Урок-демонстрация: "Музыкальная живопись сказок и былин". 5-й класс : Музыка

Урок-демонстрация: "Музыкальная живопись сказок и былин". 5-й класс : Музыка

Цель: Искусство живописи показать в музыкальном единстве.

Задачи:

  1. Научить видеть эмоционально-музыкальную сторону живописи.
  2. Развить способность чувствовать и проникать в мир искусства.
  3. Воспитать эстетический вкус.
  • Необходимые материалы:
  • учебник «Музыка» 5 класс В.В. Алеев;
  • произведения для прослушивания Мусоргский «Баба Яга»;
  • Бородин «Богатырская симфония №2»;
  • фортепиано;
  • портреты композиторов.

Методы: анализ, сравнение, наглядно-слуховой, поисковый, беседа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок будет необычным, мы побываем с вами, как говорил Мусоргский в галереи «Картинок с выставки» , и так как у нас урок музыки, то мы рассмотрим произведения живописи как музыкальное и тема нашего урока «Музыкальная живопись сказок и былин»

Основная часть:

II. Раскрытие темы урока. Слушание музыки.

Первым помощником будет учебник. Какие «Картинки с выставки» представлены в учебнике?

– Баба-Яга, Гном, Богатырские ворота.

– Если бы вы были композитором, к какой картине вы бы написали музыку? Почему?

– Баба-Яга, очень известный персонаж, знаем её образ, характер, что не мало важно для создания музыкального образа. Послушайте внимательно это произведение и скажите, что в нём необычно.

– Ясно слышен полёт Бабы-Яги, если вслушаться в звуки дикого леса, то услышишь зов совы, шорохи леса.

Итак, вы согласны, что есть вещи, которые не нарисуешь, и без портрета образ в музыке не создашь – в этом и заключается основная сила искусства.

Сегодня на уроке мы с вами распоёмся на русской народной песни «Ах ты, степь широкая» (в учебнике). Во время исполнения вы подумайте, кому эта песня близка по духу, по характеру?

– Человеку, который вырос в деревне, среди простора и свободы, с открытой душой.

– А может ли такой человек быть патриотом, защитником своего народа? – Да.

– Кто раньше на Руси был самым сильным воином? – Богатырь.

– Теперь посмотрите на картину «Богатыри» Васнецова. Подумайте, подходит ли наша русская народная песня к внутреннему состоянию богатырей на этой картине? – Да.

– А теперь попробуйте словесно описать внутреннее состояние картины, найти то, что может изобразить композитор в музыке? (рассуждения детей).

Учитель зачитывает краткое описание картины:

«Широко, раздольно простёрлось русское поле. Бескрайние, неодолимые степи. Гудит вольный ветер. Высоко в небе неспешно и гордо плывут облака. Орлы сторожат курганы. Всё вокруг настороженно, будто чувствуя приближение храбрых воинов. Суров богатырь Илья Муромец. Глядит далеко и Добрыня Никитич. Грозная сила притаилась и во взгляде Алёши Поповича. И в молчаливом ожидании стоит храбрая и отважная дружина. «Ни одна, даже крылатая тварь не прорвётся», – думают они».

А сейчас я исполню вам тему из симфонии, а назвать попробуете вы, но для этого выберите нужную картину. (Учитель исполняет главную тему из «Богатырской» симфонии Бородина, дети быстро узнают картину «Богатырские ворота»)

– Почему вы так быстро узнали картину «Богатырские ворота»?

– Музыка подсказывает: октавное звучание мелодии, оно подчёркивает силу, уверенность, низкий регистр, грозный, величественный характер и т.д.

– А как вы назовёте главную тему из симфонии Бородина?

– Богатырская.

– А какой смысл заключается в картине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? Посмотрите, какое действие показано?

– Сцена столкновения персонажей, смысл которого заключается в победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Победа, как и во всех сказках добра над злом, где торжествует порядок и справедливость.

Картину можно рассмотреть и в движение, и в действии, в котором и заключается её суть, смысл.

Такая способность видеть и проникать в мир искусства позволяет глубже рассмотреть суть самой картины и других предметов искусства.

III. Повторение песенного репертуара.

Пение в характере, с чувством расставания и восхищения красотой своей малой Родины, где прошло золотое детство.

Г.А. Струве «Далеко ли, близко ли».

Далеко ли, близко ли, близко ли, далёко
Есть страна волшебная, звёздная страна.
За Тарусой древней, за Окой широкой
Красотой чудесною манит нас она.

На полях там золото, без конца и края
Там переливается в небе бирюза
Лес из малахита, речку обнимает
И рисует радугу летняя гроза.

Солнце там рассыпало все на свете краски
Звёзды бесконечные светят сквозь года
Там промчалось детство, радостная сказка
Та, что не забудется сердцем никогда.

IV. Домашнее задание.

Изобразить в красках красоту песни «Далеко ли, близко ли», создать своё представление картины.

V. Подведение итогов и выставление оценок.

Все выводы дети записывают в тетрадь.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Поход персов в Скифию :: Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века" :: Педагогический проект "Интерактивные методы обучения на уроках обществознания" :: Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста :: Урок "Древнее Двуречье". Самостоятельность, как фактор личностного развития школьника на уроках истории :: Однажды в Германии ( Es war einmal in Deutschland ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD