Работа над дикцией и артикуляцией в детском хоровом коллективе : Музыка

Работа над дикцией и артикуляцией в детском хоровом коллективе : Музыка

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хора слиты воедино свободно льющийся естественный вокальный звук и живое выразительное слово. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. От дикции хора, соблюдения произносительных норм зависит донесение до слушателей поэтического текста. Хорошее произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в «высокой позиции».

Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи и подчинено требованиям музыки.

Для академических хоров характерен прикрытый округлый звук, прикрытая манера пения. Сущность такой манеры пения выражается в том, что некоторые гласные, например И, Е, А поются более округленно, приближаясь по своему звучанию к звукам Ы, Э, О. Хору необходимо научиться сохранять единый вокальный стержень, то есть единую манеру произношения гласных с сохранением характерных признаков той или иной гласной. Большое значение в формировании гласных имеет положение рта и губ поющих. Рот не следует открывать слишком широко, так как это может привести к открытому «белому звуку». Необходимо постоянно следить за тем, чтобы артикуляционный аппарат певцов (рот, губы, зубы, язык, мягкое и твердое нёбо) принимали форму, соответствующую данной гласной. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, а так же и глотки, непосредственно связанной с гортанью. Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, так как это приводит к искажению гласных.

Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. Правила певческой орфоэпии:

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

Пример:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

Пример:
пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

Пример: Солнце-сонце, поздний-позний.

4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.

5) Сочетание букв ться, произносится как цця. Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.

6) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.

Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.

7) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.

Пример:
пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

8) Все звонкие согласные переходят в глухие.

Пример: сад-сат, красив-красиф.

9) В случае, когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.

Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.

10) Глагольные окончания ат, ят, ся при пении не изменяются.

11) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся)

12) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласному У. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зеве». Кроме того У освобождает голос от неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласные У-Ю поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.

Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений на О и Ё поможет выработать округлое, красивое звучание. Далее полезно перейти к работе над звуком И. Он требует приближения к Ю или Ы, помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных, заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук У. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво, при постоянном положении гортани.

Особо остановимся на значении русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. На эти-то образцы и следует обратить внимание. «Распев, распевание - это и есть главное, на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке», - писал замечательный хормейстер А. Д. Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не «проглатывал» и не «смазывал» их. Распевы - замечательная школа вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося протяжного звука.

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие - при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении («б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных являются в пении наиболее удобными. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.

При произношении одних согласных необходимо движение языка (например «р», «т», «д»), другие вызывают утечку воздуха («ш», «ж»), третьи требуют значительного выдоха («в», «ф», «з»). С одной стороны согласные очень важны для ясности речи, с другой - часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхания. Согласные должны произноситься не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном - двух звуках: «Барашеньки», «Андрей - воробей», «Дин - дон» и другие. Учащиеся должны утрированно произносить многие согласные, особенно «р». Согласные вместе с соответствующими гласными помогают точному интонированию. Вот почему так удобно петь упражнения на слоги «ди», «мо», «ле», «ку», «ма», «зи» и т.д. Сочетание гласных «у», «о» с согласными (например слоги «ку», «гу») даёт наибольший эффект в борьбе с «белым звуком», «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «е» с согласными (например слоги «ди», «ле», «зи»).

Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более крупной артикуляции. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука. Движение артикуляционного аппарата при этом минимальное.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова на ряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока литературного чтения в начальной школе "Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение" :: Состав слова. Орфограммы в разных частях слова. Повторение :: Конспект и презентация урока русского языка "I и II спряжения глагола. Общее понятие" (4-й класс, система Л.В. Занкова) :: Урок окружающего мира "Животные - живые существа. Классификация животных по способу питания" :: Элементы образной памяти, приеменяемые на уроках химии :: Секс-Трип ( The Sex Trip ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Отважный рыцарь ( Der kleine Ritter Trenk ), 2015 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD