Музыкальная речь. Темп : Музыка

Система: УМК «Перспективная начальная школа»

Планируемые результаты:

Основные понятия: музыкальная речь, музыкальные предложения (фразы), темп.

Межпредметные связи: русский язык, физико-математические дисциплины

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, синтезатор (фортепиано), доска, наглядный раздаточный материал, диски с записями «Шишкина школа»

Музыкальный материал:

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, садитесь (можно музыкальной попевкой, если дети привыкли это делать).

«От улыбки станет всем светлей…» (фрагмент м/ф)

– Давайте, ребята, и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, как светло и радостно стало вокруг!
–  А теперь   представим, что мы с вами находимся не в обычном классе, а в лаборатории!

– А чем занимаются в лаборатории? Правильно: изучают и исследуют! А поскольку у нас с вами урок музыки, то и лаборатория наша будет … (дети должны ответ дать сами)
…музыкальная!  
– Чем же мы будем заниматься в нашей музыкальной лаборатории?
– Что мы будем исследовать?
(Ответ детей: исследовать музыку!)
– Я хочу предложить вам провести первый научный музыкальный эксперимент. У вас на партах лежат смайлики, обозначающие разные настроения. Давайте назовем их! (вывешиваются на доску смайлы)

Вы сейчас услышите музыкальный фрагмент. Вам необходимо определить его настроение.
 
Слушание фрагмента № 1 (А. Вивальди. Весна)
 
  Покажите смайлик! (радостное)
– А сейчас какое настроение? Поднимите нужное обозначение.  (радостное)

Слушание фрагмента № 2 (П.И. Чайковский. Осенняя песня)

– И снова смайлик! (грустное)

– А какое настроение подходит к этому музыкальному фрагменту?  

Слушание фрагмента №3 (К. Дебюсси.  Лунный свет)

–  Молодцы! (спокойное)
– Посмотрите! Почти все ребята (почти все ребята) смогли правильно определить настроение музыки!
– А почему? (ответы детей).
– Правильно, музыка сама рассказала нам о своем настроении!
– А как мы можем друг другу рассказывать что-нибудь? Что мы используем? (речь, язык)
– А при помощи чего может сделать это музыка? (музыкальной речи)
– Так чему будет посвящен  наш урок?
– Молодцы! Тема нашего урока « Музыкальная речь»!
– А раз мы в настоящей музыкальной лаборатории, то каждый из вас будет вести журнал экспериментальной работы. Я попрошу сейчас взять вас ручки и записать в журнал ваше имя и фамилию, дату, а также тему нашего исследования «Музыкальная речь» 
– А как вы думаете, что мы можем сделать в нашей лаборатории, чтобы узнать из чего состоит музыкальная речь? (варианты детей: послушать, спеть (исполнить), прочитать, проанализировать).
Замечательно!
– Но для этого необходимо приготовить необходимое оборудование, как в настоящей лаборатории.

Упражнения на дыхание и распевки

– Мы приготовили свой голосовой аппарат для работы. И для следующего эксперимента  нам необходимо исполнить песню.   

Наигрывание первых нескольких нот

Узнали? Сели красиво,  спинки прямые.

«Во поле береза стояла» (исполнение 1 куплета)

– Молодцы. Теперь я предлагаю каждому ряду исполнить только часть песни.

1 ряд – «Люли, люли стояла»
2 ряд – «Во поле береза стояла»
3 ряд – «Во поле кудрявая стояла».

– Исполнять будем в следующей последовательности: 3 ряд – 1 ряд – 2 ряд.
– Получилось у нас исполнить песню? (нет). А почему (поменяли предложения местами, поэтому ничего и не получилось).
– Я предлагаю спеть еще раз, но правильно. Какой ряд должен начать первым?
– А если в устной речи мы переставим предложения, получиться текст? (нет)
Какой вывод мы можем сделать? (Как и в устной речи, в музыкальной речи есть предложения, которые связаны друг с другом по смыслу).
– Исходя из этого вывода, на какие части можно разделить музыкальное произведение? А музыкальные предложения, музыкальные фразы? (на музыкальные слова).
После проведенного музыкального эксперимента, какой вывод мы можем сделать об устной и музыкальной речи? (очень похожи).
– Сейчас в ваших журналах экспериментальной работы вы должны красным карандашом стрелками указать составляющие устной речи, а синим – музыкальной речи.
– Как же вы выполнили задание? (ответы детей)
– Давайте проверим правильность выполнения.

Зарядка (подойдет любая короткая музыкальная игра с изменением темпа)

– Вы знаете, что в нашу музыкальную лабораторию поступил один очень интересный видеовопрос (аудиовопрос):  «Уважаемые молодые исследователи музыки. Вы, верно определили, что музыкальная и устная речь очень похожи. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: «Если устную речь позволяют сделать выразительной разные интонации голоса, знаки препинания, то какие средства помогают в этом музыкальной речи?»
– Сложный вопрос. У вас есть предположения? (варианты детей)
– Думаю, что для того чтобы правильно ответить на этот очень сложный вопрос, нужно провести еще один научный эксперимент. Для этого я предлагаю научную игру. Ваша задача: повторить за мной определенный ритм. Будьте внимательны.

Игра «Тешки-тетешки» (показывается три разных ритма. Сначала вместе, третий раз– вместе и по рядам).

У каждого из вас на столе лежит задание, что нужно сделать с последним звучащим ритмом. Прочитайте задание и попробуйте выполнить его  в парах.

1 ряд – медленнее
2 ряд – так же
3 ряд – быстрее

Проверим результаты вашей работы.

Сначала 2 ряд, потом 1 и 3 ряды.

– Что же изменилось, ведь мы все исполняли один и тот же ритм? (изменилась скорость, темп другие варианты детей).
– Где в окружающем мире мы сталкиваемся с понятиями «быстрее – медленнее»? (варианты детей)
– А кто знает, как в музыке называется скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
– Каким бывает темп? (быстрым, средним, медленным)
– Сможем мы теперь научно ответить на присланный видео вопрос? Какое музыкальное средство делают музыкальную речь выразительной? (темп) – Вспомните, мы даже физкульпаузу делали с разным темпом
– Дополните определение в своих экспериментальных журналах.
– Настала пора творчества! Мы будем создавать хор! Да непростой, а хор сказочных героев!

Работа в группах на слушание фрагментов песен с изменением темпа

– Давайте посмотрим, какой большой хор у нас получился
– И я предлагаю вместе с хором исполнить песню, с которой начался наш урок. 

Исполнение песни «Улыбка»

Выводы урока

– По вашему мнению, темп – это единственное музыкальное средство, которое делает музыкальную речь выразительной? (нет). Но об этом вы узнаете из научных материалов «Шишкиной школы». Дома вам надо будет провести подготовительную работу для следующих экспериментов в нашей лаборатории и определить, какие же еще музыкальные средства делают музыкальную речь выразительной и записать это в ваших журналах экспериментальной работы.
А самые творческие исследователи могут вспомнить героев сказок и мультфильмов, в музыкальной речи которых есть изменение темпа и нарисовать их портреты для создания новой вокальной группы.

Оценка работы учащихся  (по этапам урока)

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете :: Урок по информатике "Программное обеспечение" :: В моделях мы повторяем физический мир :: Урок математической логики на тему "Логические операции. Составление таблиц истинности. Тавтология" :: Кодирование числовой информации :: Шпион, который меня кинул ( The Spy Who Dumped Me ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Одри дуб беленый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD