Домра – от древности до наших дней : Музыка

Многие, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя - четырьмя струнами.

Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких видах – пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая. А 130 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось: ведь в XVII веке ее казнили, как преступницу.

А когда-то во времена князей Олега и Владимира  домра была самым популярным музыкальным инструментом скоморохов – самых почётных гостей  на княжеских пирах и народных гуляниях. Скоморохи были главными зачинщиками веселья. Песни, игры, пляски, смех, вообще необузданная весёлость и разгул – всё это сливалось в одну пёструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианства видели остатки ненавистного им   язычества. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над  глупостью, жадностью и своеволием купцов и бояр, начинал стихийно громить усадьбы богачей. В этом была главная причина гонения на скоморохов.  На каких же инструментах они играли? А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах. Но самым популярным скоморошьим  инструментом была домра. О ней стали упоминать уже в XVI веке.

К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни её сколько-нибудь достоверные сохранившееся экземпляры не известны. Музыканты-учёные предполагают, что древним  предком нашей русской домры явился египетский инструмент под названием «пандура». Инструмент этот, возможно проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии до сих пор существуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое  положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у казахов — домбра, у калмыков — домр. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня! Но это ещё не всё.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведёт от европейской лютни. В принципе в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший  корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла  также от восточного инструмента - арабского аль-уда. Возможно, на внешней вид и конструкцию домры повлияли инструменты  западных европейских славян, например  украинская бандура. Как раз бандура очень много заимствовала непосредственно  от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру  можно также считать родственной всем европейским  струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе европейские и азиатские черты.

Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Лёгкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности – всё это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах», - гласит старая пословица. Домра в те времена звучала повсюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияние искусства скоморохов на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от Бога? Вот почему  так  ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства. В 1648 году вышел указ  царя: «Где появятся домры, сурны и гусли, - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут – велеть бить батоги» Понятно теперь, почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти не каких сведений.

Тем не менее в конце позапрошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева, впоследствии создателя и организатора первого оркестра русских народных инструментов,  как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев предположил  в нём давно разыскиваемую домру. Именно поэтому вятскому  образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая с того времени опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.

Следует  знать, что к настоящему времени в практике существуют две разновидности русской домры: трёхструнная и четырёхструнная. Струны первой настроены пот квартам, струны второй  настроены, как у мандолины и скрипки, по квинтам. Звук у четырёхструнной домры сравнительно более слабый, поэтому в оркестрах, где требуется большая громкость звучания используются трёхструнные домры.

Домра  сейчас известный и распространённый у нас музыкальный инструмент. В музыкальных учебных заведениях – детских музыкальных школах, училищах, в консерваториях — имеются классы по обучению игре на домре. Широко известны имена домристов-виртуозов, таких, как А.Цыганков, В.Круглов, В.Яковлев, Т.Вольская  А.Макаров  и другие. Другими словами, домра перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни   поднявшийся до высот академического жанра.

Список литературы.

  1. В.В.Андреев глазами его современников. Сб.очерков,статей, воспоминаний и писем. Сост.проф. Андрюшенков Г.И. С-Пб, Изд-во С-ПбГУКИ 2012.
  2. Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах». М. «Советский композитор», 1986.
Читать еще:


Новые материалы:

Suppose… :: Итоговая работа по теме "Globalization" :: Урок английского языка "Достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга. Особенности употребления артикля" :: Чтение текста в формате ЕГЭ на общее понимание прочитанного и развитие коммуникативных умений по теме «Молодежные организации» :: Политическое устройство англоязычных стран и России :: Преисподняя ( Brimstone ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол MAYER 3 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD