Образы борьбы и победы в искусстве : Музыка

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть художественный образ симфонии №5 Л.Бетховена.

Образовательная задача: проследить за особенностями симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй произведения.

Воспитательная задача: воспитывать  уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа.

Методы обучения:беседа, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: беседа.

Техническое обеспечение: проектор, компьютер, фортепиано.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Начать наш разговор сегодня мне хотелось бы стихотворными строчками, которые помогут вам определить тему урока:

«Никогда не сдавайся»

Никогда не сдавайся, держись,
Как бы сильно не била нас жизнь.
Никогда не смиряйся с судьбой,
Больно – плачь, но всегда будь собой.

Будь готов к равнодушью друзей 
И к предательству близких людей.
Восприми данный нам тяжкий рок, 
Будто жизни хороший урок.

Не страшись никогда перемен,
Не скрывайся в убогости стен.
Не показывай слабость свою,
Даже если стоишь на краю.

И о том что прошло не жалей,
То, что можно, исправь поскорей.
Докажи, ты себе, после всем,
Можешь быть ты сильнее проблем.

Никогда не сдавайся, борись,
Неспроста ведь дарована жизнь.
Жизнь, что с опытом, только сильней 
Сильных делает духом людей.
Артем Аларин

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о музыке борьбы и победы)

Назовите имя композитора, рядом с именем которого часто  звучит  слово «борьба»? (Бетховен)

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), великий немецкий композитор, пианист и дирижер, родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его  крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку, любил читать. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнут и угрюм, отказывается от выступлений. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения. Бетховен оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру. Симфония № 5, «Лунная соната», «К Элизе», «Эгмонт» и многое другое.

- Трагичной была судьба величайшего из композиторов 19 века. Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад.

Наиграть начало «Симфонии №5» Л.Бетховена.

- Каковы ваши ощущения?

- С каким известием так могут постучаться к человеку?

- Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!).

В годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы.

Героические образы музыки Л.Бетховена часто сравнивают со скульптурными  и живописными образам итальянского художника Микеланджило, с греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Показ слайдов.

Сравните образ преодоления, победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Л.Бетховена. Что в них общего? 

Ответы уч-ся.

- Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы. Послушаем небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Какими интонациями композитор определил его характер?

Первое прослушивание 1 части симфонии №5

- Сколько тем вы услышали? Как они прозвучали? (Первая – песенная, тревожная, слышатся жалобные интонации. Вторая – резкая, властная, слышится маршевая интонация).

- А если представить, что это портрет. Каков характер этого человека?

(Человек и слабый, и  мужественный одновременно. В  музыке слышна нежность, робость, и в то же время - это  судьба, может быть жестокая, беспощадная и несправедливая).    

 
- Кто же побеждает в этом поединке? (Воля и мужество).

В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс и т.д.  А в чём особенность симфонии? Если сравнить симфонию с литературой, то с каким литературным жанром ее можно сопоставить?

(Симфония похожа на роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное).

- Какие средства музыкальной выразительности  использует композитор, создавая  такой  образ?

Характер грозный, мрачный, сильный, страшный…

- Интонации  песенные, маршевые, танцевальные? (маршевые).

- Вслушайтесь  в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.
(Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм).

- Какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?

(медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы (тембр)

- А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.

Повторное слушание. Тема судьбы.

«Слово о Бетховене»
(строчки из стихотворения)

Его талант сравним с пургой,
Грозою и огнём;
И будет музыка его
Победно петь о нём.
Через года, через века
Той музыке идти,
Пускай же шествует она,
Прекрасней нет пути…
Елена Каморина

- Что чувствует человек, слушая музыку Бетховена? Может ли она помочь нам, современным людям, живущим в 21 веке? Ответы детей.

Музыка - это искусство, которое объединяет людей, помогает им понять друг друга.

В завершение сегодняшнего урока пусть прозвучит песня «Музыка – это дивная страна». Исполнение песни.

- Подвести итог нашего разговора поможет синквейн по теме урока, который вы сейчас попробуете написать.

Пример синквейна:

Музыка
Сильная, мужественная
Звучит, зовет, борется.
Так судьба стучится в дверь.
Бетховен

Домашнее задание: выразить в красках характер музыки, прозвучавшей на уроке.

Читать еще:


Новые материалы:

Решение задач с параметрами в курсе алгебры. 7–9-е классы :: Порядок выполнения действий в выражениях :: Урок алгебры в 8-м классе. Решение задач с помощью квадратных уравнений :: Знакомство с комплексными числами :: Изучение графика линейной функции с применением цифровых образовательных ресурсов :: Красавица и чудовище ( Beauty and the Beast ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / ОГОГО Обстановочка / Стол Pinokkio ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как очень быстро похудеть

Советы о том, как похудеть очень быстро Можно долго ломать голову над тем, как похудеть очень быстро, когда вы видите, что ваше тело уже не такое гибкое и...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать пик бицепса

Как накачать пик бицепса? Тренировка пика бицепсов Наверное все, кто идут в тренажерный зал хотят накачать себе массивные руки. Или точнее сказать, они хотят...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как нужно питаться правильно чтобы похудеть

Как правильно питаться, чтобы похудеть, с чего начать? Как правильно питаться, чтобы похудеть? Этот вопрос достаточно популярен в наше время. В супермаркетах...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать руки для армрестлинга

Упражнения и тренировки для армрестлинга Принято считать, что армрестлинг достаточно простой вид спорта и не требует серьезных тренировок, все кто так думают,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD