"Неоконченная симфония"? : Музыка

В октябре 2007 года в газетах и интернет-изданиях появились любопытные статьи: «"Неоконченная" симфония Шуберта завершена», «"Неоконченная симфония" окончена», «Оконченная неоконченная». Вот некоторые цитаты из них:

“Российский национальный оркестр включил в программу непроверенный опус – Восьмую симфонию, брошенную Шубертом и завершенную Сафроновым”.

“Наш соотечественник, композитор Антон Сафронов решил выступить соавтором Франца Шуберта и дописал симфонию. "К идее завершения “Неоконченной” меня подталкивало чувство, подобное желанию допеть прерванную песню, начатую другим, говорит композитор. – Мне хотелось непременно довести до конца замысел его Симфонии си-минор, из которой им полностью были написаны две первые части, и остался эскиз третьей"”.

“Скорее всего, сочиняя Восьмую, он [Шуберт] просто отвлёкся на срочный заказ, после которого раздумал или забыл её дописать. (…) Главная ценность этого проекта, конечно, не в том, что Шуберта (…) стало больше. Его осталось ровно столько же. Но появилась возможность ощутить новую архитектонику хорошо известной музыки и пожалеть о том, что Шуберт был таким забывчивым”.

Что же такое Симфония №8 Франца Шуберта – идейно завершённое произведение или “брошенный” опус “забывчивого” композитора?

Франц Шуберт прожил всего 31 год. Он умер истощённый физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Концертные организации игнорировали его произведения. Ни одна из симфоний при жизни композитора не была исполнена. Более того, два лучших произведения этого жанра (Восьмая и Девятая) были обнаружены через много лет после смерти автора. И если симфонии великого Бетховена, современника Шуберта, при своём появлении вызывали горячие дискуссии, то симфонии самого Шуберта создавались в тишине и безвестности. Только друзья композитора старались привлечь внимание к его музыке.

Шуберт был очень робким человеком – живя с Бетховеном в одно время, в одном городе (Вене), он так и не решился на встречу с гением. Неумение устраивать свои дела и в то же время гордость, которая не позволяла просить и унижаться перед влиятельными лицами, были также немаловажной причиной постоянных материальных затруднений. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента.

Издательские фирмы тоже не стремились к сотрудничеству. Печальный факт: почти через 40 лет после смерти композитора в подвалах одного венского издательства нашлись рукописи известных, но “забытых” произведений Шуберта (среди них были оперы, мессы, симфонии, фортепианные произведения). А за два года до этого, в 1865-м, была обнаружена вообще ранее неизвестная симфония. В ней было всего две части, поэтому в историю музыки она вошла как “Неоконченная симфония”.

Симфония № 8 си минор (“Неоконченная”) была написана в 1822 году. В 1824-м появляется знаменитая “хоровая симфония” Бетховена (Симфония № 9), герой которой – борец, одерживающий победу над человеческими страстями. Шуберт же в своём произведении воспевает душевное богатство, внутреннюю красоту. Его герой мучительно переживает жизненные противоречия. Он способен на сильный душевный порыв, который в итоге ни к чему не приводит. Вечный конфликт между реальной действительностью и мечтой, определяет драматический характер музыки.

Песенность – отличительная черта “Неоконченной”. Песня пронизывает всю симфонию, и в первую очередь она проявляется в характере и изложении основных тем (мелодия и аккомпанемент). Этим произведением композитор открывает новый жанр симфонической музыки – лирико-романтическую симфонию.

Содержание симфонии также складывается из обобщения образов вокальных произведений – человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность. Тема страдания и тема романтической мечты нашли своё воплощение в двух частях симфонии, образуя гармоничное сопоставление: день и ночь, тьма и свет. Известно, что композитор принимался за написание третьей части, но отказался от этой мысли – новые лирические образы не укладывались в схему классического четырёхчастного сонатно-симфонического цикла. Романтическая идея столкновения мечты и суровой действительности раскрывается в пределах двух существующих частей: трагически обострённое Allegro (реальность) и спокойное просветлённое Andante (мечта, идеал).

Конфликт человека с окружающим миром, невозможность его преодолеть, страдание и отчаяние – всё это отражено в первой части цикла (Allegro). Уже с первых нот слушатель погружается в атмосферу печали, переживания, какого-то внутреннего терзания. Тема вступления – это и эпиграф, и смысл всей части, и воплощение личной трагической судьбы человека. Появившись как тема рока, она не раз ещё даст о себе знать, вклиниваясь в действие, порой резко меняя ход развития. Басовый унисон низких струнных обрамляет экспозицию и репризу, выходит на первый план в разработке и образует заключение всего симфонического процесса в коде. Получается как бы замкнутый круг, из которого для героя нет выхода.

После неумолимого вступления главная тема воспринимается как жалоба. Возбуждённый шелест струнных в аккомпанементе стремится вырваться вперёд, однако трогательная мелодия гобоя и кларнета словно гасит все надежды.

Но даже в глубокой печали герой сохраняет неудержимое влечение к жизни. И это стремление отражено в побочной партии, которая вносит первый яркий контраст в эмоциональный строй экспозиции. Печальной песне деревянных духовых противостоит светлая, одухотворённая тема виолончелей на фоне пульсирующего синкопированного аккомпанемента. Внезапное вторжение аккордов всё разрушает. Неумолимые обстоятельства врываются в мир героя симфонии – трагический разлад между желаемым и действительным.

Дальнейшее развитие не приносит успокоения, а появление темы вступления в коде окончательно возвращает нас в мир переживания и тревоги.

Во второй части – Andante – песенные, широко построенные темы проникнуты настроением тихого созерцательного покоя и мечтательной грусти. Здесь в полной мере раскрывается другая тема романтизма: герой, уставший от внутренних душевных терзаний, находит успокоение в мечте.

Для завершения второй части (и всего произведения) композитор “нашёл” мастерский музыкально-психологический ход – эффект угасания: герой как бы растворяется в мире иллюзий, ведь в реальной жизни его ждёт одно только страдание. Такова идея романтизма, таково содержание лирико-романтической симфонии Шуберта.

Возвращаясь к началу разговора, зададимся вопросом: а не окончена ли “Неоконченная”?

Многие композиторы в разное время стремились дописать “недостающие” части симфонии Шуберта. В 1928 году даже состоялся Всемирный конкурс, на котором было представлено более 40 “окончаний”. Но, как сказано в официальном документе, жюри всё тщательно просмотрело, прослушало и “пришло к выводу, что “Неоконченная симфония” не нуждается в том, чтобы её закончили”…

Использованная литература

  1. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III – М.: Музыка, 1977
  2. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. III – М.: Музыка, 1984
  3. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1997
  4. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. I. Ред. Т. Цытович – М.: Музыка, 1975
  5. Бирюкова Е. Шуберта доделали / Коммерсантъ № 181(3757) 4.10.2007 // http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=811079&NodesID=8
  6. Заранкин Ю. "Неоконченная симфония" окончена. / Парламентская газета № 135(2203) 17.10.2007 // http://www.pnp.ru/chapters/events/events_4577.html?template=25
  7. "Неоконченная" симфония Шуберта завершена. / ClassicalMusicNews.ru Новости академической музыки. 2.10.2007 // http://www.classicalmusicnews.ru/news/Neokonchennaja-simfonija-Shuberta-zavershena/?date=2006-09-30
  8. Поспелов П. Оконченная неоконченная. / Ведомости 05.10.2007, №188 (1962) // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/10/05/133844
  9. Франц Шуберт (Schubert) / Классическая музыка.ru // http://www.classic-music.ru/schubert.html
  10. Франц Шуберт / Композиторы-классики // http://www.renz.zx6.ru/index.php?act=page&id=711117166
  11. Франц Шуберт Симфонии № 8 и 9. По материалам пресс-релиза 07 декабря 2006 / weekend.ru // http://www.weekend.ru/?action=pv&id=361498
Читать еще:


Новые материалы:

Последовательное соединение проводников. 8-й класс :: Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс :: Первые шаги в науку :: Урок математики в начальной школе по системе Л.В. Занкова на тему: "Умножение на двузначное число" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Открытый урок по русскому языку на тему: "Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов". 2-й класс :: Тор: Рагнарёк ( Thor: Ragnarok ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Полки / Анрэкс / Полка Oscar ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD