Отражение значения музыки в жизни человека через литературное творчество : Музыка

Отражение значения музыки в жизни человека через литературное творчество : Музыка

Все искусства так или иначе связаны между собой –
Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура.
И все-таки музыка есть высший род между ними.
Музыка – широкое небо над всеми искусствами;
Она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам
И жанрам художественного творчества.
Музыкальность – едва ли не высшая похвала любому произведению искусства.
Музыка – это звучание времени, его дух.
С.Т. Коненков

Цель урока: Совершенствование эмоционально-художественного и эстетического восприятия музыкального произведения, воспитание интереса и любви к музыке. Формирование положительных реакций на подлинно художественные произведения. Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни с позиции личности развитого общества.

Учебная:

  • Знание основных событий творческой биографии композитора.
  • Знакомство с симфонической, оперной и инструментальной музыкой В.А.Моцарта.
  • Знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Старый повар».
  • Умение учащихся дать оценку значения творчеству В.А.Моцарта – как символу идеальной красоты и гармонии в музыке.
  • Умение анализировать литературное и музыкальное произведения, обобщать их.
  • Развитие интереса к познанию музыкального материала венских классиков на примере творчества В.А.Моцарта.
  • Развитие у учащихся музыкального слуха, певческого голоса, чистоты интонирования, дикции, дыхания, сольного и ансамблевого пения.
  • Активизировать у учащихся формирование творческих способностей, их музыкальное развитие в целом.

Воспитательная:

  • Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре XVIII века.
  • Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащихся, восприятия классической музыки.
  • Формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
  • Накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, развитие и закрепление интереса у детей к занятиям музыкой.

Наглядные пособия и ТСО:

  • Портрет автора литературного произведения, композитора и его современников.
  • Картины художников XVIII века.
  • CD-проигрыватель.
  • Телевизор.
  • ПК

Музыкальный материал:

  • Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
  • Фрагменты симфоний 40,41
  • Соната Ля-мажор (3 часть)

Раздаточный материал:

  • Хронологическая таблица “Жизнь и творчество В.А.Моцарта” (приложение №1)
  • Рассказ К. Паустовского “Старый повар” (приложение №2)
  • Таблица основных произведений В.А.Моцарта (приложение № 3)
  • Хор из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» - музыкальный фрагмент

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие, распевание (вокализ).
  2. Эмоциональный настрой.
  3. Обеспечение раздаточным материалом.
  4. Дети исполняют хор из оперы «Волшебная флейта» - «Послушай, как звуки хрустально чисты»

II. Вопросы:

  • А) К какому виду искусства относится это произведение?
  • Б) Какое настроение у Вас возникло при исполнении этого произведения?
  • В) Что Вам понравилось в нем?
  • Г) В чем тут красота?
  • Д) Какими средствами композитор добился красоты звучания?

Ребята, можно ли композитора сравнить с волшебником?

Порассуждаем на эту тему (слушаю высказывания детей, вступаю в дискуссию)

III. Вывод

Ребята, сегодня на уроке мы убедимся в том, что искусство имеет особое свойство. Искусство несет особый свет, свет любви и вдохновения. А поможет нам в этом Моцарт.

(по телевизору показывается презентация слайдов о жизни и творчестве Моцарта)

IV.

Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,–
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:

Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
П.Б.Шелли (перевод К.Бальмонта)

Звучит музыка Моцарта (фрагмент симфонии № 41 «Юпитер»)

Давайте, ребята, еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока (Все искусства так или иначе связаны между собой – Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура)

Как Вы понимаете эти слова? ( Ответ - музыка эмоционально обогащает жизнь человека)

Музыка – это звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Но может талант, дар. Именно поэтому так интересна нам судьба Вольфганга Амадея Моцарта.

И мы с Вами переходим к литературному произведению К. Паустовского «Старый повар», прочитав который, мы еще раз убеждаемся, что музыка способна совершать чудеса и грустное ощущение предстоящих мрачных событий преображается в яркий всплеск человеческих чувств и радость ухода из жизни.

V. Беседа с классом, вопросы по рассказу:

  1. Удалось ли, по Вашему мнению, показать К. Паустовскому, что музыка - это волшебство?
  2. Давайте вспомним, какое настроение было в начале рассказа и что чувствовал, о чем думал старый повар?
  3. Грустное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
  4. Печальное, мрачное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
  5. Почему нет тяжелого, гнетущего впечатления?
  6. Докажите, что судьба милостива к Иоганну (Ответ: в дом к нему пришел гениальный человек, который подарил ему чудо).
  7. А что чувствовал в конце рассказа главный герой? Какое настроение и чувство овладело им в конце рассказа, после звучания музыки? (Ответ: в своих воспоминаниях он вернулся в молодые годы, когда был счастлив)
  8. Звучат 2 фрагмента симфоний № 40, 41.
    Вопрос: Как Вам кажется - какой из фрагментов больше соответствует эмоциональному настрою этого рассказа? (Обосновать ответ, опираясь на анализ средств музыкальной выразительности)
  9. Можем ли мы сказать, что музыка В.А. Моцарта подарила счастье Иоганну в последние мгновения жизни? (разумеется, ведь даже яблони распустились за одну ночь, небо стало великолепно синим, теплый солнечный свет распространил сверху свои лучи )

VI. Подведение итогов.

Писатель использует прием контраста, чтобы подчеркнуть волшебное воздействие музыки.

Давайте еще раз послушаем фрагменты симфоний В.А. Моцарта, чтобы еще точнее сформулировать свои выводы и ответ на вопрос – Почему эта музыка совершила такой переворот в душе старого повара.

Звучит музыка Моцарта, дети слушают (соната ля-мажор ч.3).

И сегодня на уроке мы приходим к выводу, что музыка и литература - это два вида искусства, взаимодополняющих друг друга. Благодаря их взаимодействию, наши впечатления становятся ярче и переживания более эмоциональными.

Музыка, слово остаются всегда с человеком. Искусство – возможность передать свою любовь, боль, тревогу через время. И наполнить наши сердца чем-то необыкновенным. У каждого это будет свое, сокровенное. Мы сегодня cоприкоснулись с добрым, светлым, вечным. Послушайте, как отзовется оно в наших сердцах. Быть может, гениальная музыка великого В.А. Моцарта вдохновит и вас на нечто необыкновенное (звучит фрагмент симфонии № 40).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чичерин Г.В.Моцарт: Исследовательский этюд – Л: Музыка 1979
  2. Моцарт.Избранник богов Мишель Парути – АСТ, Астрель 2003
  3. Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран (для 5 кл. детской музыкальной школы) – М: Музыка 2003
  4. Т.В. Попова Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века (книга для учащихся старших классов) М: Просвещение 1976
  5. Черная Е.С. Беседы о б опере. М: Знание 1981
  6. Булучевский Ю., Фомин В «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - М: Музыка 2005.
  7. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и старшего школьного возраста М: Педагогика 1985

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

СМИ – четвертая власть :: Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами") :: Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания :: Формирование когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории :: Сценарий урока-конференции "История конституции в России" :: Рок Пес Рок Дог ( Rock Dog ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Космос между нами ( The Space Between Us ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD