Эмоции и дети : Музыка

Эмоции и дети : Музыка

У ребенка, как и у взрослого, по мере его роста личности, повышается способность и произвольной психической саморегуляции и самоконтроля.

Что стоит за этими пониманиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и проводить в соответствии свои чувства и мысли, желания и возможности, способствовать поддерживать гармонию душевной и физической жизни.

Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти способности, мы чаще всего читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также щедро ограждаем его массой запретов, заставляя соблюдать их под прессом угроз и страха наказания.

Необходим целостный подход к решению проблемы. Регулируется этот поиск автоматически, непроизвольно, суммой поступающих в организм ощущений, образов внутренней и внешней сред.

Для того, чтобы управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения. Нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно самому человеку не видны.

Способность  регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.
Музыкальные занятия, слушание сказок, драматизация игр, развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства, культуре.

Занятия и музыкально-дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельностью.

Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Дошкольный период является чувствительным для развития различных физических умений. Движения составляют основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовлетворение.

Для того, чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладевать следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвовать в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эти умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка. Способность детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрывать радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, понимать и полноценно выражаться. Таким образом ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов, фантазии и двигательной активности.

Самым первым шагом в этой работе было рассмотрение детьми специально изготовленных пиктограмм с ярко-выраженными состояниями (радость, страх, удивление...)

Дети  обращают внимание на особо выраженные иллюстрации, обращают внимание на особенности движений, мимики, улыбки, позы, характер взгляда и т.д.

Занятия провожу в  форме игр-драматизаций на увлекательные темы: «В гостях у бабы Яги», «Путешествие на машине». Персонажи игры -сами дети или ведущий, т.е.увлекательное познание окружающего мира, при этом, на самом деле они учатся не легкому делу: умению управлять собой.

Участие детей в игре должно быть добровольным. Их можно пытаться увлечь, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не ЗАСТАВЛЯТЬ!!!!! Элементами игры являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений.  Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Каждое упражнение необходимо включает в деятельность фантазию (мысли, образы) чувства (эмоции) и движения ребенка так, чтобы ребенок мог сам произвольно воздействовать на каждый из этих элементов.

Дети отличаются друг от друга темпераментом. И меня беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторые безразличие и способность переживать. Так, Таня Н.по характеру флегматик. На музыкальных занятиях пассивна. При слушании музыки никогда не участвует в обсуждении произведения, а если и говорит, то медленно, с паузами. Терпеть не любит игр, где надо проявлять быстроту, сноровку. А Илья Б., Артем Л., Вова А. мальчики легко возбудимы, не собранны, не аккуратны. Но они миролюбивы, не помнят зла, добры и общительны. Чтобы заинтересовать тех и других детей, на музыкальных занятиях я использую такие упражнения, как «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Дотронуться до....», «Сочиним историю», «Секрет», «Дракон» и многие другие. Заниматься начинаю с  детьми 3х лет. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях: для малышей - «Магазин игрушек», «Заколдованное королевство». Каждая часть решает не одну, а несколько самостоятельных задач. Согласуюсь с возможностями, умениями, интересами, можно определить, какие задачи выбрать на занятие. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Занятия начинаются с разминки. Ее задача - сбросить энертность физического и психического самочувствия, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений - игры на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание, должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания самые разные - звуки, голоса, предметы, люди, звуки..., их эмоции и контакты. Например: «Какие звуки ты различаешь?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто самый веселый, грустный?» и другие. Подвижные игры могут быть любые, но они должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Можно взять игры со словом.

В сюжет каждого занятия включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способность понимать, осознать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полностью проживать. Дети очень любят такие упражнения, как «Просыпайся, третий глаз», «Возьми себя в руки», «Ты - лев», «Врасти в землю».

В книге « Развитие эмоционального мира детей» Н.Л.Кряжевой дано несколько программ по «Снятию психо-эмоционального  напряжения детей». Иногда, когда дети приходят на музыкальные занятия, они очень возбуждены. Поэтому некоторые занятия я начинаю с этих программ. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способность воображать и фантазировать, так по регуляции его взаимоотношения с окружающим.

Регулярное использование этих программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Использую также программы «Путешествие на голубую звезду», «Полет птиц».

При составлении занятия я предусматриваю знакомство детей только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, так же важны для развития детей. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, постепенно открываю детям, какое эмоциональное богатство скрыто в каждом человеке: так разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки - пробудить и раскрепостить эмоции в детях.

В упражнениях включаю обмен ролями детей по общению, оценку своих эмоций и эмоции партнера. В таких упражнениях дети  тренируются точно выражать и проживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции других детей, овладевает главным инструментом установления эмоционального контакта и регуляции общения - умение сопереживать.

Источниками сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любимые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Заключительная часть занятия направлена на заключение положительного эффекта, стимулирующего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальных упражнений здесь не нужно - это может быть хоровое пение под музыку с элементами танца, хоровода, игры со словом.

Желательно, чтобы после занятия у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может продолжаться понравившееся упражнение, продолжать использованный сюжет. В ходе такой свободной игры, когда кому-то из детей захотелось еще побыть одним из персонажей, вновь сыграть какую-то роль - это хороший показатель успеха занятия.

Родителя могут ввести в регулярную практику общения с детьми подобную гимнастику  для психики. Например, если ваш ребенок вял или скучает, никак не придет в себя после сна, или наоборот, чересчур расшалился - предложите ему поиграть с вами, в акулу, или легивца, гномиков или роботов, используя психогимнастическое упражнение. И вы увидите, как налаживается его активность, настроение, самочувствие. Каждый раз новые, яркие, и необычные образы движений, физических действий в этих упражнениях будут поддерживать внимание и интерес ребенка к вашим играм-занятиям.

Для получения устойчивого эффекта от игр важно привлекать к ним и родителей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся  более теплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятые родителями себя роли ребенка, а ребенок - роли родителя. Это помогает лучше понять и принять друг друга. Только в тесном единстве с семьей трудного ребенка, воспитатель может надеяться перестроить эмоциональную сферу детей.

Читать еще:


Новые материалы:

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Фейсбук выпустил исследование о вреде и пользе фейсбука :: Почему свинья - мое самое любимое животное :: Урок по теме "Решение уравнений" :: Кеди ( Kedi ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Петроторг / Стол туалетный Прованс 1 2614 белый с рисунком ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD