Педагогические условия приобщения детей к русской народной культуре на основе праздников : Музыка

Приобщение к культуре начинается в дошкольном возрасте и становится основанием для формирования личности и успешной подготовки ребенка к школе. Практика показывает, что дети, получившие в дошкольном возрасте опыт приобщения к культуре, опыт художественной и творческой деятельности, успешно входят в новую социально-психологическую ситуацию школьного обучения, наиболее активны в школьной жизни.

На проблему приобщения детей к национальной культуре обращали внимание русские педагоги. Так К.Д.Ушинский связывает понятие национального и народного. Он подчеркивает, что у каждого народа должна быть своя система воспитания. К.Д.Ушинский требовал обучения на родном языке. “Народная культура является первым шагом ребенка к культуре общечеловеческой. С помощью элементов народности отдельный человек поднимается на уровень, на котором находится весь народ в целом”. Продолжателем идей К.Д.Ушинского о народности в воспитании является Е.Н.Водовозова. Она дает рекомендации по ознакомлению детей с окружающим миром, выступает за единство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Е.И.Тихеева рекомендует использовать народное творчество как проявление средства национальной культуры [1, 2].

“Нельзя воспитать полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного”, - говорил Р.Тагор. Суть его высказывания в нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания человека. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, одна из форм культуры, которая своими особенностями – целостностью, единством среды обитания, связью с традициями, обычаями, верованиями, творческим народным восприятием мира – ориентирована на сохранение и воспроизведение нравственно – эстетических ценностей. В народном искусстве воплощена духовная энергия народа, образующая единое поле, которое нельзя разделить на части.

Приобщение к народной культуре является одной из основных задач педагога дополнительного образования и концертмейстера, которые ставят перед собой следующие педагогические задачи:

  • выявить особенности интересов, представлений, детей, их умений отражать национальное в практической деятельности;
  • разработать доступное освоению детьми содержание русской культуры;
  • определить педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре.

Работа строится с целью воспитания интереса и эмоциональной отзывчивости детей к содержанию русской культуры, желания больше узнать о произведениях народного творчества, традициях русского народа. В процессе этой работы дети попадают в различные ситуации, когда им приходится применять полученные знания на практике. Для детей проводятся различные конкурсы, праздник “Масленица”, инсценировка сказки “Снегурочка”, посиделки “На завалинке” и т.д.

Для выявления уровня интереса детям предоставляются ситуации для выбора:

  1. Выбор песни (русская, коми, современная).
  2. Выбор музыкальных инструментов (ложки, чипсан, маракас).
  3. Выбор костюма (русский, коми, украинский).

Для решения задач отражения черт русского национального характера в деятельности используется метод творческих заданий: придумать русскую народную пляску, сыграть на народном инструменте.

Таким образом мы видим, что детям необходима специальная работа по формированию интереса к русской народной культуре, в процессе которой важно разработать доступные сценарии русских народных праздников и развлечений, методики приобщения детей к русской народной культуре, определение педагогических условий, способствующих к активному освоению детьми русской народной культуры.

Эмоциональная насыщенность, простота, выразительность русских народных праздников делает их понятными и привлекательными для ребенка, приближает к пониманию нравственности, культуры народа.

Источники и литература.

1. Мчелидзе И.Б., Гребенщикова Е.А., Лебеденко А.А. История дошкольной педагогики в России. – М. Пр., 1987.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.- в сб.: Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.П.Медынского.-М., 1945. с. 67.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок внеклассного чтения во 2-м классе. К.Бальмонт. "Снежинка" :: Использование ИКТ на уроках математики :: Урок литературного чтения. В.Драгунский. "Надо иметь чувство юмора". (Программа "Школа–2100") :: Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики :: Интегрированный урок во 2-м классе (литературное чтение + окружающий мир). Тема: "Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран" :: Талли ( Tully ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Этажерка / Стеллаж комбинированный Leontina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD