Интегрированный урок по музыке и литературному чтению на тему «Весна в поэзии и музыке» : Музыка

Интегрированный урок по музыке и литературному чтению на тему «Весна в поэзии и музыке» : Музыка

Цели:

  • ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки;
  • показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;
  • помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

Оборудование: компьютер, аудиокассета "Времена года" П.И.Чайковского, романс "Весенние воды" С.Рахманинова, проигрыватель, грампластинка с записью произведения Г.Струве "Весенняя песенка", портреты Чайковского, Рахманинова, Тютчева, рисунки детей по теме "Весенняя капель", репродукции картин, муз. инструменты: баян, металлофон.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Цель: настроить детей на работу, сообщить цель занятия и её тему.

Дети заходят в класс под музыку Г. Струве "Весенняя песенка" и садятся за парты.(40 сек.)

2. Сообщение темы и цели урока.

Уч. М. - Вы, конечно, догадались, что совсем не случайно мы начали наш урок с этой записи.

Уч. - Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года.

Уч. М. - Будем учиться слушать в музыке краски весны, которые помогают композиторам передать красоту мира через звуки.

Уч. - А ещё мы с вами будем художниками. К концу урока самым активным детям предстоит "оживить" весенний пейзаж. А чтобы он получился у нас яркий, красочный - работать надо дружно.

3. Работа по теме урока учителя начальных классов.

Уч. - Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Художники создают образ весны с помощью красок ( обращение к выставке рисунков ), композиторы с помощью мелодий, а поэты изображают признаки весны в поэтической форме.

Первичное чтение текста.

Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения.

(чтение стих - я учителем, 45 сек.; включение видеофильма "Весна")

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением оно проникнуто? ( радостью, пробуждается природа)

- Его написал поэт Ф.И.Тютчев. ( открывается часть доски, где помещён портрет и записано имя - Ф.И.Тютчев )

Рассказ о поэте и времени его творчества.

Цель: расширять кругозор детей, привлечь внимание их к изучаемому произведению.

(рассказывает ученица)

Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале "Современник".

В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Уч. - И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Тютчев - гениальный лирик, поэт романтического склада, певец природы. В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности, от большинства его произведений веет молодостью, жизнелюбием.

Повторное чтение стихотворения и его анализ.

Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.

- Откройте учебник на стр. 228.

- Кто бы хотел сейчас попробовать передать в своём чтении чувства и настроение автора? Сейчас нам прочитает :: А к концу урока мы все научимся выразительно читать это стихотворение.

Стихотворение читает 1 ученик.

- О какой весне пишет поэт? (о ранней)

- Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)

Словарная работа.

Цель: расширять словарный запас детей, активизировать имеющийся.

- В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.

Брег - берег

Гласят - глас - голос

Гонец - человек, посланный куда - нибудь со срочным известием

Анализ стихотворения.

Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.

- А теперь проанализируем стихотворение.

1 четверостишье (читается)

- Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)

- Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)

- Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)

- Что общего между всеми этими словами? (глаголы)

- Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.

2 четверостишье(читается)

- Прочитайте, что "гласят" весенние ручьи. ( Весна идёт! Весна идёт! )

- Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)

- Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)

- Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)

Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3 четверостишье(читается)

- О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)

- Рад ли Тютчев приходу весны? А вы?

- Какие слова при чтении надо выделить голосом, на которые падает логическое ударение?(весна, весна, весело)

- Давайте хором, выразительно прочитаем это четверостишье и передадим радость прихода весны. ( чтение хором).

Подготовка к выразительному чтению.

Цель: учить выразительному чтению.

- Для того, чтобы научиться выразительно читать стихотворение Ф.И.Тютчева "Весенние воды", что мы должны сделать?

( расставить паузы и выделить слова, на которые падает логическое ударение )

- Возьмите простой карандаш и поработайте в парах над первым и вторым четверостишьями. Чья пара закончит работу - поднимите руки в замочек. (1 мин)

А 3 ученика попробуют себя в роли поэта. По данному алгоритму сочинят стихотворение

(пятистишье)

Выразительное чтение.

Цель: отрабатывать навык выразительного чтения стих - я.

Учитель опрашивает с каждой пары по 1 ученику, а класс внимательно слушает и оценивает.

(3 мин.)

4. Работа по теме урока учителя музыки.

Уч. М. - Когда кончаются слова, начинается музыка.

- А вы знаете, ребята, оказывается композитор Сергей Рахманинов на стихи Ф.Тютчева "Весенние воды" сочинил романс.

Романс - это произведение для голоса и инструмента. В отличие от песни, в романсе чувства и настроения выражены тоньше, детальнее. А игра инструмента сложнее и богаче, чем в песне.

- Подробно говорить о романсе мы будем на уроках музыки в 3 классе.

- Этот романс хорошо звучит в исполнении женского и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично звучит он и в переложении для детского хора.

Слушание романса.

- Внимательно послушайте. Насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. ( 2 мин. )

- Какую главную примету весны можно выделить из услышанного произведения?

(ручьи)

- Какое у них настроение? (радостное) Ведь они сами об этом говорят. (бегут и блещут, и гласят)

- Как правдиво передал Рахманинов то, что поют стихи Тютчева: "Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы, ::::::: "

Работа с голосом

- Давайте вспомним ещё музыкальные примеры, рассказывающие о весне и которые нам уже известны.

"Песенка кукушки" (учитель поёт, уч - ца играет на металлофоне - инструментальное музицирование)

- Как называлась эта песенка?

Укр. нар. песня "Веснянка".(учитель играет на баяне)

- Мелодию какой народной песни вы услышали?

- Давайте её исполним. (физминутка - пластическое интонирование)

Весна и музыка.

- Картину приближения весны хорошо передаёт русский композитор П.И.Чайковский в своём музыкальном цикле "Времена года". Образом весеннего пробуждения природы посвящены три пьесы, написанные для марта, апреля, мая. Мартовская пьеса называется "Песнь жаворонка" (показ жаворонка). В этой мелодии передаются оттенки весеннего настроения: то грустного, то радостного. Вы услышите лёгкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы.

На солнце зимний лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

- Послушайте эту пьесу, почувствуйте краски весны, представьте, как всё согрето яркими лучами весеннего солнца, как поёт свою песню жаворонок.

Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Времена года". Март. Песня жаворонка. (1мин. 10 сек.)

- Как назвал П.И.Чайковский пьесу, посвященную месяцу март?

- Какой муз. инструмент исполняет эту пьесу?

- Что в пьесе напоминают звуки фортепиано?

(чтение текста под музыкальное сопровождение, показ репродукций картин. 1мин. 10 сек.)

- Нежно и звонко разливаются трели над полями. Слышны эти трели и в музыке, но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки - это только часть песни, только напоминание о звонком жавороночьем пение. Чувствуется в музыке какая - то по - особому холодноватая звонкость. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны, словно ощущаешь весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по - зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Какое волшебство- весна! Своей внезапностью, своей роскошной силой.

5. Итог урока.

Уч. - Вот и подошла к концу наша встреча с прекрасным. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом.

Уч. М. - Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Уч. - Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Тютчева, Рахманинова, Чайковского.

- А сейчас мы "оживим" наш "Весенний пейзаж". (художники выходят к полотну)

Самые активные дети, которые помогали сегодня нам на уроке "оживить" "Весенний пейзаж", получают оценку пять.

6. Домашнее задание.

У. Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Выберите и запишите.

  • Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть
  • Сочинить свое стихотворение о приходе весны.
  • Нарисовать рисунок к произведению "Песнь жаворонка".

Уч. М. - Но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям в преддверии праздника Наурыз песней.

Читать еще:


Новые материалы:

Отношения и пропорция :: Устный счет как средство развития познавательной активности учащихся на уроках математики :: Познавательная игра по математике "Свет с Востока". 6-й класс :: Урок алгебры в 10-м классе. Тема: "Решение тригонометрических уравнений" :: Тема урока: "Здоровье — наше богатство" :: Ой, мамочки ( Telle mère, telle fille ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Комоды / Advesta / Комод Pilot ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD