Бинарный урок искусств "Искусство Средневековья". 8–9-й классы : Музыка

Бинарный урок искусств "Искусство Средневековья". 8–9-й классы : Музыка

Цели: формирование представлений о культуре Средневековья ее отличительных особенностях; погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания муз.произведений и просмотра видеороликов.

Ход урока

План изучения темы:

  1. Об эпохе Средневековья.
  2. Живопись Средневековья
  3. Два направления в музыкальной культуре.
  4. Театр Средневековья
  5. Инструменты и жанры средних веков.

1. Вводное слово об эпохе Средневековья.

Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития.

2. ЖИВОПИСЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Ещё в конце VI века папа Григорий I говорил об огромном значении изобразительного искусства в варварском мире: “Живопись допустима в церквях для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то чего они не в состоянии почерпнуть в книгах”.

Таким образом росписи в раннем Средневековье превращались в “Библию для неграмотных”

Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно. Зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всёболее разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей – ФРЕСОК

Фреска - (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.

В Средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов и храмов.

Архитектура в Средние века становится главным видом искусства.

В ней традиционно выделяются два стиля:

- романский - суровый, грозный или воздушный, холодный. Строгий и простой в построении, без украшений и орнамента. Характерный элемент – арочнаяформа дверных и оконных проемов.

Основные постройки:

  • монастырские храмы
  • феодальные замки
  • городские укрепления

Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавшими пугающее могущество божеств.

Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота

Замок в Виртумбурге

Здания романского стиля разнообразны по типам, по конструктивным особенностям, по декором.

Наибольшее внимание уделялось сооружению храмов, монастырей, замков, расположенных на повышенных местностях.

Романский стиль отличался массивностью сооружений.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень

Собор св. Петра в Вормсе

В рамках романского стиля одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематической, условное. Романская композиция позволяла использовать пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, утрированы жесты.

Орнаментальное искусство, в романском стиле поражает богатством и разнообразие

Ковровый орнамент, образующий пятигранник

- готический - нарядный и богато декорированный. Формы зданий вертикальные, остроконечные, динамичные. Высокие окна и двери – порталы – украшены витражами

Боковые части фасадов и края крышиукрашены скульптурой. Особенность – резьба по камню –кружево из цветов и листьев.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Церковь монастыря Сен-Дени,

созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими “крепостями Бога”.

В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Базилика аббатства Сен-Дени

- один из первых готических соборов

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Задание:

Определите стиль:

3. МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ V-XIII века

https://www.youtube.com/watch?v=cjYRYmOq1zk Путешествие в средневековье

В период средних веков в музыке развивается два направления: церковная музыкальная культура и народное творчество.

Церковная музыка. В средние века именно храмы и монастыри были центрами образования и искусства. Монахи и священники были грамотными людьми. Все службы в католической церкви велись на латинском языке. Так же было и с музыкой. Первые музыкальные произведения, которые исполнялись в церкви, были на латыни. И до сих пор в католических храмах богослужение часто проводят на латыни. Именно в монастырях и храмах происходит становление церковного пения.

Музыка становится главным инструментом в руках церкви для привлечения прихожан. Храмы и монастыри стали центрами развития профессионального музыкального искусства

В монастырях происходит зарождение и развитие нотной грамоты (НЕВМЫ), появляются первые профессиональные композиторы

Главным жанром средневековой церковной музыки становится Григорианский хорал - традиционное литургическое пение римско-католической церкви.

Термин “григорианское пение” происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах).

Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки.

http://iplayer.fm/q/григорианские+хоралы/

Народное творчество представлено в двух направлениях: народное творчество странствующих музыкантов.

Странствующие музыканты бродили по дорогам и пели песни о том, что видели в разных уголках своей страны. Народ любил таких музыкантов. Часто это были люди, которые не только играли на музыкальных инструментах и исполняли песни, но и устраивали целые представления. Их еще называли бродячими артистами. Главная особенность их творчества – это антицерковная направленность. Песни и куплеты таких музыкантов часто носили сатирический характер: высмеивали власть и церковь. За что они часто подвергались гонениям со стороны церкви.

В разных странах их звали по разному:

  • Шпильманы (Германия)
  • Жонглеры (Франция)
  • Гистрионы (Англия)
  • Хоглары (Италия

Второе направление народного творчества Светская музыка. В Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох – это рыцарское музыкально-поэтическое искусство.

  • Трубадуры и труверы (Франция)
  • Миннезингеры (Германия)
  • Придворные музыканты

4. ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.

Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы

 

 

5. ИНСТРУМЕНТЫ И ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В эпоху Средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые.

Ударные инструменты: колокола и колокольцы, бомбулюм, тамбурин.

Духовые инструменты: волынка, дудочка, флейта

Струнно-смычковые инструменты: виола, лютня, лира, органиструм

Основные жанры средневековой музыки

  • МЕССА
  • ХОРАЛ
  • ЛИТУРГИЯ
ТАНЦА

ШВАНКИ

ПЕСНИ

https://www.youtube.com/watch?v=022GnJrPbRE - средневековые танцы

В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.

Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием.

Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

Выводы:

Музыкальное искусство Средних веков - первый этап синтеза многих музыкальных традиций.

На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.

Развитие искусства в определенную эпоху обусловлено теми или иными историческими изменениями, произошедшими в обществе.

В 14-15 веках наблюдалось возрождение античных традиций и античного наследия, период расцвета культуры и искусства, усовершенствования процесса изготовления книг, разнообразие их тематики. Именно в средневековье были заложены основы существующего ныне европейского культурно-исторического типа.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок математики и окружающего мира "Сложение и вычитание в пределах 100. Уравнение" :: Урок математики в 3-м классе "Как сравнить углы" :: Исследовательская работа учащихся 4-го класса "Исследование видов артикуляционных упражнений для постановки звуков [с], [з]" :: Открытый урок по труду в 3-м классе "Осенний ветер" - панно из пластилина :: Методическая разработка урока окружающего мира во 2-м классе по теме: "Моря" :: Фердинанд ( Ferdinand ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Avanti / Стул Brio ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD