"Мелодии зимы" : Музыка

"Мелодии зимы" : Музыка

Цели:

  • Образовательная: обучение учащихся анализу музыкального произведения.
  • Развивающие: продолжить формирование следующих умений: сравнение музыкальных, литературных и живописных произведений искусства; умение находить средства музыкальной и художественной выразительности; умения выразительно передавать свои впечатления о музыкальном произведении.
  • Воспитательные: расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи; помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту зимней природы в художественных образах (в музыке, литературе, изобразительном искусстве).

Приемы и методы: эвристическая беседа, активный диалог, наблюдение, сравнение, сопоставление, творческая импровизация, активизация воображения, словесное рисование.

Музыка: В. Боганов “Пришла веселая зима”; П.И. Чайковский “Времена года” “Февраль”, “Масленица”; В. Ренев “Белая дорожка”; А. Вивальди “Времена года”; “Зима”; В. Бодренков “Зима в лесу”.

Наглядные пособия: портреты П.И. Чайковского, А. Вивальди, А.С. Пушкина, С. Есенина; нотный альбом П.И. Чайковского “Времена года”, репродукции картин: Б.М. Кустодиев “Масленица”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, И.Э. Граборь “Березовая аллея”, “Зимний пейзаж”.

Техническое оборудование: DVD-проигрыватель, mp 3-магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие

Учитель: Давайте вспомним, какие слова для распевания мы придумали на прошлом уроке? (“К нам пришла зима”, “Зимушка – зима”). Распеваемся, слушая друг друга, подстраивая свой голос к хору.

2. Сообщение темы урока

– Тема нашего урока: “Мелодии Зимы”. Она совпадает со временем года за окном. Эпиграф тоже на зимнюю тему: “Поет зима, аукает...”
На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться: умеет ли зима звучать, какие у нее мелодии, краски, оттенки.

Вы любите зиму?
За что вы её любите?

Задание: выберите картину, которая подходит к вашим словам.

– Что на ней изображено?

– А теперь давайте вспомним песню, которая совпадает с репродукцией и тем, что мы сейчас сказали. ( “Пришла веселая зима”).

– Какой характер у этой песни?

– Какой изображена зима? (Веселой, пестрой, озорной, шумной, яркой, красочной.)

У Пушкина об этом тоже есть свои строчки: “Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед”.

3. Зиму изображали многие художники, поэты, композиторы. П.И. Чайковский очень любил русскую природу, он ее обожествлял, считал ее живым существом. И, наверное, неслучайно, из любви к природе сочинил он целый альбом, который назвал “Времена года”. Мы уже знакомы с этим альбомом. Что мы слушали уже из него? ( “Осеннюю песню”, Октябрь).

– Почему в этом альбоме 12 пьес? (По количеству месяцев в году.)

– К каждой пьесе композитор подобрал название и стихотворный эпиграф.

4. Сейчас мы послушаем одно из произведений, в котором Чайковский изобразил один из зимних месяцев. Эпиграф и название пьесы я вам пока читать не буду, скажу только название месяца – февраль. Потом мы сравним ваши впечатления, представления с названием пьесы и эпиграфом к ней. Кому из вас удастся увидеть то же, что изобразил композитор.

– Что же вы увидели и услышали?

– Какими средствами музыкальной выразительности пользовался Чайковский?

П.И. Чайковский большое внимание уделял мелодии, ее красоте, мелодичности, певучести. Он любил русские народные песни, старался подражать их напевности.

Эпиграф к пьесе раскрывает весь секрет звучания пьесы в народном стиле:

“Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир”.

То есть, Чайковский изобразил в своей музыке один из русских обычаев -Проводы зимы.

5. Многие композиторы черпали свое вдохновение в русской песенности, в народных обычаях и традициях. Вспомните, какую мы пели с вами песню, которая очень похожа на русскую народную, хотя ее сочинил композитор. (“Белая дорожка”)

– Какая мелодия у этой зимы? (Веселая, раздольная, яркая, колючая, морозная, размашистая.)

6. Но ведь зима бывает не только у нас в России. Приходит она и в другие страны, к другим людям. И сегодня мы побываем в Италии, посмотрим, какая там зима и как ее изображали итальянские композиторы.

А. Вивальди – итальянский композитор. И у него тоже есть музыкальный цикл “Времена года”.
Давайте послушаем и скажем, какая зима у Вивальди?
Сравните зиму Чайковского с зимой Вивальди.
Какая зима вам нравится больше и почему?

7. Давайте опять вернемся в свою русскую зиму. И сделаем мы это с помощью новой песни, которая называется “Зима в лесу”.

Но перед разучиванием ее слов и мелодии мы ненадолго превратимся в художников. Я прочту слова из песни, а вы с помощью “музыкальной кисти” покажите, каким жестом вы бы рисовали эту картину? (мягко, плавно, закруглённо).

А теперь вы – композиторы. Какая мелодия была бы у вашей песни? (легкая, кружевная, ажурная).

– Чем отличается эта песня от тех, что мы уже исполнили сегодня?

– Почему композитор Бодренков выбрал именно вальсовые
интонации для своей песни?

8. Вывод: зима бывает разная, поэтому и мелодии у нее тоже разные. Она может кричать, кувыркаться, веселиться, озорничать, а может быть широкой, бескрайней, величественной, она может быть быстрой и непоседливой, а может – напевной, мелодичной, сказочной.

– Прав был С.Есенин, когда сказал, что “зима поет”?

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание: класс делится на три творческие группы, каждая из которых составляет музыкальную коллекцию:

1-я группа – из песен о зиме;
2-я группа – из стихотворений о зиме;
3-я группа – репродукции, иллюстрации на зимнюю тему.

Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку. КВН "В мире литературы" :: Урок литературы "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") с использованием техник коопераций :: "Сталинградская битва". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы :: Интегрированный урок литературы (смешанный тип) на тему "Пугачев как вождь народного восстания" :: Обучение детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе :: Человек-паук: Возвращение домой ( Spider-Man: Homecoming ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
25 самых ожидаемых фильмов 2018 года: даты выхода ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD