Тема Родины в творчестве Г.В.Свиридова : Музыка

Тема Родины в творчестве Г.В.Свиридова : Музыка

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
И. Северянин

В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В.Свиридова. Время озаряет имя Георгия Васильевича. Мы понимаем, что его музыка созвучна нашему времени. Воспоминания, видеоматериалы, конкурсы-фестивали, а также произведения композитора наполняются новым светом чистоты, правды и глубокой любовью к Родине. Итак, что же это за музыка, которая для соотечественников и для зарубежных слушателей со временем более отчетливее олицетворяет Россию, ее историю и современность?

Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко трактуемой темой Родины, которая освещает и подчиняет себе все другие:

  • Россия и ее история;
  • природа;
  • обычаи;
  • судьба личная и народная;
  • искусство и его этическая роль;
  • а так же тема революции - грандиозного трагического перелома,;
  • тема поэта и его предназначения. Поэта как голоса и совести своего народа, как наиболее совершенное и высокое выражение черт национального характера.

Нетрудно заметить, что эти темы всегда были в центре внимания русских классиков, писателей, художников, композиторов.

В 50-е годы в творчестве композитора сложились все основные черты стиля композитора, которые затем лишь варьировались, по существу оставаясь устойчивыми и неизменными. Основные черты эволюции схематично можно представить так: от многотемности – к сосредоточенности на одной главной идеи; от многожанровости – к двум любимым жанрам: хоровому и камерно-вокальному; от разностильности- ко все более цельному национальному стилю. Свиридов продолжает и развивает заветы русских классиков, прежде всего Глинки и кучкистов. По прошествии лет мы все больше убеждаемся, что Г.Свиридов вслед за ними отстаивает искусство высокой этической пробы с его культом добра и красоты, высокой простоты и ясности. Обратимся к отзывам французских музыкантов.
«Редко музыка так глубоко уходила корнями в родную землю и национальную культуру. Свиридов- духовный наследник Мусоргского, и его музыка-песнь любви вечной России[3].

Простота и естественность музыки Свиридова вырастает из опоры на национальные традиции. Ещё Б.В. Асафьев говорил о простоте как «первокачестве классического русского стиля, в особенности в его монументально-пластических проявлениях: ибо тут сходятся и новгородские и владимиро-ростовско-суздальские соборы и фрески, и Лев Толстой… и Глинка с Бородиным, и Репин, Суриков… и философия эпической красоты русского подвига» [1].

Ощущение русской национальной природы музыки Г.В.Свиридова возникает из множества слагаемых. Вспомним о них.

Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен.

Важнейшую выразительную нагрузку несет мелодия. Г. В.Свиридов возвращает мелодии главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией. Это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда ее необычное строение, часто кварто-секундовое в своей основе. Гармония играет не функциональную роль: в ней ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов… (приложение 1)

Такую же колористическую роль играет и оркестр – прозрачный, раскинутый по разным регистрам, часто включающий необычные инструменты. У Свиридова немного симфонических сочинений, а между тем, он создал свой оркестровый стиль, в котором удивительным образом сочетается ощущение вокального хорового звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Это оркестр, который может быть глубоким и мощным, лирическим и почти аскетически строгим, прозрачным и сверкающим, звенящим. В качестве примера можно вспомнить хоровое произведение «Поет зима, аукает» из поэмы памяти С. Есенина.

Но особенно много нового композитор внес в сферу хоровой звукописи. Он довел до совершенства звучание хора, которому оказались подвластны самые тонкие, дотоле неизвестные приемы и оттенки. Вспомним, например, тончайшую звукопись хора «Любовь святая» из муз. драмы А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Не случайно частое сравнение Г.В. Свиридова с М.П. Мусоргским «… действительно, из современных композиторов Свиридов единственный кто сосредоточил свое внимание почти исключительно на вокальной музыке, кто так тесно связан с поэтическим словом… И также как Мусоргский, он в каждом новом произведении постоянно искал выразительность интонации, правду музыкального «произнесения» слова [5].

Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной «укорененности». Как известно, вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия стала основой стиля Свиридова (приложение 2). Вокальное произведение – это всегда проблема слова и музыки. Г.В. Свиридов превосходно знал русскую и зарубежную поэзию. Он первым ввел в музыку поэзию Б. Пастернака, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, по-новому услышал С.Есенина и Блока, «распел» Маяковского, глазами русского художника увидел Исаакяна, Бернса и Шекспира. Есть у него и круг поэтов, к которым он обращался чаще всего. Это Есенин, Блок, Пушкин. Каждый из них по-своему был близок и дорог Свиридову, прежде всего, своим неповторимым чувством Родины и национальной истории. Композитор как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его мыслям и чувствам, создавая широкую панораму России.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух и трехчастными, особенно куплетными, которые, однако, творчески развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей все произведение вариативности его формы становятся сквозными, и чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет.

Композиция кантатно-ораториальных сочинений, а также поэм занимают совершенно особое место в творчестве композитора. Эта музыка новаторская, гибкая, каждый раз иная, но имеющая прочные народно-национальные традиции, например, хоровая миниатюра«О, родина, счастливый и неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» на сл. Есенина.

Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Они выражают видение не только поэта, но и великого нашего современника, композитора Г.В.Свиридова, все творчество которого – музыкальное приношение России.

Используемая литература:

  1. Асафьев Б. Мысли и думы// – Советская музыка, 1983, №2.
  2. Алпатов М. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. – М.: 1967. Т.2.
  3. Буш А. Дни музыки СССР// – Советская музыка, 1973, №8.
  4. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки/Сост. А.Золотов. – М.: 1983.
  5. Современная отечественная музыкальная литература 1917-1985,В.2/ Сост. Е.Е. Дурандина. – М.: 2007.
  6. Сохор А. Георгий Свиридов. – М.: 1972.
Читать еще:


Новые материалы:

Применение компьютерных программных средств на уроках математики :: Устные вычисления :: Урок математики по теме "Синус, косинус, тангенс и котангенс числа t" в 9–10-м классе на основе кейс-метода :: Все действия с целыми числами :: Когда уходит детство, или Юноше, обдумывающему житье :: На пятьдесят оттенков темнее ( Fifty Shades Darker ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Я и ты ( Sage femme ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD