Урок–обобщение "Чрезвычайные ситуации природного характера" : ОБЖ

Урок–обобщение "Чрезвычайные ситуации природного характера" : ОБЖ

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока:

Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно есть лучший способ оградить себя от нее.
     /Д. Леббок/

В нашей игре 3 тура. На каждый тур отводится 7 минут. Отвечает на вопрос та команда, капитан которой первым поднимет руку. За неправильные ответы баллы снимаются.
Мы начинаем нашу сегодняшнюю игру. Я попрошу капитанов представить команды.
Внимание на экран (приложение). Первый тур:

Словарик
Метеорологические ЧС
5 Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превы­шает 32 м/с (ураган)
10 Сильный электрический разряд между обла­ками и землей (молния)
15 Атмосферный вихрь, возникающий в грозо­вом облаке и распространяющийся до поверхнос­ти земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)
20 Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей (пыльная буря)

Геофизические ЧС
5 Как называются зоны, где были или ожида­ются землетрясения (сейсмические)
10 Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения)
15 раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливаю­щаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)
20 Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением. (магнитуда)

Геологические ЧС
5 Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)
10Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)
15 Как называется горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)
20 Какова основная причина образования оползней (вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

Гидрологические
5 Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)
10 Территория, покрываемая водой в результа­те превышения притока воды по сравнению с пропускной способ­ностью русла. (Зона затопления)
15 Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу­чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)
20 явление колебаний («трясения») толщи мор­ской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля. (моретрясение)

Второй тур:
Самое,  самое
Метрология
5 Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить (барометр)
10 Известно, что сила ветра измеряется его ско­ростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)
15 По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (Меркали)
20 Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (сейсмограф)

Страницы истории
5 Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)
10 Извержение, какого вулкана наиболее известно в истории (Везувий)
15 В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)
20 Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)

Искусство
5 Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)
10 Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)
15 О каком стихийном бедствии говорится в произведении Николая Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (наводнение)
20 Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)

Стихия и человек
5 Главный российский спасатель (С. Шойгу)
10 Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)
15 За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)
20 Назовите китайского философа создавшего в  132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (Чанг Хенг)

Третий тур:
SOS
Особо опасно
5 Что является основным поражающим факто­ром при наводнении (вода)
10 Именно в их совместном дей­ствии заключается разрушительная сила урагана (ветра и воды)
15 С чем связано разрушающее действие смерча? (с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс)
20 Что представляет самую большую опасность при извержении вулкана? (тучи пепла и газов ("палящая туча"))

Очевидец
Фотографии стихийных бедствий
Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?
5  (цунами)
10   (наводнение)
15   (снежная лавина)
20   (оползень)

Спасатели
5 Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? (занять место вдали от зданий и линий электропередач)
10 Назовите основной способ спасения людей при извержении вулканов. (эвакуация)
15 Сколько у вас есть времени от первых толч­ков землетрясения до последующих (15 – 20 с)
20 Где не опасно действие цунами? (в открытом океане)

Народная мудрость
5 Toт, кто стрижет волосы или ногти в тихую погоду, накличет… (шторм)
10 Если сороки садятся на верхушки деревьев — к морозу, на нижние ветки — к …(ветру)
15 Если клевер складывает свои листочки и склоняет головки, — это…  (к ненастью)
20 В полдень лучи Солнца темнеют… (ожидай грозу)

Финал
Игроки по очереди называют тему, которую хотели бы убрать, затем на листках делают свои ставки.

Внимание!
Где находится Международная служба предупреждения о цунами? (В г.Гонолулу (Гавайские о-ва).

Атмосфера
Область пониженного давления   в атмосфере это (циклон)

Вода, вода…
К какому виду относятся наводнения, которые наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем, временно изменяются жизненный уклад населения. Повторяемость 100—200 лет. (катастрофические)

Изобретения
В каком конструкторском бюро в 1989 г. был разработан специальный тип бортового оборудования, которое позволило использовать известный транспортный самолет ИЛ-76 в пожарном варианте для тушения лесных пожаров. (конструкторское бюро им. Ильюшина)

Эпидемия
Пандемию этой болезни, пришедшей из Восточного Китая, в Европе называли «Черной смертью». (чума)

Объявляется победитель, выставляются оценки за урок.

Источники информации:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003.
2. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000
3. Дрожание Земли //National Geographic Россия //www.national-geographic.ru/ngm/200604/article_33/learn/#
4. Википедия //ru.wikipedia.org/wiki

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Устное народное творчество. Загадка". Литература. 3-й класс :: Урок-сказка по теме: "Правописание парных согласных в середине слова" :: Урок истории по теме: "Первопечатник Иван Федоров" :: Урок русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 2-й класс :: Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Обращение и его роль в речи" :: За гранью реальности, 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Я худею, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD