Педагогические условия приобщения детей к русской народной культуре на основе праздников : Музыка

Приобщение к культуре начинается в дошкольном возрасте и становится основанием для формирования личности и успешной подготовки ребенка к школе. Практика показывает, что дети, получившие в дошкольном возрасте опыт приобщения к культуре, опыт художественной и творческой деятельности, успешно входят в новую социально-психологическую ситуацию школьного обучения, наиболее активны в школьной жизни.

На проблему приобщения детей к национальной культуре обращали внимание русские педагоги. Так К.Д.Ушинский связывает понятие национального и народного. Он подчеркивает, что у каждого народа должна быть своя система воспитания. К.Д.Ушинский требовал обучения на родном языке. “Народная культура является первым шагом ребенка к культуре общечеловеческой. С помощью элементов народности отдельный человек поднимается на уровень, на котором находится весь народ в целом”. Продолжателем идей К.Д.Ушинского о народности в воспитании является Е.Н.Водовозова. Она дает рекомендации по ознакомлению детей с окружающим миром, выступает за единство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Е.И.Тихеева рекомендует использовать народное творчество как проявление средства национальной культуры [1, 2].

“Нельзя воспитать полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного”, - говорил Р.Тагор. Суть его высказывания в нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания человека. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, одна из форм культуры, которая своими особенностями – целостностью, единством среды обитания, связью с традициями, обычаями, верованиями, творческим народным восприятием мира – ориентирована на сохранение и воспроизведение нравственно – эстетических ценностей. В народном искусстве воплощена духовная энергия народа, образующая единое поле, которое нельзя разделить на части.

Приобщение к народной культуре является одной из основных задач педагога дополнительного образования и концертмейстера, которые ставят перед собой следующие педагогические задачи:

  • выявить особенности интересов, представлений, детей, их умений отражать национальное в практической деятельности;
  • разработать доступное освоению детьми содержание русской культуры;
  • определить педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре.

Работа строится с целью воспитания интереса и эмоциональной отзывчивости детей к содержанию русской культуры, желания больше узнать о произведениях народного творчества, традициях русского народа. В процессе этой работы дети попадают в различные ситуации, когда им приходится применять полученные знания на практике. Для детей проводятся различные конкурсы, праздник “Масленица”, инсценировка сказки “Снегурочка”, посиделки “На завалинке” и т.д.

Для выявления уровня интереса детям предоставляются ситуации для выбора:

  1. Выбор песни (русская, коми, современная).
  2. Выбор музыкальных инструментов (ложки, чипсан, маракас).
  3. Выбор костюма (русский, коми, украинский).

Для решения задач отражения черт русского национального характера в деятельности используется метод творческих заданий: придумать русскую народную пляску, сыграть на народном инструменте.

Таким образом мы видим, что детям необходима специальная работа по формированию интереса к русской народной культуре, в процессе которой важно разработать доступные сценарии русских народных праздников и развлечений, методики приобщения детей к русской народной культуре, определение педагогических условий, способствующих к активному освоению детьми русской народной культуры.

Эмоциональная насыщенность, простота, выразительность русских народных праздников делает их понятными и привлекательными для ребенка, приближает к пониманию нравственности, культуры народа.

Источники и литература.

1. Мчелидзе И.Б., Гребенщикова Е.А., Лебеденко А.А. История дошкольной педагогики в России. – М. Пр., 1987.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.- в сб.: Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.П.Медынского.-М., 1945. с. 67.

Читать еще:


Новые материалы:

Дополнительная образовательная программа "В стране Пластилинии" :: КВН "Наша армия сильна, охраняет нас она" :: Путешествие в страну цвета :: Проект "Что делать, если возник пожар?" для детей старшей группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Обидчивость небезобидна. Как ее преодолеть? :: Дэдпул 2 ( Deadpool 2 ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / ВМФ / Стол компьютерный Рональд-44 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD