Урок музыки в 5-м классе по теме «Абакан - самый лучший город на Земле!» : Музыка

Цель: Показать детям красоту родного города, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; понимать учебную задачу урока; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: этические чувства, чувство сопричастности истории своей малой Родины и народа; демонстрация личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия; усвоение  жизненного содержания песен и информации слайдовой презентации.

Познавательные: связь изучаемого с жизнью; опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; речевые высказывания о характере песен и  прослушанной музыки.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе исполнения песни и в импровизации вокальных и танцевально-пластических движений; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли,

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем в процессе всех видов работы на уроке, участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная система, слайд - шоу с достопримечательностями города, аудиозаписи музыкальных произведений, иллюстративные таблицы, сообщения и рисунки детей.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, аккордеон, чатхан, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методические методы и приемы: метод эмоциональной драматургии, методы импровизации, музыкальной пластики, метод частично-поисковый, методы сравнения, анализа и обобщения, методы вокалотерапии, метод цветовосприятия, прием контраста, системно-деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

Музыкальный материал:

Ход урока

I этап - Организационный момент.

 Дети входят в класс под музыку «Песня об Абакане», музыка И. Карпец, слова М. Догмарова.

Музыкальное приветствие:

- «Звенит звонок – начинаем мы урок!»
- «Здравствуйте, ребята!»
- «Здравствуйте, учитель!»

II этап - Мотивация учебной деятельности учащихся.  Постановка цели и задач урока.

Вступительная беседа.

- Ребята, кто понял, о чём пели в песне, под которую вы зашли?

- Как вы предполагаете, о чём мы сегодня поведём речь?

- Правильно, мы сегодня будем говорить о нашем городе – Абакане.

-Друзья! Прочитайте  на доске эпиграф к  нашему уроку. Как вы его понимаете?

Город мой на широких ладонях степей.
Город мой, стал ты песней любимой моей.
В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан,
Город мой, мой родной Абакан.
Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях.
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян,
Все в тебе, мой родной Абакан. 
(Абакан, Т. Трофимец)

Звучат ответы учащихся.

Создание учебно-проблемной ситуации.

- Ребята, объясните, почему сегодня мы будем говорить именно об Абакане?

- Правильно, потому что мы живём в этом краю. Это – наша малая Родина.

А еще и потому что в этом году наш город – юбиляр! Ему исполняется 85 лет!

- Обратите внимание на экран! В 1-м слайде обозначена тема урока, а далее сегодня мы:

- узнаем…как появился наш город;

- вспомним…что означает понятие «Малая Родина» и чем славен наш Абакан;

- услышим…музыкальные произведения  хакасских композиторов;

- разучим… с вами песни о любимом городе.

- Мне очень хочется, чтобы вы полюбили наш край так же сильно, как любят его все, кто вас окружает: ваши родные и друзья, мы, педагоги, и, конечно же,  наши  поэты, художники, музыканты!

III этап - Актуализация знаний.

Идет презентация под музыку чатхана.

Итак, мы сегодня говорим о крае, в котором живём (слайд 1).

Наш край называют одним словом – Хакасия! (слайд 2).

На нашей планете есть огромная страна – наша великая Родина Россия. Посмотрите, какое большое место на карте занимает она. И как немало занимает наша Хакасия на карте России (слайд 3).

В давние-давние времена здесь не было ни сёл, ни городов (слайд 4).

Широкие степи раскинулись до самого горизонта (слайд 5).

Высоко в небе парили орлы – птицы вольные (слайд 6).

Полноводные реки несли свои чистые воды (слайд 7).

В реках водилось много рыбы, а в лесах много животных, в том числе и редкий ирбис (снежный барс) – символ Хакасии, изображенный на гербе нашей республики (слайд 8).

Благодатный край, где стали селиться люди  на вольных землях, строились, обзаводились скотом, охотились, ловили рыбу. Так и жили! (слайд 9).

Вот какой прекрасный край, в котором мы с вами проживаем! (слайд 10).

IV этап - Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, вы слышите, кто - то стучится к нам. Кто бы это мог быть?

(заходит Незнайка под веселую музыку)

- Здравствуйте, друзья! Я  много слышал про  ваш удивительный край, и мне очень захотелось  у вас погостить. И вот что я узнал о вашем городе из истории.

1. Просмотр слайд - шоу  «Абакан исторический». Звучит рассказ  Незнайки.

- Поселения близ устья реки Абакан известны с эпохи бронзы. Местные жители именовали эту возвышенность Ах-Тигей (белая макушка, оттого, что на данном месте стояли многочисленные берестяные юрты кочевников). У подножья горы Самохвал располагалась гуннская каменная крепость. В I веке до н. э. в 8 км вверх по реке для пленного китайского полководца был построен так называемый дворец Ли Лина.
В 1780-е годы возникло село Усть-Абаканское, ставшее в XIX веке, после введения устава об управлении инородцев (1822 год), центром Качинской степной думы, органа самоуправления хакасов. В 1913 году село стало центром Усть-Абаканской волости Минусинского уезда Енисейской губернии.

В 1925 году, с постройкой железной дороги, была открыта станция Абакан, между посёлком железнодорожной станции и селом Усть-Абаканским началось строительство жилых районов, 30 апреля 1931 года преобразованных в город Абакан.

Город расположен в устье реки Абакан, впадающей в Енисей, в 3390 км к востоку от Москвы и в двухстах семидесяти километрах к югу от Красноярска. Абакан расположен в центральной части Хакасско-Минусинской котловины, на высоте 250 м над уровнем моря.
Площадь города 112,38 км². На данный момент в нем проживают 180 тысяч человек.

Среди  главных достопримечательностей Абакана:

Зелёные насаждения занимают до 1/3 территории города. Наиболее значимыми являются парки: Комсомольский, Преображенский, «Орлёнок», парк Культуры, скверы: Черногорский и Пушкинский.

-Есть в Сибири суровой удивительная земля,
Щедрая на солнце, гостеприимная Хакасия моя.
Влекут озера чудные, заснеженные горы,
Манят степей бескрайние ковыльные просторы.
Хранят в веках загадки безмолвные курганы,
Бьют в бубны у костров  там мудрые шаманы.
Звучит в ночи чарующе в руках хайджи чатхан,
И радугой фонтанов искрится  Абакан!

- Незнайка! Да ты просто молодец! Ты неплохо приготовился к путешествию в наши края!

- Ребята, а давайте, теперь мы проведем экскурсию для Незнайки по улицам Абакана, и покажем нашему гостю, как у нас красиво.  Расскажите ему о своих любимых местах  в родном городе!

2. Сообщения учащихся о любимых местах Абакана.

- Мой Абакан другой. Не то, что остальные города,
В нем нет метро. И не разводят тут мосты ночами.
Не произносят "Абакан Великий" никогда,
Ведь он не Новгород. О нем не говорят стихами.

Зато мой город носит гордо звание "родной",
И хоть он маленький, зато отлично может в сердце уместиться.
Что будь я где-то далеко, я всей своей душой,
Тянусь к нему во снах. Ведь Абакан мне часто ночью снится.

То вижу  я  во снах своих театр имени великого поэта,
То прохожу сквозь памятник погибшим воинам войны,
И чувствую, как много в этом городе заботы, света,
И сколько вложено в него людской любви и доброты.

То Пушкину по вечерам свои стихи читаю,
То цветники у стелы «Лора» развожу.
В других же снах, о вечном  с Принцем рассуждаю,
Он любит ночью в городе гулять, а я в ответ его планету сторожу.

Вы знаете, мой город вовсе не похож на остальные,
Не потому, что нет в нем красного Кремля Москвы,
А от того, что люди здесь совсем иные,
Они ведь сердце города. Они ему нужны.

Однажды, посетив хоть раз зеленый Абакан,
Вам не захочется и вовсе уезжать отсюда.
Я знаю, что Вы вновь вернетесь к нам сюда,
Ведь город этот – настоящее, огромнейшее чудо!

3. Психогимнастика «Никогда не вешай нос».

Проводится под музыку «Релаксация для души»

Цель: развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

- Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение. Как узнать, какое у человека настроение? (ответы детей).

Я предлагаю вам изобразить на лице разные чувства и эмоции (удивление, грусть, радость,  скука, восторг).

- Друзья, а теперь покажите, какое у вас настроение. Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. И тогда возникает и рождается чудесная песня!

4. Вокально-хоровая деятельность.

- Друзья, в народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». С давних времен до наших дней песня выражала душу народа.

- Сейчас мы услышим с вами  песню  нашего местного автора Л.Разумовой.

а) Слушание  песни

Звучит песня «Яркий, солнечный Абакан»

б) Обсуждение

- О чем поется в этой песне?

- Почему  автор воспевает Абакан?

- Какие чувства пробудила в ваших душах эта музыка?

- Почему хочется улыбнуться? От чего появляется чувство нежности, гордости?

- Как об этом рассказала музыка средствами музыкальной выразительности?

- Давайте нарисуем мелодические линии, звучащие в песне; как музыка движется, как меняется характер ее исполнения?

Звучат ответы учащихся.

в) Настрой на вокально - хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Ноги в пол упри  смелей,
Спину выпрями скорей,
Руки, плечи все свободно,
Петь приятно и удобно».

г) Начинается совместная работа по разучиванию песни.

- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине, о родном крае, о родном городе?

На слайде выводится текст песни:

«Яркий, солнечный Абакан»

1.

Родной мой город! Все, что связано с тобой
В своем я сердце бережно храню.
И каждый день твоей, любуясь красотой,
Я понимаю, как тебя люблю.

Припев:

Абакан – город, в котором живу.
Абакан – ты мой сон наяву.
Навсегда мне судьбою ты дан,
Яркий, солнечный Абакан!

2.

Переливаются на солнце позолотой
Преображенского собора купола.
И ветер наслаждается свободой,
Когда звонят твои колокола.

Припев: тот же

3.

Любимый город мой. Не выразить словами
Тех чувств, к тебе, что рвутся к облакам.
Все лучше ты становишься с годами,
Хакасии столица, Абакан.

Припев: тот же

д) Использование иллюстрированных таблиц  для формирования эмоционально-чувственного ряда.

- Ребята,  поясните, для чего мы разучили с вами эту песню?

Звучат ответы учащихся.

- Молодцы! Ваши ответы верны.

5. Просмотр  презентации « Абакан сегодня».

- Абакан - культурный центр Хакасии. В  нашем городе находятся:  Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова,  Хакасская   им. С. П. Кадышева, Абаканская картинная галерея, Абаканский дворец молодёжи, городской центр культуры «Победа», дом культуры железнодорожников, Русский республиканский драмтеатр им. М. Ю. Лермонтова, Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова, Хакасский национальный театр кукол «Сказка», неоднократный лауреат премий «Золотая маска», Хакасский государственный театр малых форм «Читиген»,  симфонический оркестр Республиканской филармонии под руководством В. Инкижекова, муниципальный духовой оркестр г. Абакана под управлением А. Штарка.

Абакан стал домом  и вдохновением  для многих  композиторов и музыкантов.

А. Кенель, Г. Челбораков, П. Катаева, А. Стоянов, Т. Шалгинова, Л. Арыштаева, Н. Баранова, В. Терешков, Т. Гигуашвили, Г.  Танбаев, И. Боргояков, О.  Алахтаева, А. Глухов, А.  Ерахтин, А. Дорошенко, Ю. Покореев, В. Раздобурдин, С. Волошанин, И.Окольников - замечательные музыканты, которые посвящают  страницы своего творчества Хакасии и Абакану.

 6. Слушание музыки.

- Концертный оркестр столицы Хакасии под управлением Андрея Штарка приготовил традиционный предновогодний концерт-сюрприз. Оркестр всегда радует жителей  нашего города. Декабрьские концерты - это всегда что-то новое, необычное. Так будет и на этот раз. Программа «Лучший город Земли» состоится 17 декабря, в 17:00 в АДМ и будет посвящена юбилею Абакана. На одной сцене встретятся музыканты и композиторы, для которых Абакан стал судьбой. Каждый из них принесет музыкальный подарок городу и горожанам. Знаете ли вы, сколько музыкальных произведений написано в честь Абакана? Целый концерт!

Сейчас и мы с вами послушаем одно из этих произведений, а вы попробуйте в ваших тетрадях  передать красками настроение от музыки!

Звучит  «Мой  Абакан» музыка и слова А.И. Глухова.

 V этап – Первичное закрепление.

- Ребята, чем отозвалась в ваших душах эта музыка?

- Какие чувства пробудила в вас она?

- Покажите вернисаж ваших чувств на ваших рисунках!

Звучат ответы учащихся. Идет выставка рисунков - иллюстраций.

- Друзья! Вы, конечно же, правы, говоря, что музыка имеет свой язык, который не требует перевода, так как он идет от сердца к сердцу, от души к душе.  

- Скажите, ребята, какой теме сегодня был посвящён наш урок?

- Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели?

Звучат ответы  учащихся.

- Время неумолимо, и наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним вместе…

Проводится музыкальная  игра-импровизация «Закончи предложение…»

1. Наша республика называется… (Хакасия).
2. Мы живем в городе… (Абакане).
3. Жители нашего города - это … (Абаканцы).
4. Река, на которой расположен наш город… (Абакан).
5. Наша школа  …. (Ассоциированная школа ЮНЕСКО № 25) .
6. На какой улице находится наше учебное заведение… (ул. Тельмана).
7. Сколько лет  исполнилось нашему городу… (85).

- Дорогие друзья! Спасибо всем вам за активную работу на нашем уроке. Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали на уроке, оставит в ваших сердцах и душах хороший след, поможет вам понять, как важно любить Родину, знать  и любить свой родной город!

VI этап - Домашнее задание.

- Ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы вы на следующем уроке порадовали меня и друг друга, вот какими домашними работами – сочините стихотворение или песню, нарисуйте о том, что вам больше всего нравится в нашем небольшом, но таком уютном и красивом городе!

- Ведь Абакану всего 85 лет! Совсем юный возраст для столичного города, а это значит, что все самое лучшее у нас еще впереди!

VII этап – Итог урока. Рефлексия.

- Абакану салют, зазвонит телефон,
Абакану салют, прозвучит в микрофон,
Абакану салют, подмигнет светофор,
Абакану салют, пропоет дружный хор!

- Давайте, мы вместе расцветим наш салют  родному городу разными красками!

Кому на уроке было скучно и неинтересно, тот прикрепляет зеленые петарды.  А кому понравилось и запомнилось, прикрепляйте красные и оранжевые петарды!

- Ура! Вот и наш салют поздравляет родной город с юбилеем!

Звучит «Гимн Абакана».

- Отныне и довеку
Красуйся город мой!
Любому человеку
Душевный шли покой,
На радость горожанам,
Ты хорошей, расти!
Судьбы тебе крылатой,
Счастливого пути!
Дороги яркой, светлой,
Свершений и побед!
Мой Абакан чудесный -
Прекрасней тебя нет!
(Степанова Ксения)

- Желаю вам новых открытий в прекрасном мире искусства! До новых встреч на наших уроках!

Звучит песня «Родные места» музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства" :: Программа факультатива "Реформы и реформаторы" :: Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго" :: Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Ошибка тысячелетия" – Отечественная война 1812 г.?!" (с использованием информационных технологий) :: Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс) :: Дело храбрых ( Only the Brave ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы под телевизор / Компасс-мебель / Тумба под ТВ Ассоль АС-13 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD