Эмоции и дети : Музыка

Эмоции и дети : Музыка

У ребенка, как и у взрослого, по мере его роста личности, повышается способность и произвольной психической саморегуляции и самоконтроля.

Что стоит за этими пониманиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и проводить в соответствии свои чувства и мысли, желания и возможности, способствовать поддерживать гармонию душевной и физической жизни.

Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти способности, мы чаще всего читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также щедро ограждаем его массой запретов, заставляя соблюдать их под прессом угроз и страха наказания.

Необходим целостный подход к решению проблемы. Регулируется этот поиск автоматически, непроизвольно, суммой поступающих в организм ощущений, образов внутренней и внешней сред.

Для того, чтобы управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения. Нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно самому человеку не видны.

Способность  регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.
Музыкальные занятия, слушание сказок, драматизация игр, развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства, культуре.

Занятия и музыкально-дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельностью.

Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Дошкольный период является чувствительным для развития различных физических умений. Движения составляют основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовлетворение.

Для того, чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладевать следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвовать в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эти умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка. Способность детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрывать радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, понимать и полноценно выражаться. Таким образом ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов, фантазии и двигательной активности.

Самым первым шагом в этой работе было рассмотрение детьми специально изготовленных пиктограмм с ярко-выраженными состояниями (радость, страх, удивление...)

Дети  обращают внимание на особо выраженные иллюстрации, обращают внимание на особенности движений, мимики, улыбки, позы, характер взгляда и т.д.

Занятия провожу в  форме игр-драматизаций на увлекательные темы: «В гостях у бабы Яги», «Путешествие на машине». Персонажи игры -сами дети или ведущий, т.е.увлекательное познание окружающего мира, при этом, на самом деле они учатся не легкому делу: умению управлять собой.

Участие детей в игре должно быть добровольным. Их можно пытаться увлечь, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не ЗАСТАВЛЯТЬ!!!!! Элементами игры являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений.  Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Каждое упражнение необходимо включает в деятельность фантазию (мысли, образы) чувства (эмоции) и движения ребенка так, чтобы ребенок мог сам произвольно воздействовать на каждый из этих элементов.

Дети отличаются друг от друга темпераментом. И меня беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторые безразличие и способность переживать. Так, Таня Н.по характеру флегматик. На музыкальных занятиях пассивна. При слушании музыки никогда не участвует в обсуждении произведения, а если и говорит, то медленно, с паузами. Терпеть не любит игр, где надо проявлять быстроту, сноровку. А Илья Б., Артем Л., Вова А. мальчики легко возбудимы, не собранны, не аккуратны. Но они миролюбивы, не помнят зла, добры и общительны. Чтобы заинтересовать тех и других детей, на музыкальных занятиях я использую такие упражнения, как «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Дотронуться до....», «Сочиним историю», «Секрет», «Дракон» и многие другие. Заниматься начинаю с  детьми 3х лет. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях: для малышей - «Магазин игрушек», «Заколдованное королевство». Каждая часть решает не одну, а несколько самостоятельных задач. Согласуюсь с возможностями, умениями, интересами, можно определить, какие задачи выбрать на занятие. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Занятия начинаются с разминки. Ее задача - сбросить энертность физического и психического самочувствия, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений - игры на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание, должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания самые разные - звуки, голоса, предметы, люди, звуки..., их эмоции и контакты. Например: «Какие звуки ты различаешь?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто самый веселый, грустный?» и другие. Подвижные игры могут быть любые, но они должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Можно взять игры со словом.

В сюжет каждого занятия включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способность понимать, осознать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полностью проживать. Дети очень любят такие упражнения, как «Просыпайся, третий глаз», «Возьми себя в руки», «Ты - лев», «Врасти в землю».

В книге « Развитие эмоционального мира детей» Н.Л.Кряжевой дано несколько программ по «Снятию психо-эмоционального  напряжения детей». Иногда, когда дети приходят на музыкальные занятия, они очень возбуждены. Поэтому некоторые занятия я начинаю с этих программ. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способность воображать и фантазировать, так по регуляции его взаимоотношения с окружающим.

Регулярное использование этих программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Использую также программы «Путешествие на голубую звезду», «Полет птиц».

При составлении занятия я предусматриваю знакомство детей только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, так же важны для развития детей. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, постепенно открываю детям, какое эмоциональное богатство скрыто в каждом человеке: так разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки - пробудить и раскрепостить эмоции в детях.

В упражнениях включаю обмен ролями детей по общению, оценку своих эмоций и эмоции партнера. В таких упражнениях дети  тренируются точно выражать и проживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции других детей, овладевает главным инструментом установления эмоционального контакта и регуляции общения - умение сопереживать.

Источниками сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любимые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Заключительная часть занятия направлена на заключение положительного эффекта, стимулирующего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальных упражнений здесь не нужно - это может быть хоровое пение под музыку с элементами танца, хоровода, игры со словом.

Желательно, чтобы после занятия у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может продолжаться понравившееся упражнение, продолжать использованный сюжет. В ходе такой свободной игры, когда кому-то из детей захотелось еще побыть одним из персонажей, вновь сыграть какую-то роль - это хороший показатель успеха занятия.

Родителя могут ввести в регулярную практику общения с детьми подобную гимнастику  для психики. Например, если ваш ребенок вял или скучает, никак не придет в себя после сна, или наоборот, чересчур расшалился - предложите ему поиграть с вами, в акулу, или легивца, гномиков или роботов, используя психогимнастическое упражнение. И вы увидите, как налаживается его активность, настроение, самочувствие. Каждый раз новые, яркие, и необычные образы движений, физических действий в этих упражнениях будут поддерживать внимание и интерес ребенка к вашим играм-занятиям.

Для получения устойчивого эффекта от игр важно привлекать к ним и родителей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся  более теплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятые родителями себя роли ребенка, а ребенок - роли родителя. Это помогает лучше понять и принять друг друга. Только в тесном единстве с семьей трудного ребенка, воспитатель может надеяться перестроить эмоциональную сферу детей.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщение по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" :: Леготехнология на уроках окружающего мира "Здоровье и гигиена" :: Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных" :: Как рождается герой. Б.Заходер "История гусеницы", Ю.Мориц "Жора Кошкин" :: Урок: "Героико-патриотическая тематика в народной и композиторской музыке" :: Притяжение, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Дюнкерк ( Dunkirk ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD