Рабочая программа основного общего образования по музыке (базовый уровень). 5-й класс : Музыка
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Рабочая программа основного общего образования по музыке (базовый уровень). 5-й класс : Музыка

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой основного общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: «Просвещение», 2014).

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Н Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 5 класс» (М.: Просвещение, 2014), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя: «Методика работы с учебниками "Музыка. 5 классы"» (М.: Просвещение, 2010).

Изучение предметной области «Искусства» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

– осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
– развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способностей воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся формирования устойчивого интереса к творческой деятельности;
– формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и преумножению.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры;
– воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
– развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
– освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
– овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникативных технологий).
– осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
– развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способностей воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся формирования устойчивого интереса к творческой деятельности;
– формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и преумножению.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение музыки направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические); инсценирование песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей и задач:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
– воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
– освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
– развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на русской земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержании рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка»; «Вторая жизнь песни». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и пись­менный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса:

Знать / понимать:
– специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
– взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
– роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
– стилистические особенности музыкального языка Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, К. Дебюсси;
уметь:
– находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видамиискусств;
– размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
– различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
– находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
– творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
– участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
– проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений и навыков.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, тест.

Основные виды контроля при организации работы: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения музыки отражают:
– формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
– совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
– овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
– наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
– анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
– проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
– оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
– размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
– использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
– определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
– применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
– наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной культуры;
– участие в жизни класса, школы, города и др.. общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
– формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
– формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
– формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты: по окончании 5 класса школьники научатся:

– наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
– понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
– выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
– раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
– понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
– осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
– разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театра, оперы и балета, концертные залы, музеи);
– определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
– применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (полугодие, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

– устный опрос
– тестовые задания
– мини-сочинение
– сочинение-рассуждение
– доклад
– творческая работа

– диагностическая контрольная работа
– муз.диктанты
– муз.викторины
– урок-концерт

– анализ динамики текущей успеваемости

– участие в олимпиадах, конкурсах
– активность в проектах и программах внеурочной деятельности
– творческий отчет

– портфолио

Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе:

Контрольных работ

Тема: «Музыка и литература» (17 часов)

1 четверть

1

Что роднит му­зыку с литера­турой?

1

2

Вокальная му­зыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

1

3

Вокальная му­зыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

1

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

1

9

Всю жизнь мою несу родину в душе«Перезвоны»

1

10

Всю жизнь мою несу родину в душе…«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

2 четверть

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора (обобщающий урок)

1

1

3 четверть

Тема: «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

18

Что роднит му­зыку с изобра­зительным ис­кусством?

1

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

1

21

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище»

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …»

1

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет». Дыхание русской песенности.

1

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества»

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

26

Волшебная па­лочка дирижера. «Дирижеры мира»

1

1

27

Образы борьбы и победы в ис­кусстве.

1

28

Застывшая му­зыка

1

4 четверть

29

Полифония в музыке и жи­вописи

1

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и жи­вописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе.

1

1

33

В каждой мимолётности вижу я миры...

1

34

Мир композитора. С веком наравне.

1

Итого

34

4

Содержание программы

I полугодие: «Музыка и литература» (17 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой? (1ч)

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходствовыразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка,перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкальногоискусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1 ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах… (1 ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные,лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных ихудожественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1 ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…» (1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» (1 ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества(1 ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» (1 ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…«Скажи, откуда ты приходишь, красота?» (1 ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1 ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической
сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» (1 ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф. Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1 ч)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1 ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет – искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1 ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл(1 ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Мир композитора. Музыка композиторов Кировской области. (1 ч)

Знакомство с творчеством региональных композиторов. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

II полугодие: Музыка и изобразительное искусство (17 часов)

Урок 18.Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1 ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» (1 ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище» (1 ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы …» (1 ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет». Дыхание русской песенности. (1 ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества» (1 ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» (1 ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» (1 ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве (1 ч)

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка (1 ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке и живописи (1 ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте (1 ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника-композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи (1 ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1 ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1 ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора. С веком наравне (1 ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Ресурсное обеспечение рабочей программ

1. Основная литература для ученика

1. Учебник Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 7-изд. – М.: «Просвещение», 2011. – 159 с.
2. Творческая тетрадь к учебнику «Музыка» 5 класс, М., «Просвещение», 2013.

2. Дополнительная литература для учителя

1. Методика работы с учебниками «Музыка 5-7 классы», методическое пособие для учителя. М., 2010.
2. Фонохрестоматия для 5 класса (2 кассеты) и CD(mp 3), М., «Просвещение», 2013.

3. Научно-методическая литература для учителя

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224с.
2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2008.
3. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1998.
4. Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2009.
6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 2009.
7. «Веселые уроки музыки», сост. З.Н. Бугаева, М., Аст, 2008.
8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2006.
9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008. – 176 с.
10. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007 – 176с.
11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос, 2009.
12. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература, 2000.
13. Кабалевский Д.Б, «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989.
14. «Музыкальное образование в школе» под ред. Л. В. Школяр, М., Академия, 2009.
15. Музыкальный словарь под ред. М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с.
16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 1999.
17. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», ред. Е.Д. Критская, Л. В. Школяр, М., 2009.
18. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000.
19. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006.
20. Журналы: «Музыка в школе»; «Искусство в школе».
21. Песенные сборники.

4. Мультимедиа

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009».
2. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
3. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
6. Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
7. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/
8. Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
10.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Перечень музыкального материала: (Приложение 1)

Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)

Читать еще:

Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Предлоги" :: Урок математики. УМК "Гармония". Тема "Число и цифра 9" (1-й класс) :: Урок по окружающему миру "Осень. Что нам осень подарила?" :: Дидактический материал по математике для 4-го класса :: Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" (урок литературы в 11-м классе) :: Мамма MIA: Это снова мы! (Mamma Mia! Here We Go Again), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru