Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее" : Музыка

Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее" : Музыка

По программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской с региональным компонентом

Тип урока: развитие

Форма урока: традиционная

Художественно-педагогическая цель занятия:

  • Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.
  • Показать учащимся, что творчество многих авторов-исполнителей выходит за круг чистой развлекательности, затрагивая серьезные проблемы нашей жизни и общества, умение выражать ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

Учитель читает четверостишье из стихотворения “Нарисую я жизнь” Ю.Лумповой.

“Нарисую я жизнь, разукрашу различными красками,
Добавляя частичку своей необъятной души,
Размешаю с сердечными ритмами, нежностью,ласками
А еще я добавлю щепотку тепла, доброты...”

Эти слова можно отнести к песне, которую мы сейчас с вами исполним.

Исполняется песня Б.Окуджавы “Пожелание друзьям”.

- Кто автор этой песни? (слова и музыка принадлежат одному автору - Булату Окуджаве.)

- К какому жанру она относится? (авторская, бардовская песня).

- Кто такие барды? (Поэты,музыканты, исполняющие свои собственные песни под гитарное сопровождение).

Наверное вы не все знаете, что бардами называли народных певцов древних кельтских племен, которые в дальнейшем стали профессиональными поэтами-бродячих или живущих при княжеских дворах Ирландии, Уэльса и Шотландии.

В средние века создателей авторской песни мы знаем как вагантов. Их поэзия - часть средневековой литературы и культуры, которая ярко проявлялась в карнавальных праздниках. Ваганты высмеивали человеческие пороки и стремились к очищению мира от греха.

На прошлом уроке мы начали работать над песней “Из вагантов” Д.Тухманова.

Разучиваем песню до конца) .

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Стремление к знаниям и науке всегда отличало молодых людей. И сегодня мы можем услышать в исполнении современной молодежи студенческий гимн “Гаудеамус”.Вот его подстрочный перевод.

ДАВАЙТЕ ЖЕ РАДОВАТЬСЯ,
ПОКА МЫ МОЛОДЫ....
ДА ЗДРАВСТВУЕТ АКАДЕМИЯ!
ДА ЗДРАВТСВУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ!
ДА СГИНЕТ ПЕЧАЛЬ,
ДА СГИНУТ ГОРЕСТИ!
ВСЯКИЙ ВРАГ СТУДЕНТОВ,
А ТАКЖЕ НАСМЕШНИКИ.

Что общего в этих песнях и чем они отличаются друг от друга? (“Гаудеамус”- хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, “Из вагантов” Д.Тухманова -сольная, веселая, имеет подвижный темп и сопровождение, напоминающее игру певца, аккомпанирующего себе).

В современном мире авторская песня остается популярной и востребованной.Толчком для развития авторской песни в нашей стране стали 60-е годы. Люди разных профессий, а не музыканты-профессионалы, стали писать песни. Они становились очень популярны в студенческой и интеллигентной среде. А Московский педагогический государственный институт им. В.И.Ленина стал один из главных центров авторской песни. Предполагают, что первым бардом, поющим поэтом был Юрий Визбор. Он работал корреспондентом в журнале “Кругозор” и стал совмещать 2 профессии - репортерскую и музыкальную.

Исполним его песню “Солнышко лесное”.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Лирический герой авторской песни -это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир-это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.

Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-егоды прошлого века. Зазвучали песни В. Высоцкого, А.Дольского, Ю.Кукина, В.Долиной и других. В 80-90-е эстафету подхватили И.Тальков, О.Митяев, А. Макаревич, Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, В. Цой и другие.

По словам Высоцкого, авторские песни – “это стихи, положенные на ритмическую основу”. А Игорь Тальков заметил: “...бард - это человек, выражающий то, что его волнует с помощью музыки и стихов.

В лучших авторских песнях тесно переплетаются темы любви и красоты природы. Они просты и лиричны. Авторская песня превратилась в широкое движение. Возникали клубы самодеятельной песни, проводятся фестивали. Сегодня авторская песня прочно вошла в нашу жизнь.

Ежегодно в России под г. ТОЛЬЯТИ проводится Грушинский фестиваль бардовской песни. Валерий Грушин был веселым и жизнерадостным молодым человеком, учился в авиационном институте, любил водный туризм. В кругу своих друзей он пел песни, написанные им самим. Он погиб, спасая тонущих детей. В память о нем, вот уже 30 лет проводится этот фестиваль авторской песни.

На первый грушинский фестиваль собралось около 600 человек, через год - 10 тысяч, а через 5 лет - 100 тысяч человек. Это говорит о любви людей к авторской песне .И многие знаменитые песни были исполнены именно здесь.

Ежегодно в горах Осетии проходит бардовский фестиваль “Цейский вальс”, в котором участвуют любители песен от 16 дот 60 лет. В этот году фестиваль отметил свое 10-е, посвящен он был памяти Юрия Визбора. Многие участники живут здесь прямо на природе в палатках. Проходит фестиваль целую неделю.

На этих фестивалях барды исполняют как свои песни, так и полюбившиеся им.

Исполнение песни О.Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Итог урока:

1. О каких бардах вы можете рассказать своим сверстникам или младшим школьникам?

2. Какие песни вам особенно полюбились?

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Учимся учиться! :: Интерактивный урок по физике в 11-м классе по теме "Излучение и поглощение света атомами. Виды спектров, спектральный анализ" :: Интегрированный подход в преподавании физики и химии в современной школе :: Постоянные магниты :: Урок-конференция по геометрии в 8-м классе по теме: "Пифагор и его теорема" :: Салют-7, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Дорога чести ( Road to Paloma ), 2014 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD