Пути и средства формирования и развития метапредметных умений на уроках образовательной области «Искусство» (на примере урока музыки) : Музыка

Пути и средства формирования и развития метапредметных умений на уроках образовательной области «Искусство» (на примере урока музыки) : Музыка

На предметах области “Искусство” мы стараемся следовать позиции – искусство – это отражение окружающей действительности с помощью художественных средств, а человек, понимающий язык искусства, лучше чувствует и понимает окружающую действительность.

На уроке музыки дети задействованы в различных видах деятельности.

Многообразие видов деятельности на уроке музыки объясняется тем, что предмет интегрирует в себе несколько предметов музыкальной школы. То, что в музыкальной школе представлено отдельными предметами, на уроке музыки нашло воплощение в различных видах деятельности, среди которых можно выделить две основные – это Вокально-хоровая (пение) и музыкально-слушательская (слушание).

Обе деятельности немыслимы без работы с различными текстами. Это тексты учебника, тексты произведений и т.п. С подомными заданиями дети сталкиваются и на других предметах. А такие задания на уроке музыки позволяют ещё раз закрепить и развить полученные на других предметах умения.

Вот ряд заданий, предлагаемых для работы с тем или иным текстом.

- найди в учебнике (в тексте) описание объекта (явления, персонажа и т.п.), представленного на рисунке ...;

- упрости текст так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию);

- создай схему;

- составь опорный конспект; - составь план произведения; - составь набор понятий темы( текста)...;

- зашифруй содержание произведения в символы, систему или последовательность символов;

- Озаглавь каждый куплет произведения, исходя из содержания, дайте своё название произведению. И т.п.

Музыкально-слушательская деятельность направлена на развитие слухового анализатора, и задания на это направлены. Здесь наш предмет в помощь учителям русского языка, литературы и иностранных языков.

Самая главная задача музыкально-слушательской деятельности – научить слушать и слышать. В музыкально-слушательской деятельности формируется умение работать с информацией, полученной на слух, что важно при написании диктантов, изложений и аудирования.

Вот несколько примерных заданий для музыкально-слушательской деятельности.

Прослушать музыкальное произведение и определить:

- О чём произведение, кто его герои?

- Определить на слух детали текста (по какой улице идёт герой? и т.п.).

- Дать название каждой части произведения или куплету песни, исходя из названий частей, дать своё название всему произведению (песне).

- Сделать иллюстрацию к прослушанному произведению, части произведения, куплету песни и т.п.

- В каком веке написано произведение? (обоснуйте ответ)

- Прослушанные произведения написаны разными авторами или одним, они части одного многочастного произведения или самостоятельные произведения? (обоснуйте ответ).

- Как музыка иллюстрирует и воплощает содержание литературного произведения, картины и т.п.?

В качестве различного рода обобщения можно применять такой приём как составление СИНКВЕЙНА.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

  • Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.
  • Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.
  • Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

Прмеры синквейнов:

1.Дружба.
2. Честная, крепкая.
3. Доверять, понимать, помогать.
4. Друзья познаются в беде.
5. Доверие.

1. Дружба.
2. Верная, честная.
3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
4. Дружба нужна каждому человеку.
5. Привязанность.

1. Дружба.
2. Нужная, неразлучная.
3. Понять, защитить, не предать.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Товарищество.

Когда дети, родители и учителя - предметники понимают метапредметную ценность предметов образовательной области Искусство, то это позволяет проводить уроки искусства в образовательном учреждении совершенно на ином, более высоком уровне. Дети понимают, что они должны одинаково успешно учиться на каждом уроке и это будет залогом к успеху в учёбе.

Читать еще:


Новые материалы:

"Овощи на нашем столе" – для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :: Конспект познавательного занятия "Что мы знаем о Норильске"(для детей старшего дошкольного возраста) :: Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ :: Обследование состояния фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза :: Устный журнал на тему: "Моя будущая профессия" :: Клаустрофобия ( Escape Room ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Пледы и покрывала/Текстиль/Пледы и Покрывала/Наборы / Karna / Покрывало полутораспальное с наволочками Patch ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD