Домра – от древности до наших дней : Музыка

Домра – от древности до наших дней : Музыка

Многие, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя - четырьмя струнами.

Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких видах – пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая. А 130 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось: ведь в XVII веке ее казнили, как преступницу.

А когда-то во времена князей Олега и Владимира  домра была самым популярным музыкальным инструментом скоморохов – самых почётных гостей  на княжеских пирах и народных гуляниях. Скоморохи были главными зачинщиками веселья. Песни, игры, пляски, смех, вообще необузданная весёлость и разгул – всё это сливалось в одну пёструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианства видели остатки ненавистного им   язычества. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над  глупостью, жадностью и своеволием купцов и бояр, начинал стихийно громить усадьбы богачей. В этом была главная причина гонения на скоморохов.  На каких же инструментах они играли? А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах. Но самым популярным скоморошьим  инструментом была домра. О ней стали упоминать уже в XVI веке.

К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни её сколько-нибудь достоверные сохранившееся экземпляры не известны. Музыканты-учёные предполагают, что древним  предком нашей русской домры явился египетский инструмент под названием «пандура». Инструмент этот, возможно проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии до сих пор существуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое  положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у казахов — домбра, у калмыков — домр. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня! Но это ещё не всё.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведёт от европейской лютни. В принципе в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший  корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла  также от восточного инструмента - арабского аль-уда. Возможно, на внешней вид и конструкцию домры повлияли инструменты  западных европейских славян, например  украинская бандура. Как раз бандура очень много заимствовала непосредственно  от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру  можно также считать родственной всем европейским  струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе европейские и азиатские черты.

Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Лёгкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности – всё это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах», - гласит старая пословица. Домра в те времена звучала повсюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияние искусства скоморохов на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от Бога? Вот почему  так  ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства. В 1648 году вышел указ  царя: «Где появятся домры, сурны и гусли, - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут – велеть бить батоги» Понятно теперь, почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти не каких сведений.

Тем не менее в конце позапрошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева, впоследствии создателя и организатора первого оркестра русских народных инструментов,  как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев предположил  в нём давно разыскиваемую домру. Именно поэтому вятскому  образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая с того времени опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.

Следует  знать, что к настоящему времени в практике существуют две разновидности русской домры: трёхструнная и четырёхструнная. Струны первой настроены пот квартам, струны второй  настроены, как у мандолины и скрипки, по квинтам. Звук у четырёхструнной домры сравнительно более слабый, поэтому в оркестрах, где требуется большая громкость звучания используются трёхструнные домры.

Домра  сейчас известный и распространённый у нас музыкальный инструмент. В музыкальных учебных заведениях – детских музыкальных школах, училищах, в консерваториях — имеются классы по обучению игре на домре. Широко известны имена домристов-виртуозов, таких, как А.Цыганков, В.Круглов, В.Яковлев, Т.Вольская  А.Макаров  и другие. Другими словами, домра перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни   поднявшийся до высот академического жанра.

Список литературы.

  1. В.В.Андреев глазами его современников. Сб.очерков,статей, воспоминаний и писем. Сост.проф. Андрюшенков Г.И. С-Пб, Изд-во С-ПбГУКИ 2012.
  2. Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах». М. «Советский композитор», 1986.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Умножение многозначного числа на двузначное". 4-й класс :: Урок русского языка по теме "Что мы знаем о тексте". 2-й класс :: Интеллектуальная игра для 1–2 класса "В мире животных" (звездный час) :: Урок риторики в 3-м классе. Обобщающий урок – игра по теме "Работа с текстом" :: Модульная программа "Россия между двумя революциями"(1907—1917 гг.). 9-й класс :: Твое имя ( Kimi no na wa. ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Жена смотрителя зоопарка ( The Zookeeper's Wife ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD