Урок музыки в 5-м классе "Живописная музыка и музыкальная живопись" : Музыка

Ход урока

Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом.  Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер.
Перед вами часть темы, которая вам должна быть понятна – живописная музыка.

- А что значит живописная музыка? (примеры с прошлого урока)

Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. 

Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Презентация.

- Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

(если дети затрудняются ответить на эти вопросы, то можно предложить найти ответ в конце урока).

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ. А вот какой вы определите после прослушивания небольшого текста.

«Могучее... Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обнимает тебя, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…»

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.

Размышляя о творчестве  М.Чюрлёниса мы будем использовать следующие термины: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната.

М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Что такое символ? 

Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов:  весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Мы сегодня встретимся с его картинам, в которых  он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса.  Что вы видите? Пред вами Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих картин.

- Как понять духовное содержание (это скрытое в картине глубокое, жизненно важное) (триптих - произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей)

1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой  на фоне. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького  на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу…

2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. Здесь тишина. Светлая печаль, воспоминания о чём то прекрасном, но ушедшем, потонувшем в глубине морских вод.  Печаль эта светится двумя огоньками. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Рука с корабликом…Рука поддерживает, оберегает, вселяет доверие и покой. Осторожно выплывем, покинем картину…

3. Третья картина для самых смелых. Да, это море, но оно не плещется, а обрушивает силу волны которая может уничтожить эти четыре пляшущих кораблика. А может быть они спасутся и на новой такой же волне вновь продолжат свой веселый танец…Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными волнами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.

Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.

- Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? (О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек).

Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн.

Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

(можно показать янтарь) 

Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море».  Композитор описывает море очень поэтично. 

Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка.

- Сейчас мы её послушаем.  Ваша задача расположить  эти картины  по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.

(слушание)

- Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.

(объяснение детей)

Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен «Сонаты моря».

Ребята, есть ли среди вас, мечтающих стать моряком? А вот  люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх».

- Посмотрите фрагмент и послушайте песню «Ты слышишь, море».

- Разучивание припева, исполнение под фонограмму.

Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря) 

Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».

Задание группам.

Выберите художника (+ помощника), которые будут рисовать: настроение моря, цвет, волнение, масштаб.

А остальные участники команды должны  выразить музыкальную картину моря  подходящими словами, чтобы описать его настроение. Художники используют цветовую гамму и линию волнения моря.

Остальные – музыкальную палитру и словарь музыкальных эмоций.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. темная, серо-синеватая окраска.

- Объясните, почему вы нарисовали море таким. Какие слова подобрали слушатели?

(объяснение детей)

Посмотрите на картины и подберите одно из них, подходящее к музыки.

Картины с изображением моря называются МАРИНЫ, а художники, изображающие море на своих картинах – МАРИНИСТЫ. Самый знаменитый русский маринист - Иван Константинович Айвазовский   Он родился очень давно, в 1817 г. в Крыму, в Феодосии, на берегах Чёрного моря. Полюбив море в детстве, художник всю жизнь изображал его в разном настроении. Им написано 6 тыс. картин.

- А почему вы не выбрали картина Николая Дубовского «Морской пейзаж»? Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувает их и заставляет скользить по морской глади. Кричат чайки, носятся над безбрежной водяной гладью. Море шумит, накатываясь на берег. Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски

Перед вами картина И. Айвазовского  «Среди волн». Я предлагаю окунуться в его  морские воды и  отправимся в загадочную подводную стихию. А поможет в этом.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А.Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Наша встреча с морем подошла к концу.

И чтобы привести всё в порядок я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора». (проводится игра)

Так что же такое музыкальная живопись?

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Д/З. Получилась у нас встреча с МОРЕМ? А что бы узнать какое впечатление оно оставила я предлагаю нарисовать  дома в тетради свою картину моря. А чтобы настроить вас на творчество я хочу закончить урок стихотворением «Я рисую море».

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
В.Орлов

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по теме "Технология обработки и отделки изделий выжиганием" :: Классный час-игра "На что потратить жизнь?" :: Методическая разработка классного часа в 10-м классе по теме "Живая память поколений" :: Классный час "Моя семья" :: Художественно-эстетическое развитие детей. Конспект интегрированного занятия :: Мир Юрского периода 2 ( Jurassic World: Fallen Kingdom ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Сокол / Вешалка корпусная Толедо ТП-3 + ВШ-3.1 дуб сонома/белый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD