"Музыка народов мира". Урок по музыке в 7-м классе : Музыка

Цели:

  • Образовательная: систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения песен кубанского фольклора.
  • Развивающая: обобщить представления школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре.
  • Воспитательная: познакомить с летописью Войскового певческого хора и его правопреемника Государственного Кубанского казачьего хора, показать значимость изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 7 класса, раздаточный материал со слова песен «Трава, моя трава», «Мы с тобой казаки».

План урока:

1. Летопись Кубанского казачьего хора.
2. Кубанский казачий хор сегодня. Творчество В.Г. Захарченко.
3. Воспитание сердца.
4. Домашнее задание.

Приложение 1

Ход урока

1. Летопись Кубанского казачьего хора

Кубанский казачий хор – старейший профессиональный коллектив России, октябре 2012 года отпраздновал 200- летний юбилей. Являясь жителем кубанской столицы, испытываю чувство гордости, что этот творческий коллектив, исколесивший все континенты, стал визитной карточкой Кубани. Его влияние на духовную жизнь мощно и масштабно. Само существование хора во многом изменило духовную жизнь Кубани, где не так давно народные песни могли звучать разве что за праздничным застольем. Когда поёт Кубанский казачий хор, явственно ощущаешь необъятную мощь России, неисчерпаемую силу российской земли. И охватывает восторг оттого, что ты чувствуешь себя частицей этого сообщества, имя которому – русский народ, который вобрал в себя и сибирскую ширь, и казацкую удаль.

Летопись Кубанского Казачьего хора начинается с 1810 года. Протоиерей Черноморского казачьего войска Кирилл Россинский обратился в канцелярию атамана Фёдора Бурсака с прошением о выделении тысячи рублей на создание войскового певческого хора. В состав хора должны были войти: регент, по два баса, тенора, альта и дисканта. Первым регентом, который набирал хор, был Григорий Гречинский. Через год, в 1811 году, было создано два хора: певческий – для церковного богослужения, и музыкантский, то есть духовой. Позже был создан симфонический оркестр, который играл на казачьих праздниках, парадах, служил музыкальному просвещению кубанцев. Певчие хора впервые сопровождали службу на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – празднике, особо почитаемом казачеством, поэтому 14 октября 1811 году стали считать днём рождения Войскового хора и стали отмечать этот день ежегодно. Вашему вниманию предлагается фото, сделанное в честь 100-летия Войскового певческого хора (Рисунок 1).

За долгие годы существования хору пришлось пережить много и славных лет, и трудных периодов. Исполнительская культура хора год от года росла, и уже к сороковым годам о войсковом певческом хоре стало известно далеко за пределами Кубани. В репертуар коллектива были включены не только культовые сочинения, но и светские хоровые произведения русских и зарубежных композиторов Д.М. Бортнянского, В.А. Моцарта, Ф Мендельсона, народные песни в обработке кубанских хормейстеров, а также сочинения русских композиторов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А. Рубинштейна. Несмотря на то, что хор создавался как один из символов кубанского казачьего войска, существовал более ста лет в качестве воинского подразделения, историческая роль его оказалась гораздо значительнее. В 1857 году от Черноморского казачьего войска в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу на учёбу были направлены М.В.Терпилец и М.Н. Бибик. Один из самых известных руководителей хора – Г.М. Концевич. Плодотворно прошли его годы учёбы в Придворной певческой капелле, где преподавали музыкально – теоретические дисциплины М.А.Балакирев, А.К. Лядов, Н.А. Римский – Корсаков. В 29 лет Г.М. Концевич становится художественным руководителем Кубанского Войскового певческого хора . Благодаря усилиям Г.М. Концевича открывается двуклассная школа для мальчиков с оркестровым и хоровым отделениями. Это способствовало расширению их кругозора, повышению исполнительского уровня певцов и музыкантов. В 1910 году в Екатеринодаре открывается общество хоровых деятелей. В 1911 году были подготовлены и проведены торжества к 100-летию Войскового певческого хора. В «Приветственном адресе Наказному атаману и представителю кубанского казачьего войска» было сказано, что Войсковые хоры в течение ряда лет были единственным источником, из которого население получало сведущих в музыке людей, разносивших зачатки музыкальных знаний по всему краю, причём наибольшая доля культурно – просветительской работы приходилась на город Краснодар. Это было единственное высококультурное учреждение, «яркий очаг», который распространял вокруг себя свет и теплоту человеческих чувств, пробуждаемых искусством. Именно в церкви хор воспринимался современниками «ярким очагом», и «теплее», ближе он к казачеству оттого, что вместе с общероссийскими символами веры звучали под сводами собора родные казачьи песни, обретавшие магическое действие на патриотические чувства людей.

Во второй половине XIX- начале XX веков кубанское казачество представляло собой этно социальную общность, которая обладала основными признаками, присущими самостоятельному этносу. В ходе длительного исторического развития кубанское казачество создало свою самобытную культуру, являющуюся составной частью культуры России.

2. Кубанский казачий хор сегодня. Творчество В.Г. Захарченко

Традиции Кубанского казачьего хора четвёртое десятилетие преумножает вместе со своим коллективом талантливый дирижёр, учёный – фольклорист, ученик Владимира Минина, народный артист России, Украины, Республики Адыгея, республики Абхазия, лауреат Государственной премии РФ, доктор искусствоведения, композитор Виктор Гаврилович Захарченко (Рисунок 2). Став художественным руководителем хора с 1974 года, Виктор Гаврилович высоко поднял планку исполнительского мастерства, наполнил репертуар истинно народным содержанием и создал современное творческое лицо коллектива. Этот хор выступал на лучших концертных площадок страны, достойно представлял и представляет национальное искусство России на пяти континентах.

В чём же секрет успеха этого коллектива? В том, что одна из важнейших черт его творческого лица – подлинная народность, огромное уважение к фольклорному первоисточнику. Виктор Захарченко, художественный руководитель коллектива, собиратель и знаток фольклора, как учёный – фольклорист издал в сборниках, а также записал с хором на пластинки и диски тысячи самобытных произведений традиционной национальной культуры черноморских и линейных казаков, составляющих основу Кубани (Рисунок 4). Сделано это очень своевременно: не ушли старинные казачьи песни вместе с чудовищным разрывом духовной связи поколений, на чью долю выпали глубокие социально- политические потрясения XX столетия. Виктор Захарченко – это человек с горячим сердцем, с истинной любовью к народу, который собрал, сохранил и вернул сокровища народного творчества людям.

В концертных программах хора немало произведений подлинного казачьего фольклора. В программах Кубанского казачьего хора обычно оговаривается место записи каждой песни: станица Дядьковская, Казанская, Тбилисская, Некрасовская… Хор поёт исторические песни, свадебные, шуточные, лирические, плясовые, обрядовые.В его репертуаре есть песни времён Октября, гражданской и Великой Отечественной войн.

Кубанцы очень тесно связаны истоками своей культуры с Украиной. Много образцов народного творчества, уходящих в историю Запорожской сечи, обрело вторую родину и обогатилось новыми оттенками содержания и формы. Например, многим полюбился кубанский вариант старинной украинской песни «Рспрягайтэ, хлопци, конэй», записанный в станице Дядьковской (прослушивание песни).

«Ой, тучки темны»- походная песня, записана в станице Казанской. Есть в этой песне и радость, и грусть, и упругий маршевый ритм. Одна из примечательных тенденций в преломление русских и украинских песен – стремление героизировать песню, наполнить её активной ритмикой, приспособив к условиям боевого похода. Песня «Вспомним, братцы», это время» рассказывает о беспримерном переходе Суворова через Альпы. И сегодня эта песня вызывает чувство гордости за подвиг русских воинов (Рисунок 3).

Разыгрывать сюжет в лицах – в обычаях кубанцев на гуляньях, и праздниках. Игровые песни, хороводы – это народный театр, который отражает яркость, многообразие жизни. Народная память хранит множество шуточных, игровых песен. Одна из них «Трава, моя, трава» (Рисунок 4). Слушаешь её и кажется, будто исполняется она не на сцене, а на праздничном гулянье (прослушивание плясовой казачьей песни «Трава, моя трава» и её разучивание).

Сколько юмора и огня в шуточных песнях! Их великое множество на Кубани. Одна из самых любимых в народе «Ты ж мэнэ пидманула». Сама её хоровая аранжировка – перекличка двух групп хора – предполагает весёлое обыгрывание, импровизацию, действие. Не только петь, но и играть – такую задачу ставят перед собой исполнители. Песня «Посияла баба конопель»- истинно кубанская песня с традиционным запевам солиста и припевом, исполняемым хором (прослушивание шуточной песни «Посияла баба конопыль»).

Неувядаемой славой покрыли себя на фронтах Великой Отечественной войны кубанские казачьи дивизии, сражаясь за свободу и независимость Родины. Особо отличился Четвёртый гвардейский Кубанский казачий корпус под командованием генерала Н.Я. Кириченко. В боевых походах и на привале – всегда помощницей и советчицей воинов была песня…

Записи и обработки многих народных песен для Кубанского казачьего хора сделаны его художественным руководителем, композитором В. Захарченко. К примеру, песня «Калина-малина» записана в станице Брюховецкой, «Гэй, быкы, чого ж вы сталы»- в станице Васюринской.

Проникнуть в тайники души невозможно без лирической песни. «О чём задумался, служивый», «Сине море, ой, глубоко» и другие песни хор не просто поёт, а «проживает». И самое важное при этом: добиваясь полнокровного звучания, не теряется поэтичности, рождённая поколениями и поколениями прежних исполнителей (прослушивание песни «Сине море, ой, глубоко»).

Есть одна важная деятельность руководителями Виктора Захарченко – это его композиторское творчество, которому он отдавал и отдаёт всю свою душу и талант. Тяга к сочинительству началась ещё в юношеские годы, когда он играл на трёхрядной гармошке. С годами были обретены музыкальные знания и опыт, появлялись новые мелодии, жажда работать и творить были всё сильнее и сильнее. За время творческой деятельности Сибирском народном хор, а позднее и в Краснодаре, композитор написал песни, которые стали широко известными: «Россия», «Отзовитесь, однополчане», «Подружка – шаль», «Принимай, страна, наш кубанский хлеб» и др. «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова, хлеб – всему голова»- слова «Баллады о хлебе», написанной на стихи В.Баланчана. Баллада исполняется на каждом концерте Кубанского казачьего хора и слушатели всегда просят её повторить. Это торжественный гимн хлебному колосу и труду землепашца. Все песни издавались, были записаны на пластинки, звучали по радио. Но особым творческим озарением стали последние годы композиторской работы Виктора Захарченко. Сегодня композитор как бы заново прочитывает великие имена русской поэзии: Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова и находит у них именно те стихи, которые отвечают его гражданской позиции, кажутся современными и злободневными. Интересна история произведения Алексея Толстого «Ой, стога, стога». В стихотворении, написанном более полутора столетий назад, В. Захарченко увидел метафору развала СССР, только вместо республик – стога, которые разметало по полю, и мечтают они снова стать единым целым и избавиться от воронья. А судьба русского народа разве не такова? Сколько тяжких испытаний и лишений пришлось пережить народу в разные времена. На стихи кубанского поэта Николая Зиновьева композитором была написана песня. Когда хор поёт песню на его слова, люди рыдают:

В степи, покрытой тайной бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл творец Вселенной,
Остановившись, он изрёк:
«Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты томим?»
А человек сказал: «Я – русский».
И Бог заплакал вместе с ним.

Многие его песни посвящены близким по духу творцам, артистам, друзьям: Г.Свиридову, Г. Пономаренко, А.Дуднику, М. Кропостиной, Г.Меркуловой. Композитор уверен, что сегодня людям нужны глубокие и откровенные авторские песни, которые обращены к душе, добру, укрепляющие национальное самосознание и историческую память. Эти песни предназначены соединиться духовно разобщённое общество в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, который сможет выдержать любые испытания.

Мелодии песен В. Захарченко достаточно просты, но в силу огромного значения для Захарченко идеи, слова, содержания мелодическое движение как бы призвано увеличить смысловую нагрузку слова, поднимает его эмоциональный накал. Поэтому так много в его песнях энергичных и призывных мелодий – кличей в песнях «Русь», «Вся Россия стала полем Куликовым», «Русские мы», «Ветер, не ветер», «Мы с тобой казаки», «До конца». Эти песни заряжают слушателя активной энергетикой (прослушивание песни «Мы с тобой, казаки» и её разучивание).

Особое место в песенном творчестве Виктора Захарченко занимает религиозная тема как важная тема для глубоко верующего православного русского человека, потому что вера в бога всегда тесно переплеталась с поисками правды на земле, высокими нравственными принципами общинной жизни, с любовью к родной земле и Святой Руси (Рисунок 5). Вера для русского человека – это важнейший источник его высоких патриотических переживаний. Поэтому в песнях В.Захарченко продолжает свою главную патриотическую тему. В этих песнях он использует другие интонации, мелодии и ритмы. Так, на слова иеромонаха Романа написаны песни «Отложим попеченье», «Пресвятая Богородица», «Колокольный звон». Слова этих песен как бы вытекают из молитв «Жертва вечерняя» и «Господи, помилуй», и слова самого стиха становятся частью этих молитв. Мелодии этих песен смиренны и несуетны, построены по принципу молитвенных причитаний. Даже в песнях, связанных с молитвой и отражающих житейские печали, композитор достигает ощущения молитвенной отстранённости от бурных переживаний в лирическом и повествовательном развёртывании мелодий.

При всём многообразии творческих идей, тем, и жанров Виктор Захарченко композитор преимущественно лирический. Его идеалы доброты, любви и нежности, вызывают к жизни особые, часто грустные, но одновременно умиротворённые мелодии песен. На концертах кубанского казачьего хора люди плачут. Когда человек плачет, слушая песни – это хорошие слёзы.

До настоящего времени не удалось возродить духовой и симфонический оркестр, как это было в Войсковом хоре 100 лет назад. Симфонический оркестр в Краснодаре создан, но в структуре ТО «Премьера». Весной 2012 года будет дан отдельный концерт оркестрантов, чтобы показать продолжение миссии, начатой предками. В программе концерта – произведения разных жанров, в том числе и классические.

За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В его исполнении вернулась к народу и стала гимном Кубани песня «Ты, Кубань, ты наша Родина!» на стихи священника Константина Образцова.

Одно из новых современных направлений в подборе репертуара – обращение к классической музыке, что было свойственно дорелюционному периоду в истории хора. Так, на столетии коллектива в 1911 году в исполнении симфонического оркестра прозвучала симфония П.И. Чайковского «1812 год». Возрождая традиции прошлого, всё чаще в концертах вместе с хором участвует камерный ансамбль «Благовест».

Украшают концертные программы танцевальные номера балета Кубанского казачьего хора, который сегодня – один из лучших народных танцевальных коллективов страны (Рисунок 5). Созданы яркие и оригинальные хореографические композиции, такие как «Казачий пляс», «Ковал кузнец казачью шашку», «Гулянье в кубанской столице», «Наурская», «Крыло», «Хуторская полька», «Казачья лейбгвардейская». Эти композиции отличаются сложной мужской хореографией, которая является воплощение мужского достоинства (Рисунок 6). Казаки с детства учились владеть шашкой. Артисты балеты также мастерски владеют оружием, взрывая зал восторженными аплодисментами. С нашими замечательными артистами – танцора в разное время работали лучшие хореографы юга России балетмейстеры: заслуженный деятель искусств Республики Кабардино – Балкария Г.Гальперин, народный артист России Н.Кубарь, заслуженный деятель искусств России В.Модзолевский. Поставленные ими номера до сих пор не сходят со сцены и радуют зрителей пластикой, силой и мощью казачьего духа. Много лет был солистом в танцевальном коллективе В. Захаров. Зрители запомнили этого артиста за яркое комическое дарование. Сейчас Валентин Захаров – заслуженный артист России, он любимый учитель для учащихся детской школы Кубанского хора. Заслуженная артистка Республики Адыгея Е. Арефьева ещё совсем недавно блистательно исполняла ведущие партии в хореографических композициях. Теперь она руководит ныне обновившейся танцевальной группой.

Одно из новых современных направлений в подборе репертуара – обращение к классической музыке. Именно это было свойственно дорелюционному периоду в истории хора. Так, на столетии коллектива в 1911 году в исполнении симфонического оркестра прозвучала симфония П.И. Чайковского «1812 год». Возрождая традиции прошлого, всё чаще с казачьим хором на сцену поднимается камерный инструментальный ансамбль «Благовест».

3. Воспитание сердца

Успех Кубанского казачьего хора отличается стабильностью, и в этом заслуга В. Захарченко – он вовремя позаботился о подготовке юных артистов. Иначе и быть не могло, ведь традиция обучения юных талантов музыкальной и языковой грамоте, искусству пения – давний казачий обычай, который родился в Войсковом певческом хоре на заре существования коллектива. В 1985 году у Виктора Захарченко появилась идея открыть в своём коллективе школу для одарённых детей, потому что считал, что привить любовь к родной земле, к истории страны, к искусству можно только в детстве. В 1990 году появился Центр народной культуры на Кубани, на базе которого начала работать детская студия. Через два года эта студия стала школой народного искусства при Кубанском казачьем хоре. Учащиеся обучались народному хоровому пени, народному танцу, игре на музыкальных инструментах, декоративно – прикладному искусству. Воспитанники участвовали в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Школу искусств было решено преобразовать в школу полного учебного дня. Теперь дети утром осваивают школьную программу, затем занимаются искусством, успевают подготовить домашнее задание. В 2007 году школе присвоили имя её основателями – Виктора Захарченко, который с первого дня существования школы способствует её успеху и процветанию. В апреле 2011 года в станице Старокорсуновской открыта школа-интернат для детей, живущих в Краснодарском крае. Школа – интернат имени В.Захарченко для многих стала путёвкой в Кубанский казачий хор. Самые яркие юные таланты выступают с профессиональным коллективом со школьной скамьи. Других приглашают после выпускных экзаменов, на которых обязательно присутствует сам Виктор Гаврилович Захарченко. Вот юные таланты, имена которых обязательно нужно назвать: Кира Мурадилова, Ирина Морозова, Кирилл Данилов, Александр Арланцев.

Называя имена юных артистов, нужно представить солистов этого выдающегося творческого коллектива. Рассказ о каждом из них был бы достойной страницей продолжения истории Кубанского казачьего хора в день его 200-летия: заслуженный артист Республики Марий Эл, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Цирюльник, заслуженная артистка Кубани, заслуженная артистка РФ Наталья Коротенко – Губа, заслуженный артист Кубани, заслуженный артист РФ, медаль «За укрепление боевого содружества» Александр Дедов, лауреат I премии Первого международного фестиваля – конкурса народного песенно-танцевального искусства молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая», медаль «Генерал-майор Александр Александров» Софья Бовтун, заслуженный артист Республики Адыгея, заслуженный артист РФ Владимир Заниздра, лауреат Всероссийского конкурса «Голоса России», медаль «Генерал-майор Александр Александров», выпускница школы для одарённых детей имени В.Г. Захарченко Марина Ищенко.

По словам В.Г. Захарченко, история Кубанского хора похожа на реку, в течение которой были спады и подъёмы, она мелела и уходила в песок. Но эта река жива благодаря ключам, которые её питают. Ключи эти – неиссякаемое народное песенное творчество. Именно народная культура является истинной связью поколений. Кубанский хор посредством своего искусства добивается того, чтобы россияне, обращаясь к своим духовным истокам, ощущали свою связь с прошлыми поколениями, воспитывая на славном историческом прошлого подрастающее поколение.

4. Домашнее задание

Написать эссе на тему « В чём секрет популярности творчества Кубанского казачьего хора».

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированное психолого-логопедическое занятие. Экологический турнир «Главное чудо Планеты» :: Информационные технологии на уроках русского языка. Урок закрепления знаний по теме: "Лексика и фразеология". 6-й класс :: Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных" :: Усиление внимания к смысловой стороне речи, овладение нормами современного русского литературного языка, развитие речи учащихся :: Многообразие значения слова "метель" (урок развития речи в 8-м классе) :: Ой, мамочки ( Telle mère, telle fille ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Кроватки/Детская мебель/Кровати/Кровати для подростков / Cilek (Magn) / Кровать Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD