Образовательные технологии современного урока искусства с применением народной культуры : Музыка
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Образовательные технологии современного урока искусства с применением народной культуры : Музыка

Данная тема помогает учащимся познакомиться с народной культурой: традициями, обычаями и русским фольклором.

За время работы учителя на своих уроках музыки я столкнулась с проблемой, что многие учащиеся мало знают о своей русской культуре, истории своего народа, русской народной музыки, некоторые из них даже стесняются участвовать в театрализованных представлениях, играх, хороводах, но при этом наблюдается заинтересованность и стремление к данным видам деятельности. Отсюда возникло противоречие между потребностью ребенка в самовыражении и невозможностью реализовать свою значимость из-за несформированности способов самовыражения. У другой группы детей не было желания изучать традиционную народную культуру, т.к. они не видели в этом необходимости, не видели ее связи с жизнью, а следовательно, у них не был развит мотив учебной деятельности.

Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках музыки, приобщение детей к русскому народной культуре, я спланировала через решение следующих задач:

- Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству, используя детский фольклора на уроках музыки.

- Приобщать детей к простейшим видам народного фольклора, традиционного для своей местности.

- Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса.

- Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке.

Младший школьный возраст не просто один из этапов периода детства. Это очень важный этап человеческой жизни.

Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у учащихся непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто, даже в первом классе. Из бесед с учащимися я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки.
Практика моей работы показала: чтобы полюбить и узнать народное творчество, нужно заинтересовать человека. Заинтересовать детей должен уметь каждый учитель, потому что в настоящее время он рассматривается не столько как организатор деятельности, сколько как конструктор познавательного интереса.

,,Больше терпения и доверия детям!,, - эта фраза стала моим девизом. Я стараюсь избегать скучных однообразных уроков, стараюсь находить такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной культуры.
Особое внимание уделяю проведению нестандартных уроков, таких как: урок-викторина, урок-экскурсия, игровой урок, урок с элементами театрализации, интегрированные уроки, урок-сотворчество, урок-праздник. Роль педагога на таких уроках очень велика. Он - соучастник, инструктор, опора и помощник. Педагог и дети вместе «проживают жизнь» в контексте народной культуры на каждом уроке.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

В народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В ходе работы по самым разным темам мы с ребятами составляем в тетрадях целые тематические подборки («Пословицы народов моего края о гостеприимстве», «Загадки народов моего края о традиционном жилище и домашней утвари» и др.). Такая работа является замечательным материалом для развития речи и нравственного воспитания детей. Она прививает интерес детей к народно-прикладному искусству, развивает эстетический вкус. Очень интересно, вызывая эмоциональную отзывчивость детей, проходят интегрированные уроки по теме «Поэзия пествования». Распевая колыбельные песни, вспоминая потешки, частушки, которые пели дома родители, разучивая новые тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми, нежными, ласковыми, любящими.

Один из наиболее любимых жанров детского фольклора – небылицы-перевертыши. Они доставляют удовольствие детям своим комическим эффектом. Благодаря творческой силе человеческого слова в воображении детей возникает мир, в котором совершается невероятное и очень смешное.

Например:

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

или:

По синю морю корабль бежит
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

Детское творчество – неистощимый родник фантазии и энергии. А урок музыки – один из самых благоприятных для развития детского творчества. Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности. Вот поэтому одной из задач моей педагогической деятельности является развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки.

Творческую деятельность на уроке я строила как единую систему развивающих и творческих заданий, что помогало учащимся раскрыть специфическую связь народного творчества с окружающим миром. Типы заданий были обусловлены определенными творческими установками. Первая установка связана с познанием целостности, предложенной учащимся темы в многообразии ее художественных решений. Вторая установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным образом и средствами его воплощения.

Важным фактором развития детей являются народные игры и игровые ситуации и я в своей практике использую русские народные игры. Одна из них ,,Эхо,, ориентирована на изучение опять же русского фольклора, русского слова и развитие чувста ритма... Учащимся напеваю следующий текст песни:

,,Маленький зайчонок, серенькие ножки
Поиграй пожалуйста, для ребят на ложках
Будешь зайка ты играть, а мы будем повторять!,,

И после пения простукиваю на ложках один ритм - прошу ребят повторить его точно также (услышать эхо своей игры).

Затем последующие ритмические рисунки и также услышать точный повтор! А после передаю ложки одному учащемуся, затем другому и они уже задают свой ритмический рисунок своим одноклассникам.

В другой игре я обращаюсь к тексту народной песни с добавлением нового современного звучания, исполнения.Знакомлю ребят с народной музыкой в современной обработке, где за основу берется наш фольклор, старинный язык наших предков а инструментальное сопровождение ведется с элетроинструментами. Сейчас многие певцы и группы обращаются к народной музыке и исполняют ее в современной обработке. И вот одна таких групп называется ,,Иван купала,,.

И в своей следующей игре - игре на народных инструментах я обращаюсь к этой группе.

Старинная добрая песня ,,Ой заинька, ой серенький,,.

Учащимся она очень нравится своей шутливостью, юморным текстом, интересным произношением, говором старинным и соединением современного звучания, танцевального характера, что придают электро-инструменты. Эта песня вызывает у учащихся положительные эмоции, улыбки на лицах и возникает желание танцевать.

Мы делимся на группы и каждой группе присваиваем свои музыкальные инструменты, а также подбираем каждой группе свой ритмический рисунок. Учащимся, которым не хватает музыкальных инструментов, применяю звучащие жесты. С самого начала звучания песни вступает одна группа инструментов (например трещетки), затем вступает группа инструментов-бубны сосвоим ритмическим рисунком, тем самым группа трещеток продолжает вести свою линию, третья группа - ложки свой ритмический рисунок и с вступлением слов я обращаюсь к учащимся звучащих жестов.Таким образом у нас получается оркестр.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.

На уроках мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», являются ежегодными учебно-воспитательными общешкольными мероприятиями. Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры.

Знакомлю учащихся и со старинными русскими обрядами, один из них:

,,Кострома,, - это образ ряженной девушки, в белом одеянии, держащей в руке дубовую ветку, которая сопровождалась хороводом. Чучело Костромы сжигали в проведении обряда на празднике Иван Купала. Это предвещало осенью залог хорошего урожая, плодородия.
И в этом обряде проводилась игра, которая также называлась Кострома, в которую мы играем.

Становимся в круг. Круг – это магическая защита. Чтобы наша энергия стала сильной - беремся за руки, тем самым получаем одну энергетику, чтобы нам хватило сил провести обряд, игру.

Выбираем Кострому-наряжаем ее.

В процессе игры мы будем вести общение хоровода и Костромы. Идем по кругу в хороводе со словами: ,,Кострома, Кострома, чьи ты дома, чьи нема, стучат ворота, Костромушка дома!,,

Затем хоровод останавливается и обращается к Костроме: ,,Здорово, Кострома!,,

Кострома отвечает: ,,Здоровенько!,,

Хоровод: ,,Что дома делаешь?,,

Ответ костромы любое действие (например, блины пеку)

Хоровод отвечает: ,,Ну пеки!"

Дальше хоровод снова по кругу и спрашивает другое действие Костромы, чем она занимается дома.

и так далее. Завершается игра ответом Костромы: ,,Все делала переделала, вас ловить буду! "Учащиеся бегут по кругу, а голящий ловит, выбирает кто будет следующей Костромой и игра начинается с начала.

Также наглядно показываю этот обряд, в исполнении группы ,,Иван Купала,, видеоклип с песней ,,Кострома,, и вместе с учащимися разбираем ход игры, получилось ли у нас провести обряд. Что было схоже. А также учащиеся знакомятся с родом своих предков, их жизненными старинными обычаями, с их жилищем, с их нарядами, с русским добрым словом и конечно самое главное с сильным духом нашего русского народа.

Читать еще:

Новые материалы:

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения :: Программа по краеведению "Нурлат - наш родной край" :: Урок окружающего мира для начальных классов :: Урок литературного чтения :: Внеклассное мероприятие по английскому языку "Holloween" для старших классов средней школы :: Доспехи бога: В поисках сокровищ ( Gong fu yu jia ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru