Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества" : ОБЖ

Цели:

  1. Знать, что такое патриотизм и воинский долг.
  2. Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
  3. Определить основные качества военнослужащего.
  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
  5. Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  6. Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.
  7. Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества.
  8. Привить уважение к военнослужащим.

Оборудование: проектор, классная доска, фотографии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о качествах защитника Отечества, о военнослужащих и их обязанностях.

Запишите тему урока и учебные вопросы:

  1. Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.
  2. Обязанности военнослужащего.
  3. Духовные качества воинов.
  4. Примеры беззаветного служения Родине защитников Отечества (слайд 2). Презентация

III. Беседа с элементами лекции.

Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?

Ученики: Вооруженный защитник Отечества.

Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.

Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?

Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.

Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?

Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.

Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 3) Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.

“Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов (слайд 4).

Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?

Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.

Учитель: Прочитаем определение воинского долга (слайд 5).

“У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”, – утверждал И.С. Тургенев (слайд 6).

Учитель: На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства (слайд 7).

А если скажет нам война: “Пора” -
Отложим недописанные книги,
Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов
И поспешим по взбудораженным дорогам,
Сменив слегка потрепанную кепку
На шлем бойца, на кожанку пилота
И на бескозырку моряка.

/Борис Смоленский/

Учитель: Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.

Ученик (заранее подготовленный): На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов [3] на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. 19 августа 1945 года открыт памятник в поселке Сафоново Мурманской области, авторы которого скульптор Л. Кербель и архитектор Б. Муравьев.

Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства (слайд 8).

Учитель: На чем основывается воинский долг?

Ответы учеников.

Учитель: Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”. (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?

Ответы учеников.

Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.

История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Легендарный гарнизон месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!” (слайд 10).

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание — крепость – герой. С 1971 года она является мемориальным комплексом [5].

Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева [1] известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”.

В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя (слайд 11).

Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.

Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Так, подвиг Александра Матросова [1], закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов (слайд 12) А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.

Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.

Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло (слайд 13) [1]. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.

Выжал лётчик газ и тело
Перегрузкой в кресло вправил,
Факел имени Гастелло
Танки немцев протаранил!
Это было в сорок первом,
В жарком доблестном июне,
Николай стал бомбардиром,
Командиром эскадрильи!
Каждый лётчик был героем,
Нам трепали немцы нервы,
В сорок первом был он первым
Кто в Победу свято верил!
Он рождён шестого мая,
День святой таких возносит,
Им таким всем помогает
Сам Георгий Победоносец!
За два дня он до тарана
Сбил немецкий Юнкерс первым,
Он стрелял с аэродрома,
Первым рвал фашистам нервы!
Стал в кровавом сорок первом,
В жарком доблестном июне,
Капитан Гастелло первым
Героем Советского Союза!

Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг как в мирной жизни, так и в бою. Военнослужащие в годы Великой Отечественной войны проявили самые лучшие духовные качества: верность воинскому долгу, патриотизм, мужество, героизм.

Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?

Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.

Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.

Учитель: Я привела вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?

Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.

Учитель: Ещё об одном качестве русского воина-солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина-Освободителя в Трептов-парке. (Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Г. Рублева)

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. Решение о строительстве памятника было принято в 1947 году. Сталин внимательно осмотрел все предложенные макеты. Когда увидел скульптуру Е.В. Вучетича - солдата с девочкой на руках, подошел и заявил: “Это то, что надо”. Немного помолчав, сказал: “Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч”. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой-спасённую из развалин поверженного Берлина маленькую немецкую девочку. Общая высота монумента 30 метров. (слайд 14).

Рассказ ученика, подготовленного заранее. Из воспоминаний маршала В. Чуйкова [4]:

За час до начала артподготовки, вспоминает маршал Василий Чуйков, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Его сопровождали два ассистента. Гвардейцы знали, что перед ними главный бастион фашистской столицы. Знали, что здесь находится ставка Гитлера и главный узел связи, через который главари Третьего рейха еще продолжали руководить своими войсками, вынуждая их вести бессмысленные кровопролитные бои.

До атаки оставалось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: “Муттер, муттер…”.

- Кажется, это на той стороне канала, — сказал товарищам Масалов.

Масалов оставил у знамени ассистентов, а сам пришел к командиру и попросил разрешения спасти ребенка, поскольку знал, где он. И полез к Горбатому мосту. Путь был очень опасен, ведь площадь перед мостом простреливали пулеметы и автоматические пушки, да еще мины и фугасы, запрятанные под коркой асфальта. Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Беспрерывно трещали пулеметные очереди. Сержант ощупывал каждый бугорок, чтобы не нарваться на мину. Это был прямой поединок со смертью. Масалову удалось незаметно пересечь набережную, он укрылся за выступом бронированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка, который жалобно и настойчиво звал мать…

Тогда Масалов ловко перемахнул через барьер канала. Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Наши гвардейцы, затаив дыхание, ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали пять, десять минут. Неужели русский солдат рисковал напрасно? Несколько гвардейцев приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: “Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем…”.

Но в этот момент как раз началась наша артподготовка. Тысячи орудий и минометов ударили по врагу, как бы прикрывая выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Масалов передал ее нашим санитаркам, сам же снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.

Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?

Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.

Учитель: Еще одним качеством является милосердие. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть, когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое — родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей. Подвиг Николая Масалова, одного из них, и запечатлен в Трептов-парке.

IV. Итог урока.

Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.

Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.

Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек.

Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза.

Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза (слайд 15).

В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.

Список использованной литературы

  1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.: Воениз.1987.
  2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.: Воениз.1988.
  3. Киселёв А.А., Тулин М.А .Улицы города Мурманска. Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1974. 208 с.
  4. Люди бессмертного подвига. М.: ПЛ. Т. 2. 1975.
  5. Официальный сайт государственного учреждения “Мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой” [Электронный ресурс]. URL: http://www.brest-fortress.by/ (дата обращения 22.10.2009)
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по теме "Развитие парламентаризма в России" :: Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка" :: Северная война и реформы Петра I на Севере :: Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы" :: Память о Холокосте – путь к толерантности :: Ветреная река ( Wind River ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Анрекс / Тумба Wiena 1D3S ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD