Ядерное оружие : ОБЖ

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с понятием «ядерное оружие», его поражающих факторах, знакомство с историческими фактами использования ядерного оружия.
  2. Познакомиться с мерами защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.
  3. Воспитание в детях человеколюбия, стремления к миру и добрым отношениям между людьми.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Музыкальный центр

Содержание урока

XX век ушел в историю. Но нам всем нельзя забывать уроки истории, потому что не выученные, неусвоенные уроки всегда могут обернуться трагедией в будущем. Давно окончилась Вторая мировая война. Мы знаем о ней по фильмам и рассказам. Но до сих пор в различных уголках нашей планеты по-прежнему гремят взрывы, льется кровь, происходят вооруженные столкновения. И тем более опасно это тем, что многие страны мира обладают самым разрушительным, самым смертоносным оружием. Оружием, которое использовалось в истории мировой цивилизации только дважды. Но и этих двух раз хватило для того, чтобы понять, какую смертельную угрозу всему человечеству оно несет.

Наш урок посвящен ядерному оружию. Мы с вами постараемся понять сегодня, что такое ядерное оружие? Чем оно так опасно? Какие страны мира обладают этим оружием и, самое главное, постараемся вспомнить, восстановить в памяти события тех лет, которые происходили в 1945 году и последующие годы.

Готовясь к уроку, я провел анкетирование среди 10-11 классов с целью выяснить, что же знают сегодняшние школьники о событиях тех лет. Результаты этой анкеты мы можем посмотреть сейчас.

Итак, на первый вопрос назвать ядерные державы мира ученики ответили следующим образом:

США

94%

Индия

5%

Китай

28%

Россия

56%

Япония

5%

Казахстан

11%

Не знаю

5%

К сожалению, как мы видим, этот вопрос для многих является большой проблемой. Но ответ на него мы получим в течение урока.

Второй вопрос: Как вы считаете, правильным ли было решение Казахстана об объявлении нашего государства безъядерной зоной? Ответы:

Да

83%

Нет

6%

Не могу принять решение

11%

Мне безразлично

0%

Как мы видим, большинство учеников поддерживает это решение.

Следующий вопрос. Назовите вероятные причины использования США атомного оружия против Японии? Ответы учеников:

  1. Не знаю - 11 %
  2. Угроза всему миру - 16 %
  3. Увидеть результат работы - 16 %
  4. Захват Японии - 33 %
  5. Улучшить качество ядерной бомбы –
  6. США всегда не сидится на месте
  7. Узнать, что это такое

Четвертый вопрос: Назовите год ядерной бомбардировки городов Японии.

Ответы:

1946 г.

28%

1947 г.

16%

1945 г.

39%

1944 г.

16%

К сожалению, и здесь мы видим явные пробелы в знаниях учеников.

Пятый вопрос: Назовите имя президента США, принявшего решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Ответы распределились следующим образом:

Рузвельт

58%

Трумэн

5%

Линкольн

5%

Никсон

16%

Кеннеди

16%

Следующий вопрос: Считаете ли вы необходимым сохранение арсеналов ядерного оружия в мире. И если «да», то какие страны им должны обладать?

Да

22%

Нет

67%

Не знаю

11%

Ответившие положительно, среди стран «претендентов» назвали: «страны, которые добрые», «страны, которые экономически развиты» и т.д.

И последний вопрос: Знаете ли вы, кто такая Саманта Смит?

Ответы:

Нет

95%

Да

5%

Я выбрал наиболее интересные анкетные данные, хотя вопросов было больше. Проанализировав их, мы можем сделать вывод о том, что к сожалению современное поколение молодежи мало что знает о той войне, об угрозе ядерной войны. Говорить об этой теме можно бесконечно долго, так как это настолько обширная тема, охватить которую за один урок мы не в состоянии.

Итак, я предлагаю совершить краткий экскурс в историю, в 1945 год. После разгрома фашистской Германии, Советский союз объявил войну милитаристской Японии. Как сейчас утверждают историки, участь японского государства была предрешена – Япония везде терпела поражение. Но в это время остро стоял вопрос о послевоенном устройстве мира, о распределении сфер влияния. Под предлогом скорейшего форсирования капитуляции Японии, предложенной участниками Потсдамской конференции, США решили испытать новый вид оружия и показать всему миру свое военное превосходство. Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент о радиообращении президента США Гарри Трумэна.

Видеофильм 1,08 сек.

Сегодня мы с вами можем сказать о том, какие бы благие цели не преследовали США, никто не давал им права распоряжаться судьбами тысяч ни в чем не повинных людей. Подавляющее большинство погибших – это было мирное население. И до сих пор никто не принес официальных извинений перед народом Японии за эту страшную трагедию.

В результате атомной бомбардировки Хиросимы погибло сразу 140 тыс. человек, через несколько дней после этого такая же участь постигла и Нагасаки – в этом городе погибло 75.000 человек. Страшные события, произошедшие более 60 лет назад, оставили неизгладимый след в душах современников. А что знают о них современные дети, да и взрослые? Хорошо, если хоть слышали, что такое вообще произошло. Мы уже не говорим о датах и масштабах. Помнят об этом немногие. Но те, кто помнят, стараются донести это до умов современников. Чтобы никогда такое больше не повторилось.

Давайте посмотрим видеофрагменты атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Видеофильмы – 2.56 и 1.06

"Яркий свет заполнил самолет, - писал полковник Пол Тиббетс, пилот самолета Энола Гей, бомбардировщика Б-29, который сбросил атомную бомбу. - Мы обернулись, чтобы посмотреть на Хиросиму. Город закрывало это чудовищное облако. Оно кипело, росло грибом". На мгновение наступила тишина, затем заговорили все хором. "Вы только посмотрите на это! Вы посмотрите!" - воскликнул второй пилот Роберт Льюис, тряся Тиббетса за плечо. Льюис сказал, что чувствует вкус расщепления атома. Он напоминает свинец. Затем он отвернулся и начал писать в своем дневнике. "Боже, - спрашивал он себя, - что мы наделали?"

9 августа 1945 года, вторая бомба уже сброшена на Нагасаки. Там потом погибнет 70 тысяч человек - город спас рельеф местности. В 10 утра 9-го Гарри Трумэн выступил с радиообращением из Белого Дома.

Когда бомбардировщики достигли центра города, один из них сбросил небольшой парашют, после чего самолеты улетели прочь. Немедленно после этого, в 8 часов 15 минут, раздался оглушительный взрыв, который, казалось, в одно мгновение разорвал небо и землю. Бомба взорвалась ослепительной вспышкой в небе, огромным мчащимся порывом воздуха и оглушительным грохотом, распространившимся за много миль от города; первые разрушения сопровождались звуками рушащихся домов, разрастающимися пожарами, гигантское облако пыли и дыма отбросило тень на город.

В течение нескольких часов после катастрофы в Хиросиме никто в Токио толком не знал, что там произошло. Самое первое официальное сообщение содержалось в телеграмме старшего гражданского чиновника округа Чугоку. В ней говорилось, что Хиросима была атакована «небольшим количеством самолетов», которые применили «совершенно новый тип бомбы». Утром 7 августа заместитель начальника Генерального штаба Шавабе получил донесение, одна фраза которого казалась совершенно непостижимой: «Город Хиросима в одно мгновенье был уничтожен полностью одной бомбой».

Одной этой фразы достаточно, чтобы понять насколько опасно это оружие для всего человечества. По прошествии достаточно большего времени, потомки выживших в той трагедии до сих пор ощущают на себе последствия ядерных взрывов.

Я предлагаю вам послушать отрывок из воспоминаний одного из очевидцев трагедии. На фоне фото.

Священник Джон Симес, профессор философии Токийского Католического Университета:

"Этот день начинался с солнечного и безоблачного утра. Около 7 часов раздался сигнал воздушной тревоги, который мы слышали почти каждый день и в небе показались несколько самолетов. Никто не обратил на это особого внимания, и около 8 прозвучал отбой...

Вдруг - по времени приблизительно в 8:14 - всю долину залил ослепительный свет, который имел сходство с магниевой вспышкой, используемой в фотографии, и я ощутил волну тепла. Я подпрыгнул к окну, чтобы отыскать причину этого поразительного явления, но увидел лишь сверкающий желтый свет. Направляясь к двери, мне даже не пришло на ум, что свет может быть как-либо связан с вражескими самолетами. На пути от окна я услышал умеренно громкий звук взрыва, который, казалось, докатился откуда-то издалека, и в то же время окно с грохотом разлетелось. Прошло, возможно, секунд десять со времени появления вспышки света. Меня осыпало осколками стекла. Все окно, вместе с рамой, влетело внутрь комнаты. Только тогда я понял, что это взорвалась какая-то бомба и подумал о том, что взрыв произошел прямо над нашим домом или в непосредственной близости от него...

Вскоре пришли известия, что весь город уничтожен взрывом и охвачен пожаром. Где стоял город, везде, на сколько хватало глаз, простирались руины и пепел. Устояли лишь несколько скелетов полностью выгоревших изнутри зданий. Берега реки были усеяны мертвыми и раненными, и поднявшаяся вода кое-где скрыла их тела. На широкой улице в направлении Хакасимы лежали многочисленные обнаженные обгорелые трупы. Среди них попадались и все еще живые. Несколько заползло под выгоревшие трамваи и автомобили. Страшно изуродованные силуэты давали знаки нам и затем изнемогали."

Мы посмотрели с вами видеофрагменты, увидели фотографии, которые теперь знает весь мир. Какие чувства возникли у вас во время просмотра видеофрагментов, что вы можете сказать по этому поводу.

Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар. Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго-юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо (Yorozuyo Bridge). Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это горстки черных теней.

6-го августа 1945, ровно в 8.15 утра, атомная бомба с урановой начинкой взорвалась на высоте 580 метров над городом Хиросима. Взорвалась с ослепительной вспышкой, гигантским огненным шаром и температурой более чем в 4000С градусов над поверхностью земли. Огненные волны и радиация распространялись моментально в каждом направлении, создавая взрывную волну сверхсжатого воздуха, приносящую смерть и разрушения. За несколько секунд 400-летний город был буквально превращен в пепел. Люди, животные, растения и любые другие органические тела были испарены. Тротуары и асфальт расплавились, здание обрушились, а ветхие строение были снесены взрывной волной

Даже не в центре взрыва температура была настолько высока, что позволяла моментально плавить камни и сталь. В течение секунды, 75000 человек получили ранения и ожоги несовместимые с жизнью. Более чем 65% смертей приходилось на детей от девяти лет и младше.

ВОПРОС: какие чувства вызывают в вас просмотренные видеофрагменты и фотографии?

Итак, давайте сейчас подробно остановимся на теме нашего урока. Что такое ядерное оружие?

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия. В его основе лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях.

Как вы думаете, какие страны имеют или имели атомное оружие? Ответы учеников.

Посмотрите на слайд, демонстрирующий распространение ядерного оружия.

Красный: Официальные ядерные державы (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Великобритания, Франция, Китайская Народная Республика)

Оранжевый: Другие известные ядерные державы (Индия, Пакистан)

Жёлтый: Державы, подозревающиеся во владении ядерным оружием (Израиль, Иран)

Синий: Державы, свернувшие свои ядерные программы (Аргентина, Бразилия, Египет, Германия, Ирак, Япония, Ливия, Польша, Румыния, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Тайвань)

Лиловый: Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от ядерного оружия (ЮАР, Беларусь, Казахстан, Украина)

Зелёный: Страны со значительным ядерным потенциалом

Розовый: Северная Корея до конца июня 2008 года представит международному сообществу досье по своей ядерной программе.

ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

При ядерном взрыве действуют пять поражающих факторов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, проникающая радиация и электромагнитный импульс. Энергия ядерного взрыва распределяется примерно так: 50 % расходуется на ударную волну, 35 % – на световое излучение, 10 % – на радиоактивное заражение, 4 % – на проникающую радиацию и 1 % – на электромагнитный импульс.

Ударная волна

Это основной поражающий фактор ядерного взрыва, который производит разрушение, повреждение зданий и сооружений, а также поражает людей и животных. Достаточно привести пример, что расстояние в 3 км ударная волна проходит за 8 секунд, разрушая все на своем пути. Область резкого сжатия воздуха, которая распространяется во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Защита от ударной волны: складки местности, убежища, противорадиационные укрытия, подвальные сооружения.

Световое излучение

Видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, действующее в течение нескольких секунд. Вызывает ожоги, пожары, ослепление. Защитой от ультрафиолетового излучения может служить любая преграда, способная создать тень, запыленный или задымленный воздух, туман, дождь, снегопад.

Проникающая радиация

Это поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в момент ядерного взрыва. Самым страшным последствием проникающей радиации служит лучевая болезнь, поражение костного мозга, нарушение жизненных функций отдельных органов. Защитой от проникающей радиации служат убежища и противорадиационные укрытия.

Радиоактивное заражение

Это заражение приземного слоя атмосферы и местности за счет выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва во время его движения. Опасность заражения может сохраняться неделями и месяцами. По степени опасности радиоактивный след условно делится на четыре зоны, которые вы можете увидеть на слайде. Очень важно первое время пересидеть в укрытиях или в подвалах.

Электромагнитный импульс

Электромагнитный импульс – это возникновение кратковременного мощного электромагнитного поля, которое выводит из строя электронную и электротехническую аппаратуру.

Итак, мы познакомились с поражающими факторами ядерного взрыва, поняли, что такое очаг ядерного поражения и эпицентр ядерного взрыва.

Что вы сейчас можете сказать о ядерном оружии – нужно ли оно в мире?

Высказывания учеников.

После этого проводится компьютерное тестирование учеников для закрепления пройденного материала.

Я хотел бы затронуть еще одну немаловажную тему. В ходе анкетирования мы выяснили, что никто из учеников не знает, кто такая Саманта Смит.

В этот день обыкновенная американская школьница из штата Мэн по имени Саманта наткнулась на журнал «Time Magazine». На его обложке был напечатан портрет только что ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС Юрия Андропова, а в передовой статье говорилось о том, что этот человек наверняка очень опасен, что он явно ужесточит отношения между Россией и Штатами и что от него можно ожидать чего угодно.

- Если все его так боятся, почему кто-нибудь не напишет ему письмо и не спросит прямо, хочет он войны или нет? – спросила Саманта у мамы.

- А почему бы тебе самой не написать? – ответила женщина шутя…

Уже через короткое время строчки из этого письма мир знал наизусть. 

«Уважаемый господин Андропов!

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы вместе могли жить в мире и не воевать.

Искренне Ваша,
Саманта Смит» 

Девочка не могла знать, как сделать так, чтобы письмо точно попало адресату, поэтому на конверте она просто написала: «Москва, Кремль, Андропову».

Через месяц Саманту неожиданно вызвали в кабинет директора школы.

- Иди домой. Тебе пришло письмо. От мистера Андропова, - испуганно произнес директор.

«Я приглашаю тебя, если твои родители разрешат, приехать в нашу страну, лучше всего было бы летом. Ты познакомишься с нашей страной, встретишься со своими сверстниками, посетишь международный детский лагерь - Артек - на берегу моря. И убедишься сама: в Советском Союзе - все за мир и дружбу между народами… 

Спасибо за письмо. Желаю тебе всего самого лучшего.

Ю. Андропов», – гласили последние строчки письма от Юрия Владимировича.

В июне 1983 года американская школьница в компании родителей – Джейн и Артура Смит – вылетели в СССР. Здесь популярность Саманты была необычайной. Ее фотографии были во всех изданиях, она стала символом дружбы двух сверхдержав. Чрезе два года Саманта погибнет. Но ее имя останется надолго в памяти многих людей символом дружбы.

Конец урока.

На фоне фото памятника в Хиросиме идут слова:

Земля, как сердце, у нас в груди,
Здесь наше небо и наши гнезда...
Н.Добронравов 

Согласно японской легенде, человек, изготовивший тысячу журавликов обретет удачу и счастье. Японская девочка Садако Сасаки, родившейся в 1943 г., осталась сиротой после бомбардировки и заболела лучевой болезнью Он лежала в госпитале и перед смертью начала складывать фигурки журавликов из бумаги в надежде выздороветь. Она умерла в 1955 году, успев сделать лишь 644 журавлика.

В Парке мира в Хиросиме ей посвящен монумент, который стал местом поклонения душам умерших в результате атомной трагедии. В память о погибших японцы приносят к этому месту бумажных журавликов.

Что такое счастье? Мы, живущие на нашей планете, все очень разные: по характеру, по складу ума, по цвету кожи. И все мы хотим, чтобы на нашей планете было мирно и спокойно, чтобы рождались и росли дети, чтобы жизнь у нас была счастливая. А счастье – это сама жизнь. Это то, что должно быть у каждого человека - родители, доброта, ласка, когда тебя любят. Это возможность дать еду, дом, одежду, хорошее образование, достижение своих целей в жизни. Счастье – это когда все живут мирно, когда нет ничего плохого, и так будет до тех пор, пока будет существовать Земля.

Читать еще:


Новые материалы:

К здоровью - с детства :: Тематическое занятие для подготовительной группы дошкольников "Разноцветье осенних красок" :: Творческий день. Путешествие по страницам журнала "Вестник природы" :: Познавательно-речевое развитие в раннем возрасте. Тема: "Снежинки" :: Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Тундровичку" :: Джунгли ( Jungle ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Стенки и наборы/Стенки горки / Анрекс / Стенка-горка Oskar ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD