Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее" : Музыка

По программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской с региональным компонентом

Тип урока: развитие

Форма урока: традиционная

Художественно-педагогическая цель занятия:

  • Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.
  • Показать учащимся, что творчество многих авторов-исполнителей выходит за круг чистой развлекательности, затрагивая серьезные проблемы нашей жизни и общества, умение выражать ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

Учитель читает четверостишье из стихотворения “Нарисую я жизнь” Ю.Лумповой.

“Нарисую я жизнь, разукрашу различными красками,
Добавляя частичку своей необъятной души,
Размешаю с сердечными ритмами, нежностью,ласками
А еще я добавлю щепотку тепла, доброты...”

Эти слова можно отнести к песне, которую мы сейчас с вами исполним.

Исполняется песня Б.Окуджавы “Пожелание друзьям”.

- Кто автор этой песни? (слова и музыка принадлежат одному автору - Булату Окуджаве.)

- К какому жанру она относится? (авторская, бардовская песня).

- Кто такие барды? (Поэты,музыканты, исполняющие свои собственные песни под гитарное сопровождение).

Наверное вы не все знаете, что бардами называли народных певцов древних кельтских племен, которые в дальнейшем стали профессиональными поэтами-бродячих или живущих при княжеских дворах Ирландии, Уэльса и Шотландии.

В средние века создателей авторской песни мы знаем как вагантов. Их поэзия - часть средневековой литературы и культуры, которая ярко проявлялась в карнавальных праздниках. Ваганты высмеивали человеческие пороки и стремились к очищению мира от греха.

На прошлом уроке мы начали работать над песней “Из вагантов” Д.Тухманова.

Разучиваем песню до конца) .

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Стремление к знаниям и науке всегда отличало молодых людей. И сегодня мы можем услышать в исполнении современной молодежи студенческий гимн “Гаудеамус”.Вот его подстрочный перевод.

ДАВАЙТЕ ЖЕ РАДОВАТЬСЯ,
ПОКА МЫ МОЛОДЫ....
ДА ЗДРАВСТВУЕТ АКАДЕМИЯ!
ДА ЗДРАВТСВУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ!
ДА СГИНЕТ ПЕЧАЛЬ,
ДА СГИНУТ ГОРЕСТИ!
ВСЯКИЙ ВРАГ СТУДЕНТОВ,
А ТАКЖЕ НАСМЕШНИКИ.

Что общего в этих песнях и чем они отличаются друг от друга? (“Гаудеамус”- хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, “Из вагантов” Д.Тухманова -сольная, веселая, имеет подвижный темп и сопровождение, напоминающее игру певца, аккомпанирующего себе).

В современном мире авторская песня остается популярной и востребованной.Толчком для развития авторской песни в нашей стране стали 60-е годы. Люди разных профессий, а не музыканты-профессионалы, стали писать песни. Они становились очень популярны в студенческой и интеллигентной среде. А Московский педагогический государственный институт им. В.И.Ленина стал один из главных центров авторской песни. Предполагают, что первым бардом, поющим поэтом был Юрий Визбор. Он работал корреспондентом в журнале “Кругозор” и стал совмещать 2 профессии - репортерскую и музыкальную.

Исполним его песню “Солнышко лесное”.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Лирический герой авторской песни -это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир-это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.

Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-егоды прошлого века. Зазвучали песни В. Высоцкого, А.Дольского, Ю.Кукина, В.Долиной и других. В 80-90-е эстафету подхватили И.Тальков, О.Митяев, А. Макаревич, Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, В. Цой и другие.

По словам Высоцкого, авторские песни – “это стихи, положенные на ритмическую основу”. А Игорь Тальков заметил: “...бард - это человек, выражающий то, что его волнует с помощью музыки и стихов.

В лучших авторских песнях тесно переплетаются темы любви и красоты природы. Они просты и лиричны. Авторская песня превратилась в широкое движение. Возникали клубы самодеятельной песни, проводятся фестивали. Сегодня авторская песня прочно вошла в нашу жизнь.

Ежегодно в России под г. ТОЛЬЯТИ проводится Грушинский фестиваль бардовской песни. Валерий Грушин был веселым и жизнерадостным молодым человеком, учился в авиационном институте, любил водный туризм. В кругу своих друзей он пел песни, написанные им самим. Он погиб, спасая тонущих детей. В память о нем, вот уже 30 лет проводится этот фестиваль авторской песни.

На первый грушинский фестиваль собралось около 600 человек, через год - 10 тысяч, а через 5 лет - 100 тысяч человек. Это говорит о любви людей к авторской песне .И многие знаменитые песни были исполнены именно здесь.

Ежегодно в горах Осетии проходит бардовский фестиваль “Цейский вальс”, в котором участвуют любители песен от 16 дот 60 лет. В этот году фестиваль отметил свое 10-е, посвящен он был памяти Юрия Визбора. Многие участники живут здесь прямо на природе в палатках. Проходит фестиваль целую неделю.

На этих фестивалях барды исполняют как свои песни, так и полюбившиеся им.

Исполнение песни О.Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Итог урока:

1. О каких бардах вы можете рассказать своим сверстникам или младшим школьникам?

2. Какие песни вам особенно полюбились?

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Урока алгебры на тему "Преобразование рациональных выражений" :: Урок по теме "Правило умножения для комбинаторных задач". 6-й класс :: Урок математики в 5-м классе по теме "Доли. Обыкновенные дроби" :: Блиц-опрос "Решение треугольников" :: Урок обучения грамоте по теме: "Буквы Ё ё, обозначающие два звука [й; о]; урок математики по теме: "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, запись, состав". 1-й класс :: Ван Гог. С любовью, Винсент ( Loving Vincent ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Пуфы / Мебель Трия / Пуф-сундук Т4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD