Генезис синтеза искусств и его развитие. Древний мир : Музыка

Генезис синтеза искусств и его развитие. Древний мир : Музыка

Современное видение синтеза искусств обусловлено опытом исторического процесса становления синтезирующих искусств. Ученые полагают, что уже на первых ступенях своего развития древний человек стремился отразить окружающий мир в звуках и красках.

Нельзя считать невероятным, что предки людей, раньше, чем они приобрели способность выражать свое расположение членораздельной речью, старались понравиться друг другу музыкальными звуками (3.С.15). Подтверждением выше сказанному могут служить раскопки древних поселений. Древнейшие изображения были примитивны и условны, однако в них, без сомнения, можно увидеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.

Исторических сведений, касающихся собственно музыкальной культуры наших отдаленных предков, чрезвычайно мало. Очевидно то, что отличительной особенностью первобытного искусства являлся синкретизм (греч.- соединение, объединение), т.е. слитность, нерасчлененность разнородных элементов, его составляющих. В нем слились танцы, пение, музыка, изобразительное искусство, религия, наука, мифы (6.С.9).

Возможно уже в эпоху палеолита (35-10 тыс. до н.э.), в зарождающемся искусстве первобытный человек находил дополнительную к речи форму отражения действительности. Об этом рассказывают наскальные изображения ритуальных сцен мусического характера, в которых музыка незримо присутствует.

Существуют предположения, что человек во всех главнейших своих делах был учеником окружавшего его живого мира: у паука он научился ткать, у ласточки - строить, у соловья - петь. По утверждению Демокрита, учителем первобытному человеку была сама природа (3.С.20).

Современные исследователи подчеркивают, что одной из положительных особенностей искусства эпохи палеолита можно считать умение человека каменного века выделить основные детали, характеризующие наиболее полно объект изображения средствами сложного духовного комплекса зарождающихся искусств.

Удивительно, что первобытный художник не только умеет выделить главное, но и вырабатывает в своей творческой практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощенные, однако выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония, симметрия, ритм; он умеет создавать нужную ему форму, знает специфические возможности, краски, может умело поместить рисунок на заданной поверхности. И.В.Бозунова-Пестрякова в своем исследовании обращает внимание на то, что все выше перечисленные достижения и завоевания первобытного художника найдут свою реализацию в искусстве следующих эпох.

По общему мнению ученых, одно из центральных мест в развитии синтеза искусств, принадлежит странам Древнего Востока, таким как Египет, Индия, Китай.

М.Н.Петров в лекциях по Всемирной истории отмечает, что плодородная почва, теплый климат, роскошная природа востока способствовали раннему культурному развитию восточных стран и сделали Азию колыбелью человеческого образования. По высказываниям первых философов видно, что в эстетическом сознании народов Востока музыка воспринималась как природная сила, подобная Воздуху или Огню, Солнцу или Луне. Не случайно идеей вечности пронизано все изобразительное, художественное, литературное искусство Древнего Египта (7.С.45).

Мифы древнего Египта символичны, они в образно-художественной форме передают представления египтян о законах природы, о красоте, о смысле жизни. В мифах Египтяне призывают человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться этому порядку и не пытаться что-либо изменить в нем.

Исследователи по древней культуре обращают внимание и на то, что Египтяне большое значение придавали домашним праздникам. Домашние праздники для древних египтян являлись неотъемлемой частью их быта. И.Г.Рузаева в своей работе показывает нерасторжимое единство игры с музыкальными элементами. Например, любая пирушка у египтян обязательно сопровождалась музыкой. Несмотря на то, что не было музыкальных инструментов, музыканты отбивали такт ладонями, поддерживая певца. На примерах детских игр, исследователь убеждает в том, что самым любимым развлечением девочек были танцы - игры. Именно в домашних играх детей и взрослых отражался образ жизни семьи, их быт, труд, национальные и религиозные устои, стремление к красоте (6.С.10).

Важно отметить, что в древнем Египте ни одна торжественная религиозная процессия не обходилась без танца. Использование танца в ритуальных церемониях придавало им особый зрелищный характер. Тяга к театральности у египтян была настолько сильна, что обряды, связанные с религиозным культом превращались в своеобразные театрализованные представления. Древнеегипетские религиозные праздники имели в своей основе драматургию, художественное оформление (костюмы, декорации), сценическую игру (разыгрывание в лицах эпизодов из жизни Богов), многообразие выразительных средств (танец, музыка, гимны, слово), определенный язык театрализации. (6.16).

Ученые отмечают, что музыка в Индии в своем генезе восходит к народным и культовым песнопениям, в течение тысячелетий питавшихся образами героических эпических сказаний, мифов, легенд и других литературных источников древности и средневековья.

С древних времен взаимодействие слова и звука на подмостках традиционной сцены в Индии приобретает оригинальные формы. Сценическая речь, помимо интонационной, всегда имеет и ярко выраженную ритмическую характеристику. Она находит свое выражение в звучании ударных инструментов – различных видов барабанов и цимбал.

М.П.Котовская подчеркивает, что интонационно-ритмическая манера подачи текста глубоко традиционна и в силу этого хорошо знакома зрителю. При этом модели подачи текста “на слуху” у слушателя, как хорошо известные мелодии. Кроме того, смысловое значение фразы, переведенное на язык ритма, дополнительно подчеркивается, акцентируется звучанием ударных инструментов. Исполнители, отговорив свой текст, закончив один “игровой кусок”, переходят к другому (чаще к пантомимическому). А зрительный зал все еще слушает диалог, уже отзвучавший в устах героев, но продолжающий жить в звучаниях музыкальных инструментов (8).

Приемы передачи текста “языком ритма” свойственны и африканской музыкальной традиции. “Говорящие” барабаны Африки – одно из наиболее удивительных явлений древней африканской музыки.

Чрезвычайно интересны суждения В.Конен. Ученый отмечает:  “...сфера информации, которая в европейской культуре передается исключительно через разговорную речь (или письменное слово), в Африке связывается с мелодическим интонированием, в частности, в звучании ударных инструментов” (4.С.32). И эта традиция берет начало в древности.

Таким образом, стремление древнего человека к сочетанию различных видов художественного творчества в единое целое было своеобразным становлением комплекса искусств, предпосылкой к нерасторжимой художественной целостности различных видов искусств, то есть к синтезу.

Литература

1. Виноградова Г.З., Подкопаева И.А.Первобытная культура. Культура Древнего Египта: Конспект лекций по курсу2Основы гуманитарных знаний”- М.: Изд-во МЭИ. 1999.-24с.

2. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник/ Колл. Авт. Ин-та им. И.Е.Репина Акад.художеств; Под ред. А.П.Чубовой.-4-е изд. Изобр. Искусство, 1980. -384., ил.

3.Иванов-Борецкий М. Первобытное музыкальное искусство. – М.,1925.- 32с.

4.Котовская М.П. Синтез искусств.- М.: Наука, 1982. С.72-77.

5. 103.Кравчук Л.В. Изобразительные возможности разных видов искусства// Музыкальное образование. М., 1999. №3. – С. 38 – 39.

6. Рузаева Н.Г.Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников: Лекция.- М.: МГУКИ. 1997

7. Петров М.Н. История древнего мира: Лекции по всемирной истории.- С.-Петербург. 1907.

8. Mathur J. Drama in rural India. Delhi”, 1964.

Читать еще:


Новые материалы:

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. Урок русского языка в 6-м классе :: Урок в 11-м классе по теме "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина" :: Интегрированный урок в 6-м классе "Определение научного понятия" :: Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Предложение" :: Специализация и взаимодействие полушарий головного мозга в познавательной деятельности на уроках математики :: Тёмная башня ( The Dark Tower ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Merdes / Стеллаж СБ-10/5 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD