Открытый урок по слушанию музыки "Путешествие в мир музыкальных инструментов" : Музыка
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Открытый урок по слушанию музыки "Путешествие в мир музыкальных инструментов" : Музыка

Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с различными музыкальными инструментами.
  2. Развитие творческого мышления.
  3. формирование умения определять на слух звучание музыкальных инструментов.
  4. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации учащихся.

Оборудование:

  1. Телевизор.
  2. DVD-проигрыватель.
  3. CD-проигрыватель.
  4. иллюстрации музыкальных инструментов.
  5. Карточки с изображением музыкальных инструментов.
  6. Кроссворд.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с музыкальными инструментами.
  3. Игра “Угадай музыкальный инструмент”.
  4. Закрепление материала в форме кроссворда.
  5. Оценивание.

Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; игра.

Ход Урока

У.: Здравствуйте ребята!

Д.: Здравствуйте.

У.: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну музыкальных инструментов. А какие вы знаете музыкальные инструменты?

Д.: (Фортепиано, скрипка, флейта, труба и др.)

У.: Молодцы! Сколько вы инструментов уже знаете! И многие из тех, которые вы называли, входит в состав симфонического оркестра? А кто помнит, что же такое оркестр?

Д.: Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах

У.: Правильно! И самый большой оркестр по численности музыкантов это симфонический оркестр.

У.: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми инструментами. Одни из них иногда звучат в симфоническом оркестре, а другие нет. А как вы думаете, когда же появились музыкальные инструменты?

Д.: (Ответы.)

У.: Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, все правильно, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, человеческий голос.

Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов: ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей, струнные из натянутой тетивы лука, духовые из полого дерева.

Одним из самых древних инструментов является Арфа. Предположительно прародителем арфы был охотничий лук.

У.: А как вы думаете, как же охотничий лук мог превратиться в музыкальный инструмент?

Д.: (Ответы.)

У.: Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Возможно, этот человек продолжил игру, и решил натянуть рядом с первой тетивой вторую. Теперь можно было произвести 2 звука и даже сыграть самую простую мелодию. Это событие стало великим открытием: возможно именно так и возник первый щипковый струнный музыкальный инструмент.

Со временем за второй натянутой тетивой стали добавляться все новые и новые. Однако Арфа всё еще имел форму лука. Её держали в руках, а играли на неё путём перебирания пальцами струн.

Древние арфы были меньше и легче. Они были спутницами певцов и музыкантов почти у всех народов мира.

У.: Ребята, а как вы думаете, в какой же стране возникла Арфа?

Д.: – ответы.

У.: – Арфа пользовалась популярностью в Древней Греции и Риме, Древнем Египте. Одной из самых совершенных считается египетская арфа. Существовало даже мнение что Египет – родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово “арфа” и понятие “прекрасное”.


Рис. 1

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, инкрустировались перламутром, слоновой костью, драгоценными камнями и т.д. Во время пышных религиозных и придворных церемоний применяли большие дугообразные инструменты, превышающие размеры современных. На них играли стоя.


Рис. 2

Со временем (8–15 века) арфа входит в музыкальный обиход многих стран Европы. На ней часто играют бродячие музыканты. Их образ жизни музыкантов требовал необходимость пользоваться небольшим инструментом, который был пригодным для аккомпанемента пению. Иногда эти маленькие арфы включались и в состав инструментальных ансамблей.


Рис. 3

С конца 18 и начала 19 века арфа становится в России одним из наиболее любимых инструментов. К 20 веку арфа прочно утвердилась в европейской музыке в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента.

Вначале изменение высоты струн производилось вручную, а затем был изобретен сложный механизм педалей. На первых порах педали изменяли высоту звука каждой струны в пределах полутона, и лишь в 1820 году Себастьян Эрар изобрел арфу с двумя педалями педалей. Т.е. с этого времени примерно 200 лет назад арфа приобрела всем знакомый нам вид.

Манера Игры: На арфе играют сидя, наклоняя ее корпус к правому плечу и слегка опирая о колени. Звук извлекается защипыванием струн пальцами. В игре участвуют пальцы обеих рук (кроме мизинцев). У концертной арфы имеется 43 струны


Рис. 4

 

У: Услышав однажды волшебные звуки Арфы, Петр Ильи Чайковский решил использовать этот инструмент в своих произведениях. И одним из самых ярких примеров использования арфы, можно услышать в Адажио из балета “Щелкунчик”.

Но, перед тем, как слушать произведение, скажите пожалуйста, ребята, как необходимо слушать музыку?

Д.: Нужно слушать внимательно, в тишине. Можно закрыть глаза и представить себе картину, которую передаёт данное произведение.

Прослушивание – “Танец принца и феи драже” Акт 2, балет “Щелкунчик”, П.И.Чайковский.

Анализ прослушанного музыкального номера.

У.: Понравилось вам звучание Арфы? -Что вы себе представили? -А какие инструменты вы еще услышали? (Ответы.)

– Молодцы!

У.: Другим удивительным инструментом, который так же использовал Петр Ильич Чайковский в своем творчестве является Челеста.

Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластиночкам, а иногда даже стеклянным пластиночкам, обтянутые замшей.


Рис. 5

Звук его напоминает необыкновенно красивый мягкий звон, как небесный колокольчик. Потому его и назвали так: celeste по-итальянски значит "небесный". Она изобретена во Франции в 1886 году французским мастером О.Мюстелем. Инструмент имеет диапазон в четыре октавы начиная от до первой октавы.

Техника игры на челесте напоминает фортепианную, с той лишь разницей, что на ней нельзя достичь динамических оттенков и быстрой репетиции. Динамические градации звучности на челесте отсутствуют; на ней все звучит piano или pianissimo.

У.: А сейчас давайте послушаем, как звучит этот инструмент. Петр Ильич Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет Щелкунчик. С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре.

Как вы знаете, Фея Драже хозяйка сказочного сахарного дворца. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Она загадочна и прекрасна. Вот, послушайте….

Прослушивание – “Танец феи Драже”, балет “Щелкунчик”, П.И.Чайковский.

Анализ.

У.: Вам понравилось произведение? Что вы себе представили? (Ответы.) – Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила? (ответы) – Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (ответы)– Какие еще инструменты вы еще услышали в произведении? (Ответы.) (Скрипки.)

У.: Ребята, как же вы можете охарактеризовать звучание этого инструмента?
Д.: Звук ее похож на легкое позванивание.

У.: А похоже на колокольчики?

Д.: Да, только более продолжительное, чем у колокольчиков.

У.: А сейчас мы познакомимся с удивительным инструментом. Он не входит в состав европейского симфонического оркестра, но зато входит в состав другого оркестра. Но сначала, давайте вспомним, какие струнные инструменты вы знаете?

Д.: Скрипка, виолончель, альт, контрабас.

У.: Правильно. А как вы думаете, есть ли другие разновидности струнных инструментов в разных странах?

Д.: Да, есть.

У.: А вы знаете какие-нибудь?

Д.: (Ответы.)

У.: Семейство струнных инструментов огромно и один из этих инструментов родился в Китае. Называется этот инструмент – Эрху.


Рис. 6

Эрху – один из важнейших китайских струнных инструментов. Его история насчитывает более 1000 лет. Конструкция довольно проста – к небольшой шестигранной деревянной коробочке резонатора, на которую натянута змеиная кожа, крепится длинная шейка, на которой натянуто всего две струны. Сейчас струны делают из металла, но изначально для их изготовления использовался шёлк. Играют на эрху смычком из конского волоса.

Отличие эрху от других струнных инструментов заключается в том, что смычок закреплён между двумя струнами, расположенными так близко, что он может касаться их одновременно.

Имя этого инструмента дословно обозначает "двухструнный варварский инструмент". А назвали его так потому, что он был завезён малочисленными племенами и играли на нём в основном крестьяне. Они играли народные песни, описывающие повседневную жизнь, вроде ловли рыбы и выпаса скота.


Рис. 7

Когда играют на эрху, исполнитель, сидя, держит инструмент в левой руке вертикально, а лукообразный смычок в правой. Диапазон эрху достигает 3 октав. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.

Голос эрху мягкий и выразительный. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.

В китайском симфоническом оркестре эрху является основным музыкальным инструментом; он занимает место, подобное скрипке для европейского симфонического оркестра.

А сейчас, для того чтобы наглядно посмотреть как играют на этом инструменте и услышать его звучание, давайте посмотрим видеофрагмент выступления одной китайской исполнительницы.

Просмотр видеофрагмента ~ 3мин.

У.: Понравилось ли вам звучание этого музыкального инструмента? (Да!)

У.: Похоже ли звучание на нашу скрипку?

У.: А что вы себе представили? (Ответы.)

У.: Вот какой удивительный инструмент существует.

Эрху не является музыкальным символом Китая, но существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа.

У.: Как вы думаете, какой же музыкальный символ у нашей страны?

Д.: Ответы (балалайка)

У.: Правильно! Наш музыкальный символ это балалайка.


Рис. 8

Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

У.: Ребята, а как вы думаете, откуда же произошло название балалайка?

Д.: Ответы.

У.: Название “балалайка”, иногда встречающееся в форме “балабайка” – народное, вероятно дано инструменту в подражание бренчанию, “балаканью” струн во время игры. “Балакать”, “балагурить” на народном наречии значит болтать.

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I. В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках.

Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад. Встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, и с разным количеством струн – от двух до пяти. Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок – звонкость тембра.

Изначально распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России.

Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев организовал в Петербурге “Кружок любителей игры на балалайке”, а сейчас он называется “Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева”.

Давайте посмотрим видеофрагмент игра на балалайке. Прозвучат Две русские народные песни на балалайке "Выйду я" и "Коробейник" в исполнении Ильи Лунина

Просмотри видеофрагмента.

У.: Какой же характер придает балалайка? (Шутливый, задорный.)

У: А вам хотелось потанцевать? (Да.)

А теперь давайте повторим, как же называются уже музыкальные инструменты, с которыми мы сегодня познакомились.

Игра “Угадай инструмент”.

Разгадывание кроссворда “Музыкальные инструменты”.

Домашнее задание. Придумать сказку, где фигурировал бы какой-либо музыкальный инструмент.

Читать еще:

Новые материалы:

Генетическая связь между классами неорганических соединений :: Алюминий: положение в периодической системе химических элементов, строение атома, физические и химические свойства :: Урок химии по теме "Углеводы, их строение, свойства, биологическое значение и применение" :: Методическая разработка интегрированного урока по теме "Рассказы о картофеле" (английский язык + химия + биология) :: Урок литературы в 6-м классе по теме: "Долгая дорога домой"(по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") :: Миссис Хайд ( Madame Hyde ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru