Тема Родины в творчестве Г.В.Свиридова : Музыка

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
И. Северянин

В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В.Свиридова. Время озаряет имя Георгия Васильевича. Мы понимаем, что его музыка созвучна нашему времени. Воспоминания, видеоматериалы, конкурсы-фестивали, а также произведения композитора наполняются новым светом чистоты, правды и глубокой любовью к Родине. Итак, что же это за музыка, которая для соотечественников и для зарубежных слушателей со временем более отчетливее олицетворяет Россию, ее историю и современность?

Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко трактуемой темой Родины, которая освещает и подчиняет себе все другие:

  • Россия и ее история;
  • природа;
  • обычаи;
  • судьба личная и народная;
  • искусство и его этическая роль;
  • а так же тема революции - грандиозного трагического перелома,;
  • тема поэта и его предназначения. Поэта как голоса и совести своего народа, как наиболее совершенное и высокое выражение черт национального характера.

Нетрудно заметить, что эти темы всегда были в центре внимания русских классиков, писателей, художников, композиторов.

В 50-е годы в творчестве композитора сложились все основные черты стиля композитора, которые затем лишь варьировались, по существу оставаясь устойчивыми и неизменными. Основные черты эволюции схематично можно представить так: от многотемности – к сосредоточенности на одной главной идеи; от многожанровости – к двум любимым жанрам: хоровому и камерно-вокальному; от разностильности- ко все более цельному национальному стилю. Свиридов продолжает и развивает заветы русских классиков, прежде всего Глинки и кучкистов. По прошествии лет мы все больше убеждаемся, что Г.Свиридов вслед за ними отстаивает искусство высокой этической пробы с его культом добра и красоты, высокой простоты и ясности. Обратимся к отзывам французских музыкантов.
«Редко музыка так глубоко уходила корнями в родную землю и национальную культуру. Свиридов- духовный наследник Мусоргского, и его музыка-песнь любви вечной России[3].

Простота и естественность музыки Свиридова вырастает из опоры на национальные традиции. Ещё Б.В. Асафьев говорил о простоте как «первокачестве классического русского стиля, в особенности в его монументально-пластических проявлениях: ибо тут сходятся и новгородские и владимиро-ростовско-суздальские соборы и фрески, и Лев Толстой… и Глинка с Бородиным, и Репин, Суриков… и философия эпической красоты русского подвига» [1].

Ощущение русской национальной природы музыки Г.В.Свиридова возникает из множества слагаемых. Вспомним о них.

Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен.

Важнейшую выразительную нагрузку несет мелодия. Г. В.Свиридов возвращает мелодии главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией. Это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда ее необычное строение, часто кварто-секундовое в своей основе. Гармония играет не функциональную роль: в ней ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов… (приложение 1)

Такую же колористическую роль играет и оркестр – прозрачный, раскинутый по разным регистрам, часто включающий необычные инструменты. У Свиридова немного симфонических сочинений, а между тем, он создал свой оркестровый стиль, в котором удивительным образом сочетается ощущение вокального хорового звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Это оркестр, который может быть глубоким и мощным, лирическим и почти аскетически строгим, прозрачным и сверкающим, звенящим. В качестве примера можно вспомнить хоровое произведение «Поет зима, аукает» из поэмы памяти С. Есенина.

Но особенно много нового композитор внес в сферу хоровой звукописи. Он довел до совершенства звучание хора, которому оказались подвластны самые тонкие, дотоле неизвестные приемы и оттенки. Вспомним, например, тончайшую звукопись хора «Любовь святая» из муз. драмы А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Не случайно частое сравнение Г.В. Свиридова с М.П. Мусоргским «… действительно, из современных композиторов Свиридов единственный кто сосредоточил свое внимание почти исключительно на вокальной музыке, кто так тесно связан с поэтическим словом… И также как Мусоргский, он в каждом новом произведении постоянно искал выразительность интонации, правду музыкального «произнесения» слова [5].

Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной «укорененности». Как известно, вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия стала основой стиля Свиридова (приложение 2). Вокальное произведение – это всегда проблема слова и музыки. Г.В. Свиридов превосходно знал русскую и зарубежную поэзию. Он первым ввел в музыку поэзию Б. Пастернака, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, по-новому услышал С.Есенина и Блока, «распел» Маяковского, глазами русского художника увидел Исаакяна, Бернса и Шекспира. Есть у него и круг поэтов, к которым он обращался чаще всего. Это Есенин, Блок, Пушкин. Каждый из них по-своему был близок и дорог Свиридову, прежде всего, своим неповторимым чувством Родины и национальной истории. Композитор как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его мыслям и чувствам, создавая широкую панораму России.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух и трехчастными, особенно куплетными, которые, однако, творчески развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей все произведение вариативности его формы становятся сквозными, и чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет.

Композиция кантатно-ораториальных сочинений, а также поэм занимают совершенно особое место в творчестве композитора. Эта музыка новаторская, гибкая, каждый раз иная, но имеющая прочные народно-национальные традиции, например, хоровая миниатюра«О, родина, счастливый и неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» на сл. Есенина.

Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Они выражают видение не только поэта, но и великого нашего современника, композитора Г.В.Свиридова, все творчество которого – музыкальное приношение России.

Используемая литература:

  1. Асафьев Б. Мысли и думы// – Советская музыка, 1983, №2.
  2. Алпатов М. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. – М.: 1967. Т.2.
  3. Буш А. Дни музыки СССР// – Советская музыка, 1973, №8.
  4. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки/Сост. А.Золотов. – М.: 1983.
  5. Современная отечественная музыкальная литература 1917-1985,В.2/ Сост. Е.Е. Дурандина. – М.: 2007.
  6. Сохор А. Георгий Свиридов. – М.: 1972.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок: психология + логопедия в 4-м классе коррекционно-развивающего обучения по теме: "Слова, которые выражают различные качества и эмоции". Их роль в речи и правописание :: Урок русского языка в 1-м классе :: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе :: Групповые технологии на уроках математики :: Урок по физической культуре в 3-м классе по теме: "Совершенствование прыжковых упражнений в игровой форме" :: Мотылёк ( Midnight Sun ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф угловой Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD