Сценарий урока музыки "Мелодия – душа музыки". 6-й класс : Музыка

Аннотация. В сценарии урока музыки по программе В.В. Алеева, Науменко Т.И. представлены деятельность учащихся в группах, работа со словарём, с иллюстративным материалом, результат деятельности “аналитической группы”, “экспертной группы”. Сценарий урока реализуется в тесном взаимодействии с учебником “Искусство. Музыка. 6 класс”.

Тема Содержание Характеристика видов деятельности
Мелодия — душа музыки Мелодия-важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в “Серенаде” Ф.Шуберта 1. осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки

(с учетом критериев, представленных в учебнике);

2. воспринимать характерные черты творчества композитора Ф. Шуберта;

3. узнавать по характерным признакам (интонации, мелодия) музыку Ф. Шуберта

Цель урока: открыть для себя широкие возможности мелодии.

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
  • формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока
Музыка (слушание) Иллюстрация (учебник) Урочный (пение)
CD №18

Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба

“Серенада”

Нотный пример № 17

(учебник, страница 65)

Страница

С.64

Дневник музыкальных размышлений

Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко”

 

Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные Метапредметные Предметные
1.развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном отношении к музыке;

2. наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение

1. использование разных источников информации (учебник; словарь: С.152-156; иллюстративный ряд, дневник музыкальных размышлений; интернет-ресурсы: учебник, С. 160);

2. стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

3. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач (дневник музыкальных размышлений: С.12, 13; С.51);

4. общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности

1. умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлении о музыке;

2. проявление навыков вокально-хоровой деятельности

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 6 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-2-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 63-65

Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”:

Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.- М.:Дрофа, 2014.- С.12, С.13, С.51

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 6 класс.-М.: ООО “Дрофа”, 2013, mp3

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон

Оборудование: ноутбук

1. Организационный момент

Приветствие;

Школьный журнал: отметить отсутствующих;

Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных размышлений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями

2. Творческая деятельность на уроке:

А. Инструментарий урока:

Учебник: С.63- С.65

Дневник музыкальных размышлений: С.12, С.13, С.51

Песенный репертуар: Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко”

Слушание музыки:

CD №18: Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада”

Нотный пример № 17 (учебник, страница 65)

Дополнительный источник: И. Прохорова Музыкальная литература зарубежных стран для V класса Детской музыкальной школы. Шестое издание.- Издательство “Музыка”. Москва: 1979.- С.90

Учитель: Сегодня главный “герой” нашего урока - Мелодия.

Б. Распределение “ролей”, или деятельность в группах:

группа № 1 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 1

группа № 2 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 2

группа № 3 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 3

группа № 4 (учащийся)описание иллюстрации, или “Как иллюстрация созвучна теме урока (учебник, страница 64)

группа № 5 (два ученика)работа со словарем — страницы 152-156; определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала

группа 6 (два ученика, за компьютером, возможен вариант использования личного инструментария) поиск дополнительного материала по теме урока (роль мелодии в творчестве Ф. Шуберта, роль мелодии в “Серенаде” Ф. Шуберта), используя интернет-ресурсы: учебник, С. 160; ответ записать в Дневник музыкальных размышлений, С.13

“аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали” (“Раздаточный стол”, “Музыковедческие листы” для подготовки ответа на вопрос: “Характерные черты творчества Ф. Шуберта”)

“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...

В. Сценарий урока

Виды деятельности учащихся:

- групповая деятельность по “ролям”: подготовить свой ответ-исследование;

- “игра с текстом”: один ученик читает - другие раскрывают содержание прочитанного. В ответах - не менее трёх предложений, помощник - Учебник.

Учитель: Мелодия — главный “герой” нашего урока.

1-й чтец:

- Если ритм присутствует везде — и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство. Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П.Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: “Мелодия — душа музыки”. Ибо где, как не в ней — то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Учитель: Зачем нам надо учиться слушать и вслушиваться в мелодию? Обратите внимание на построение своих размышлений: “Главный герой — Мелодия”.

Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста учебника:

1-й учащийся - Мелодия всецело принадлежит музыке. С мелодии начинается сама музыка. Первая пропетая мелодия запоминается человеку на всю жизнь.

2-й учащийся - Первая музыка в жизни человека — это первая услышанная, первая пропетая мелодия. В мелодии отражена человеческая душа. П. Чайковский создал много прекрасных мелодий.

3-й учащийся- Мелодии бывают разные: то светлые, то тревожные. В мелодиях звучат человеческие надежды и радость. В мелодиях звучат печали и тревоги. Мелодия помогает размышлять человеку.

Учитель: Зачем нам надо вслушиваться в мелодию?

2-й чтец:

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучания образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в “Каменном госте” есть такое сравнение: “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия”. Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу высших предел человеческих чувств”.

Учитель: Чему нас может научить мелодия?

Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста учебника:

1-й учащийся - Мелодия научит понимать красоту окружающего мира. Мелодией звучат и пение лесной птицы, и журчание ручья. Мелодией могут звучать и плавно изогнутая линия реки и силуэт далёких гор.

2-й учащийся - Александр Пушкин видит в мелодии вдохновляющую силу. Мелодия - это высший предел человеческих чувств. Поэт также считает, что мелодия - душа музыки.

3-й учащийся - свой вариант ответа.

Учитель: Как мелодия воздействует на человека?

3-й чтец:

В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Учитель: Чем же объясняется воздействие мелодии на нас с вами?

Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания прочитанного и услышанного текста учебника:

1-й учащийся - Мелодия воздействует иначе, чем ритм. Для воздействия мелодии на нас не требуется никаких внешних физических проявлений. Чтобы слушать мелодию, не надо ни движений, ни постукиваний.

2-й учащийся - Мелодия воздействует на человека. При слушании мелодии иногда хочется закрыть глаза. Переживание мелодии относится к самым сокровенным чувством.

3-й учащийся - Мелодия выражает душу человека. Сначала мелодия принадлежала голосу человека. Мелодия выражает то, что бессильны выразить слова.

4-й учащийся - свой вариант ответа.

Группа 3 - описание иллюстрации (учебник, страница 64), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту

Учащийся - свой вариант ответа.

Учитель: Послушайте чудесную мелодию “Серенады” Ф. Шуберта, одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Свои размышления о характере мелодии оформите в Дневник музыкальных размышлений, страница 12.

Разбор оформления:

  • короткие строки = композитор, название произведения;
  • длинные строки = характер мелодии. Помнить, что главный герой — Мелодия.
Слушание музыки

CD №18: Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада”

Нотный пример № 17 (учебник, страница 65)

Деятельность учащихся: слушать, самостоятельно читать текст, оформить запись
Текст для индивидуального чтения: учебник, страница 64 Варианты записи ответов

в Дневнике музыкальных размышлений

В мелодии “Серенады” мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежная грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, “Серенада” о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое — то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно. - В мелодии - нежная грусть, томление и надежда на скорую встречу.

- Мелодия открывает то, чего нет в словах.

- Мелодия - чудесная, проникновенная. Мелодия - лирическая, нежная.

- Свой вариант.

Ответ учащегося: озвучивание записи, оформленной в Дневник музыкальных размышлений.

Деятельность учащихся в группах:

Выполнение творческого задания “Я - музыкальный писатель” (Класс) // Ответы учащихся (участники групп)

Деятельность учащихся

Класс

Выполнение творческого задания

“Я - музыкальный писатель”

Дневник музыкальных размышлений: Страница 13: Напиши свои размышления на тему “Мелодия — душа музыки”, опираясь на материал учебника. Помнить, что главный герой вашего размышления - Мелодия.

Учащиеся класса выполняют задание.

Ответы учащихся, участников групп

(Проблем с ответами не наблюдается, так как данный материал уже “звучал” на уроке).

группа № 1 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 1: В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?

Ответ учащихся.

группа № 2 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 2: Как ты понимаешь слова П. Чайковского “Мелодия — душа музыки”? Объясни на примере “Серенады” Ф.Шуберта.

Ответ учащихся.

группа № 3 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос: Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в “Серенаде” Ф.Шуберта и почему?

Ответы учащихся.

группа (два ученика)работа со словарем — страницы 152-156; определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала.

Ответы учащихся:

- Ф. Шуберт (1797-1828) - австрийский композитор;

Возможна помощь учащихся, выполнивших задание

“Я - музыкальный писатель”:

- партитура — (от итальянского — разделение, распределение) — запись многоголосного музыкального произведения, при которой партия каждого музыкального инструмента или голоса выписывается на отдельной нотной строке.

В нотном примере 17 — мелодия записана на отдельной строке.

группа 6 (два ученика, за компьютером, возможен вариант использования личного инструментария) поиск дополнительного материала по теме урока (роль мелодии в творчестве Ф. Шуберта, роль мелодии в “Серенаде” Ф. Шуберта), используя интернет-ресурсы: учебник, С. 160:

http://www.art-catalog.ru

http://www,bibliotekart.ru

http://www.vikipedia.org

http://www.vitanova.ru

Ответы учащихся о результатах своей поисковой деятельности, как “+”, так и “-”.

Результат выполнение творческого задания “Я - музыкальный писатель”

Учащиеся: чтение оформленного размышления

“аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали”

Ответы учащихся:

- С мелодии начинается сама музыка. Мелодия помогает любоваться красотой окружающего мира. Мелодии бывают разные. Мелодии выражают чувства человека. Мелодия воздействует на человека и способна выразить то, что нельзя выразить словами.

- Франц Шуберт был добрым, жизнерадостным, скромным человеком, писал музыку очень простую, светлую, искреннюю. Герой Шуберта — простой человек. Песни Шуберта - необычны и по характеру мелодии. Характерным приёмом в изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение лада, игра света и тени, выражают смену настроения героя.

“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...

“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);

  • активность учащихся в деятельности группы;
  • дополнения к ответам учащихся других групп

Вокально-хоровая деятельность на уроке: применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения вокально-творческих задач

Дневник музыкальных размышлений, страница 51

Музыка Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко”

Учитель: Дневник музыкальных размышлений, страница 52: Какое средство музыкальной выразительности - ритм или мелодия - являются ведущими? Подчеркните, в процессе исполнения первого куплета учителем.

Хоровое исполнение.

Домашнее задание: подготовить “Прекрасное далёко” к сольному исполнению.

“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...

“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);

  • активность учащихся в деятельности группы;
  • дополнения к ответам учащихся других групп;
  • культура слушания музыки.;
  • культура вокального творчества.

Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Семинар-практикум методического объединения учителей начальных классов "Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку" :: Урок развития речи во 2-м классе :: Урок математики по программе "Гармония", 1-й класс. "Единицы длины. Сантиметр. Дециметр" :: Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа" :: Открытый урок по внеклассному чтению в 3-м классе "Рассказы Е.И. Чарушина" :: Праздничный переполох ( Le sens de la fête ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Каталог/Стеллажи/Модульные стеллажи / HomeMe / Канкун со столом вариант №3 (белый) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Баланс бжу для похудения

Рассчитать норму бжу для похудения Не секрет, что залогом идеальной фигуры является занятия спортом, активная жизненная позиция и конечно же сбалансированное...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Рейтинг протеиновых коктейлей для похудения

Топ-8 лучших коктейлей для похудения Лучшие коктейли для похудения из рейтинга топ-8 легко готовятся в домашних условиях. Не забывайте экспериментировать, в...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как подкачать обвисшую грудь

Что делать, если обвисла грудь: 8 советов как подтянуть обвисшую грудь Независимо от того, какая у вас форма груди или размер груди, она является одним из самых...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать сердечную мышцу

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD