Сценарий урока музыки на тему "Из чего состоит опера" : Музыка

Тема Содержание Характеристика видов деятельности
Из чего состоит опера Роль арии в оперных произведениях (на примере арии “Снегурочки” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”). Роль инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере “Сеча при Керженце” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. 1. анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);

2.наблюдать за развитие музыкальных образов в музыке;

3. рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке;

4. творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Цель урока: создать “математическую формулу” строения оперы

Задачи урока:

Художественно-музыкальный репертуар урока
Музыка (слушание) Иллюстрация (учебник) Урочный (пение)
CD №22

Н.Римский -Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);

Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)

CD № 23

Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;

Нотный пример № 25 (учебник, страница100)

Страница 98,

страница 99,

страница 101

Дневник музыкальных наблюдений

Страница 45

“Пусть будет радость в каждом доме...”

(Финал оперы “История Кая и Герды”

 

Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные Метапредметные Предметные
1. совершенствование художественного вкуса;

2. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

3. сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач

1. анализ учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных учебных результатов;

2. размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусств;

3. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

4. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений

1. умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных учащимися из учебника 5 класса и выражать их в размышлениях о музыке, создании музыкальных рисунков;

2. умение определять главные отличительные особенности оперы;

3.знание имён композиторов (Н.А. Римский -Корсаков);

4. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия) в создании характера

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 98-101

Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”:  Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.- М.:Дрофа, 2014.- С.11, С.12, С.45

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.-М.: ООО “Дрофа”, 2013, mp3

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон

Оборудование: ноутбук

1. Организационный момент

Приветствие;

Школьный журнал: отметить отсутствующих;

Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных наблюдений,

школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями

2. Творческая деятельность на уроке:

А. Инструментарий урока:

Учитель: Мы продолжаем исследовать самый значительный жанр вокальной музыки.

Свои музыкальные впечатления оформить в форме домашнего задания — С. 101, задание № 3: в “Дневнике музыкальных наблюдений” (страница 12) нарисовать эскиз декораций к фрагментам известных тебе оперных произведений.

Записать домашнее задание в школьный дневник.

Б. Распределение “ролей”, или деятельность в группах:

Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)

В. Сценарий урока

Учащиеся: групповая/индивидуальная деятельность по “ролям”: подготовить свой ответ-исследование (не менее трёх предложений).

Учитель: оформление школьного журнала, подготовка аппаратуры к слушанию музыки.

Целеполагание: Создать “математическую формулу” строения оперы

Защита своих исследований.

Группа 1

Вопрос 1, страница 101: “Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясни на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского-Корсакова”

Учащиеся в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока подготовили свои ответы. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.

Я узнал(а), что ...

- Большую роль в опере играют арии. Ария — это описание портрета героя, в котором передаётся его характер, душевное состояние. Арию в опере можно сравнить с описанием героя в литературном произведении. Арии отличаются особой выразительностью.

- Снегурочка — самый пленительный персонаж мирового оперного искусства. В опере Снегурочка превратилась из сказочного героя в страдающую девушку, она тает от беспощадных лучей солнца. Ария Снегурочки трепетна и проникновенна. Ария Снегурочки полна самого живого и тёплого чувства.

- Свой вариант ответа: пересказ содержания произведения, известного из просмотров фильма, мультфильма или чтения литературного произведения.

Слушание музыки: CD №22

Н.Римский - Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);

Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)

Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 98, 99), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Ария Снегурочки” из оперы “Снегурочка”.

- Свой вариант ответа.

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) + ...

Группа 2

Вопрос 2, страница 101: “Считаешь ли ты, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажи на примере “Сечи при Керженце”.

Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.

Я узнал(а), что ...

- Велика в опере и роль инструментальных эпизодов. Музыка способна рассказать о великих битвах и победах, нарисовать картины природы, передать настроения и характеры действующих лиц. Инструментальны эпизоды способны жить и самостоятельной жизнью, исполняться как отдельные произведения.

- “Сеча при Керженце” из оперы Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” - пример инструментального эпизода. В его музыке мы слышим, как сходятся две борющиеся силы. Каждая “сила” выражена своей музыкальной темой.

- В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается до кульминации. В кульминации становится ясным трагический исход битвы. Я думаю, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание.

- Свой вариант ответа.

Слушание:

CD № 23

Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;

Нотный пример № 25 (учебник, страница 100)

Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 100), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Сеча при Керженце” из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.

- Свой вариант ответа.

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) + инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + ...

Группа 4

Работа со словарными словами, страница 183-186

Учащиеся изучили текст параграфа и определили словарные слова:

- жанры (оперный жанр);

- кульминация - высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.

Возможна помощь класса:

- виртуоз (тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства: оперный певец, музыкант оркестра).

Проблема, поиск истины:

-соло (от итальянского — один) — музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя. Ария- это соло?

Группа № 5: исследовать список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение; учебник, страница 187-188:

Учитель: “Какие оперы написаны Н.А. Римским - Корсаковым на букву “С”;

Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)

Учащиеся:

- Мы исследовали список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение, и определили:

№19 - Н. Римский - Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (IV действие);

№ 22 - Н. Римский - Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы “Снегурочка”;

№ 23 - Н. Римский - Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (III действие);

№ 41 - Н. Римский - Корсаков. Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы “Садко”;

- В учебнике на странице 92 прочитали об опере Н. Римского - Корсакова “Сказка о царе Салтане”;

- В “Дневник музыкальных наблюдений” (страница 11) надо записать:

“Снегурочка”, “Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”.

“Аналитическая группа” (вывод урока)

Учащиеся:

- Мы узнали, что ...

- Каждая опера — это целый мир сюжетов. В опере много действий, персонажей. Опера восхищает красочными декорациями и умелой актёрской игрой.

- Н. Римский - Корсаков сказал, что “всякая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет”. (Возможен вариант использования в ответе содержания параграфа “Самый значительный жанр вокальной музыки”, страница 92-94).

- Свой вариант ответа.

Вокально-хоровая деятельность на уроке:

Дневник музыкальных наблюдений, страница 45

- “Пусть будет радость в каждом доме...”

(Финал оперы “История Кая и Герды”

- интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия в создании характера, образа.

“Математическая формула” строения оперы:

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) +инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + хор (народ, группы людей).

“Экспертная группа” (рефлексия)

“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);

Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой :: Семинар-практикум в ДОУ :: Занятие по теме "Автоматизация поставленного звука [р] в словах" :: Спортивный праздник "Веселые игры" :: Конспект совместного занятия "Портрет моей семьи" в рамках программы "Школа подготовки к обучению" :: Веном ( Venom ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Advesta / Кровать Molly ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD