Творческие домашние задания на уроках музыки. 3-й класс : Музыка

Творческие домашние задания на уроках музыки. 3-й класс : Музыка

Уже несколько лет я веду уроки музыки в 3 классе по собственной программе «Музыка моего народа», основанной на следующих принципах:

1. Взаимообусловленность фольклора и жизнедеятельности человека.  В фольклоре, появившемся из практических потребностей общества (общение с силами природы, передача жизненного опыта,  закрепление этических и эстетических норм), отражается все духовное богатство и величие народа.

2. Комплексность – использование на уроках не только различных жанров детского   и традиционного «взрослого» музыкального фольклора, но и народного устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства, что способствует осознанию учащимися нерасторжимой целостности народной культуры, постепенно расширяет сферу эмоциональных переживаний, художественный кругозор, способность к ассоциациям.

3. Импровизационность. В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сочетаются два момента: «радость творчества» (Б.Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребенком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определенных музыкальных знаний. Использование на уроке элементов импровизационности способствует созданию прекрасных образцов детского фольклорного творчества.

 4. Сюжетность занятий.  Органичность и целостность урока, включающего в себя многообразный фольклорный материал, достигается за счет создания сценарной канвы  для каждого из занятий.

Важным элементом освоения программы являются творческие домашние задания. Творческие способности развиваются только  во время самостоятельной деятельности. Поэтому после знакомства на уроке с образцами песенных народных жанров (дразнилок, закличек, частушек, пестушек) ребята имеют возможность  попытаться сочинить  свои припевки. Важным условием домашнего творчества является следование определенным традициям (ритмическим, интонационным, исполнительским).  Результатом  этой деятельности  становится лучшее понимание музыкального языка своего народа, а также развитие креативных способностей личности ребенка.

Творческие задания даются в определенной последовательности. К одному из первых уроков дети сочиняют свой текст  потешки, с оригиналом которой знакомятся на уроке:

Пальчик, пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Вот что может получиться:

Нейковская Маша:

Пальчик, пальчик, где ты был?
– С этим братцем птиц ловил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем суп хлебал,
С этим братцем танцевал!

Нуриев Влад:

– Пальчик, пальчик, где ты был?
– С первым братцем фанту пил,
Со вторым в лото играл,
С третьим – на ушах стоял,
А с четвертым – заскучал.

Староконев Максим:

– Пальчик, пальчик, где ты был?
– Во дворе дрова рубил,
На лугу водицу пил,
В поле птицу изловил,
В доме печку истопил.

Здесь интересно наблюдать, как одни дети используют современную лексику и образы, а другие пытаются создать стилизацию народной речи.

На следующем уроке я провожу игру «Глухие музыкальные телефончики», в которой перед детьми ставится задача или повторить  услышанную припевку в точности, или внести в нее какие-либо изменения: ритмические, мелодические, текстовые.

Обычно начинаю я со следующей припевки:


           Бе-   гал  зай-  ка    по   бо-   ло- ту,
           Он    ис-  кал  се-    бе    ра-   бо-  ту.
           Он    ра-  бо-  ту    не   на-    шел,
           Он    за-  пла- кал   и     у-      шел.

Варианты детских импровизаций:

1.     
                    Бе-  гал  зай-  ка   по   бо-  ло- ту…

– это самый распространенный вариант, с упрощенной мелодией и точным повтором текста.

2.


             Зай-  ка   бе-    гал  по   бо-  ло- ту,
            Он    ис-  кал   се-  бе    ра-  бо-  ту.
             Он    ра-  бо-   ту   не    на- шел,
             Он    за-  пла-  кал  и    по-  шел.

– иногда текст немного варьируется: обычно это связано с не очень точным его запоминанием.

3. 


          Бе-    гал  зай-  ка   по   бо-  ло- ту,
          Он     ис-  кал  се-  бе    ра-  бо-  ту.
          Он     ра-   бо-         ту   на- шел,
          За-    сме- ял- ся    и     по-  шел.

– это – вариант сознательной импровизации, с изменением и мелодии, и текста.
Следующим творческим домашним заданием является сочинение дразнилки (опять же, после разучивания нескольких народных дразнилок на уроке). При этом ставится «этическое» условие: дразнилка должна быть придумана на свое имя, не оскорбительная, но смешная. 

Дворянинов Сережа:


        Сер- гей,   по-ско- рей      за-пус-кай воз-душ-ный змей!
      Змей свалился да сломался, наш Се-рё-га про-счи-тал-ся!

Мальчикова Настя:


        Нас-тя му-зы-ку у-чи-ла, Нас-тя но-ты по-за-бы-ла,


      А по-том на весь наш дом бы-ли но-ты ку-вы-рком!

Бурдина Даша:


        Да- ша, Да- ша, Да-   ша,     Да-ша – прос-то- ква-ша.
        С гор-ки   по-  ка- ти-лась,  и с не-  ё сва-  ли-  лась!

Очень любят ребята сочинять частушки.  Традиционно это задание они получают перед праздником Масленицы, разучив вначале несколько народных.  И на самом празднике очень часто звучат  частушки, сочиненные нашими учениками.

Михеев Максим:

В расписных санях по снегу
Едет Масленка-краса,
Всех блинами угощает,
Прогоняет холода!

Широков Миша:

Мы сидели, песни пели,
Да блиночков захотели.
Раз блинок да два блинок –
Масленица на порог!

Мотухов Пири:

 Я на Масленку подружке
Сочинить решил частушки.
Прежде, чем их записать,
Стал я петь их и плясять!

Заиграй повеселее,
Балалайка, три струны!
Мы на Масленицу спляшем,
Не стесняйтесь, плясуны!

Рыжова Ксеня:

 Блинчик прыгнул к нам на блюдо,
А потом запрыгнул в рот!
Это Масленицы чудо,
Веселится весь народ!

Приходи к нам на блины,
Милая соседка!
Чти обычай старины
И не будь наседкой!

Творческие домашние задания на уроках по программе «Музыка моего народа» очень важны. Кроме того, что любое творчество  позволяет развивать креативные способности личности, собственное сочинение позволяет относиться к народному творчеству не как к чему-то музейному и застывшему, а как к живому способу самовыражения.
Из лучших образцов детского творчества создается сборник, со страничками которого вы можете ознакомиться в Приложении.

Читать еще:


Новые материалы:

Логические схемы. Переход от логического выражения к логической схеме и наоборот :: Занятие Интернет-клуба "Письма сам я на почту ношу" :: Ринг знатоков :: Урок информатики в 1-м классе по теме "Признаки предметов" :: Урок математики в 3-м классе по теме: "Деление круглых многозначных чисел на однозначные" :: Бамблби ( Bumblebee ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Классик-Оптима 800x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD