закрепление знаний по основам моделирования уроков музыки.

Учитель. Домашним заданием будет смоделировать весь урок музыки.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект открытого урока по английскому языку "Native Americans" :: Элективный курс по английскому языку "Я к Вам пишу" :: Урок-игра "Мозговой штурм" :: Разработка трех уроков с использованием проектной методики :: Разработка открытого урока "Les еcrivains franсais" (французские писатели) :: Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать обвисшую грудь

Обвисшая грудь — почему теряет упругость и что делать Женская грудь — очень привлекательная часть тела, заманивающая мужчин в пленительную ловушку. Но иногда...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать попу если болят колени

Как накачать красивые ягодицы, если болят колени Тренировки при боли в коленях — тема щепетильная. У многих возникает вопрос: можно ли заниматься при такой...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как подкачать внутреннюю часть рук

Отвечаем на вопрос: как подтянуть мышцы на внутренней стороне руки? 5 лучших упражнений Главное в занятиях спортом – не зацикливаться на одной, как вам кажется,...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как убрать живот с помощью зарядки

Зарядка для похудения всего тела в домашних условиях Для того чтобы поддерживать свое тело в форме, необязательно посещать спортзал. Если вы ограничены во...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD