Обобщающий урок музыки в 4-м классе по теме "Музыкальное путешествие в деревню Гармошка" : Музыка

Раздел: “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

Урок: “Песни разных народов мира. Музыка моего народа”.

Тема урока: “Музыкальное путешествие в деревню “Гармошка”.

Цели урока:

  • Закрепить понятия: народная и композиторская музыка.
  • Продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей

Задачи урока:

Обучающие:

  • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки
  • Учить различать на слух музыку народную и композиторскую, звучание русских народных инструментов
  • Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать творческую инициативу детей.
  • Развивать творческие способности детей

Воспитательные:

  • Прививать любовь к Родине, к русской песне.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Формировать толерантные навыки учащихся 3 класса (так как большинство школ – многонациональные).

Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Компьютер, мультимедиа, экран – используется слайдовая презентация (приложение №1), магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов, самовар.

Ход урока

У – учитель

Д – дети (учащиеся 3 класса)

Класс украшен в русском стиле

У: (музыкальное приветствие с поклоном).

Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.

У: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Д: Русским народным песням.

У: Правильно, а также о разных видах, жанрах русских народных песнях. Но урок окажется не совсем обычным, потому, что утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте:

Учитель достаёт из красиво оформленного конверта “письмо и читает ребятам:

“Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!
Я – самовар Тимошка из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились
Посылаю слайды вам, ведь ваш учитель составил их САМ!

У: Ну, что ж, отправляемся в гости к самовару?

Д: Да!

У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок “Путешествие в деревню Гармошка” (приложение №1, слайд №1). Ребята, а ещё я сказала нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!

Ну что ж, отправляемся в путь, а поможет нам Тимошино письмо, что же ждет нас впереди:

Впереди нас ждет река,
Широка и глубока.
Вы по ней плывите, да не утоните (слайд №2).

Учитель поёт фрагмент р.н.п. “Вниз по матушке по Волге”

У: Скажите, ребята, эта песня народная или композиторская?

Д: Народная

У: А почему, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, у русских песен. есть отличительная черта – ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.

Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?

Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

У: Правильно (слайд №3),

А к какому жанру относится эта песня?

Д: К протяжному!

У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше:

“Речку одолели – и вперед смелее,
На пригорке – деревушка под названьем “Веселушка”
Развеселый в ней народ, песни русские поет.
И вы запевайте, в деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно песню “Солдатушки”!

У: Но прежде чем исполнить эту песню, обратите внимание на экран – здесь даны 3 варианта окончания второй и четвертой фразы (слайд №4,5), подумайте и назовите верную запись.

Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант

Д: правильный вариант окончания 2 фразы – №1, а в 4 фразе – вариант №3.

У: Молодцы, с трудным заданием справились! Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?

Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде! (слайд №6).

У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились: “если хочешь стоя петь, головою не вертеть, встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!”

Дети стоя исполняют солдатскую народную песню “Солдатушки, бравы ребятушки”

У: Как здорово у нас получилось! Весело, с задором пели песню! А теперь ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?

Д: К солдатской песне.

У: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?

Д: Песня мажорная.

У: А какие старые слова встречаются в ней? Найдите в тексте?

Д: Востры, пики, держава…

У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме:

Слева, видите, гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой живет волк злой
Тише идите, Волка не будите (слайд №7)

У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул?

Д: нежную, мягкую, колыбельную.

У: А какие слова будем использовать?

Д: Баю – бай, усни, малыш, моя радость и т.д.

У: Попробуйте сочинить свою колыбельную из этих слов?

Дети пытаются в течение нескольких минут сочинить свои фрагменты колыбельной песни

У: А как вы бы спели свою колыбельную, которую сочинили дома?

Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка……

У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю хрустальный шарик. А вы попробуете спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?

Поют свои колыбельные.

У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?

Д: мамы поют на ночь

У: Правильно, колыбельная песня особенная, у каждой мамы своя такая песня и я тоже, ребята, – мама, и поэтому я приготовила свою колыбельную, но она не народная, а композиторская, потому что её сочинил детский композитор Шаинский. Слушайте внимательно

Учитель исполняет “Колыбельная Медведицы”.

У: теперь попробуем вместе (песня заранее выучена).

Совместное исполнение песни

У: Молодцы! Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным! Ну что ж, полдороги, полпути быстро мы смогли пройти, а сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем!

Проведение “физминутки” (музыкальная игра по выбору учителя)

У: Путешествие к Самовару продолжается:

Справа медведь, Он любит петь,
Громко поет, Пройти не дает,
По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,
Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу! (слайд №8)

У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка, ответит нам Иван Проскурин.

Ваня: частушка – это короткая песня с юмором!

У: Вот, молодец, Иван, а сам ты знаешь хотя бы одну частушку?

Ответ и исполнение учащегося и детей

У: А Я тоже знаю! (учитель поёт озорную частушку)

У: Вообще-то частушки бойкие и веселые, но есть медленные частушки, их называют “страдания”, а есть еще частушки под язык – это когда один поет, а все остальные подражают голосом. Давайте попробуем и мы

Учитель начинает: “Не играй, гармонь, довольно, от “страданья” сердцу больно”.

Дети также подхватывают “страдальчески”:

“Ай-ай-ай!”

Учитель продолжает: “От страданья, от лихого нет лекарства никакого”.

Дети также: “Ай-ай-ай!”

У: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог:

Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?

Д: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.

У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа сущ., как народная, так и композиторская музыка, но это уже совсем другая история, совсем другой урок! А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з – приложение №2)

Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (слайд №9)

Сюрпризный момент

Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

“Самовар вас угощает
крепким и душистым чаем.
Чай – с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.
Он – бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить”.

Гости и ребята садятся пить чай с пирогами

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по теме "Системы уравнений" :: Урок алгебры и начала анализа в 10-м классе по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств" :: Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение дробей" :: Урок-конференция для 8-го класса. Тема: "Число "пи" — магический геометрический символ" :: Все действия с целыми числами :: Сила мечты ( The Soviet Revolution Told Through its Cinema ), 2017 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Байкал Рамир 2 двери 120х240 Модель 750 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD