Интегрированный урок (технология + ОБЖ) по теме "Рациональное питание" : ОБЖ

Цели урока:

  • Систематизировать знания о значении рационального питания для здоровья человека.
  • Дать общее понятие об обмене веществ, познакомить с расходом энергии человека в зависимости от различных факторов.
  • Научить ориентироваться в выборе продуктов для здорового рационального питания.

Наглядные пособия: таблица "Витамины, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества", электронный учебник по ОБЖ.

Оборудование: карточки "пищевые добавки", раздаточный материал по промышленным и живым продуктам, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Повторение.

- Анализ проведенных анкет. (Приложение 1).

Обобщение ЗУМ.

- 3 правила рационального питания,

- биохимическое значении пищи и её состав.

Учитель технологии:

Пища - основной источник существования человека. В ней содержится около 600 химических веществ, более 90 % которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства продуктов, надо знать их химический состав. Наиболее важными являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, органические кислоты, дубильные вещества, фитонциды, биологически активные вещества.

Учитель технологии:

- Что вы знаете о белках?

Предполагаемый ответ ученика:

Белки.

Строительный материал человеческого тела, участвуют в процессе обмена веществ. Без достаточного количества белков плохо усваиваются некоторые витамины и минеральные вещества. Норма потребления белков зависит от физической активности человека. Белки состоят из аминокислот, 8 из которых поступают в наш организм только с пищей. Лучше усваиваются белки куриного мяса, кальмара, молока. Неполноценное белковое питание приводит к болезни, а избыточное к атеросклерозу и зашлаковыванию организма.

Учитель технологии:

- Для чего нужны жиры?

Предполагаемый ответ ученика:

Жиры.

Источник энергии. При окислении 1 г жира выделяется 9 ккал. Жир с белками регулирует обменный процесс в организме, участвуют в дыхании клеток. Бывают растительные и животные. Некоторые витамины усваиваются только вместе с жирами.

Учитель технологии:

- Что вы знаете об углеводах?

Предполагаемый ответ ученика:

Углеводы.

Важнейший компонент пищевого рациона. Углеводы составляют значительную часть растительной пищи. Важнейшие представители углеводов - сахар, крахмал, целлюлоза. Глюкоза - главный поставщик энергии для мозга (мед, фрукты, ягоды). Сахароза - варенье, кондитерские изделия. Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах, очищает организм.

Учитель технологии:

2. Для чего нужны витамины и минеральные вещества?

Предполагаемый ответ ученика:

Витамины.

Усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. Они поступают с пищей растительного и животного происхождения. При недостатке витаминов у человека возникает гиповитаминоз, при избытке - гипервитаминоз, а при отсутствии их потребления - авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода и солнечного света, длительном хранении. При варке пищи теряется до 50% витаминов. Поэтому нужно стараться сохранять витамины.

Минеральные вещества.

Входят во все продукты питания. По количественному составу их разделяют на макроэлементы и микроэлементы.

Макроэлемент - железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. Суточные нормы потребления измеряются в сотых долях грамма.

Микроэлементы - йод, фтор, бром, марганец, алюминий, кобальт и др. Суточные нормы потребления измеряются в тысячных долях миллиграмма.

Учитель ОБЖ:

Рациональное питание заключается в полноценном питании здоровых людей с учетом возраста, здоровья, пола, характера труда.

Пищевой рацион должен покрывать энергетические затраты организма, что зависит от физической и умственной нагрузки.

Режим питания - время и число приемов пищи. Лучше если прием пищи будет проходить в определенные интервалы времени. Наиболее рациональное 3-4 разовое питание. Завтрак - 30%, обед - 50%, ужин - 20% общей калорийности.

Условия приема пищи способствуют лучшему пищеварению и усвоению пищи.

Потребность человека в энергии зависит от индивидуальных особенностей, пола, возраста роста, массы тела, уровня обменных процессов, а также от физической нагрузки, характера психической деятельности, занятий спортом, климатических условий и других факторов.

За 70 лет человек выпивает 50 т воды, съедает 2,5 т белка, 2,3 т жира, свыше 10 т углеводов, почти 300 кг поваренной соли.

Даже при относительном покое для поддержания основных физиологических функций - работы сердца, легких, регулирования температуры тела - необходим приток энергии. Каково же распределение суточных энергозатрат человека?

Предполагаемый ответ ученика:

Суточные энергозатраты складываются из расхода энергии на основной обмен, усвоение пищи и физическую деятельность.

Большая часть энергии (50 - 60%) расходуется на обеспечение жизнедеятельности человека (работа мозга, внутренних органов, сердечно - сосудистой и дыхательной систем), 10 - 15% энергии расходуется на усвоение самой пищи, 30 - 40 % уходит на обеспечение физической активности человека, включая его работу.

Учитель ОБЖ: Человек должен получать с пищей столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня. В тех случаях, когда приток энергии превышает энергозатраты организма, происходит ее накопление в виде отложений жира.

Существует ряд общих правил, обеспечивающих рациональное питание с учетом образа жизни.

3. Сформулируйте три основных правила питания.

Предполагаемый ответ ученика:

Первое правило - питание должно быть разнообразным.

Пища должна включать в себя продукты и животного (мясо, рыба, яйца, молоко, творог) и растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, злаки) в необходимом количестве и в правильном их сочетании для обеспечения организма углеводами, белками, жирами, витаминами и микроэлементами.

Второе правило - это поддержание своего веса в норме.

"Я ем, для того чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть".

Необходимо помнить, что легче набрать лишние килограммы и гораздо труднее их сбросить. Оптимальная масса тела является первым показателем культуры питания и общей культуры человека, характеризуя его образ жизни.

Избыточная масса тела увеличивает риск таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, желчно - каменная болезнь. Переедание ощутимо снижает общую работоспособность человека.

Нормальная масса тела определяется в зависимости от физических показателей (рост, окружность груди и др.), возраста, пола, индивидуальных особенностей и ряда других факторов.

Для определения нормальной массы тела существует значительное число различных способов и разнообразных формул. Большой известностью пользуется масса (в килограммах) равна длине тела (росту) в (сантиметрах) минус 100 при росте до 165 см.

При росте 166 - 175 см нормальная масса тела равна длине тела минус 105, при росте более 175 см - равна длине тела минус 110.

Не менее опасно для организма состояние, когда масса тела значительно меньше нормы, что может быть связано с истощением и дистрофией. При нормальном ритме жизни и рациональном питании масса человека не должна иметь значительных отклонений в ту или иную сторону.

Третьего правило - это учет в рационе питания интенсивности физической нагрузки.

При занятиях спортом возрастает потребность в витаминах и, прежде всего, в аскорбиновой кислоте (витамин С), тиамине (витамин В1), рибофлавине (В2), никотиновой кислоте (РР), токофероле (Е). Питание спортсменов должно не только возмещать расходуемые энергию и пищевые вещества, но и способствовать повышению работоспособности, ускорению ее восстановления после напряженных физических нагрузок, для чего в рацион необходимо включать легкоусвояемые продукты, богатые витаминами.

4. Работа с электронным учебником (Просмотр фильма о рациональном питании, вопросы по просмотру фильма).

5. Практическая работа.

- Мозговой штурм.

- Перечислите продукты промышленной переработки, которые содержат ГМО и Е-.. и "живые" продукты.

Заполняем таблицу:

ГМО Е Живые продукты
: : :

Вывод: Продукты промышленного производства в основном содержат пищевые добавки, могут содержать ГМО.

- Мини-лекция.

Учащиеся знакомятся с раздаточным материалом " Промышленные и живые продукты". (Приложение 2).

Заполняем таблицу: от каждой группы выступает докладчик, подводя общий итог.

Знал Узнал Вызвало интерес Не согласен
: : : :

Вывод: учащиеся делают вывод по прочитанному материалу.

- Практическая работа.

Класс делится на 3 группы "Производитель", "Врачи" и "Покупатели". Задача - обосновать выбор продуктов, которые будете покупать или производить.

Вывод: уч-ся определяют, какие продукты лучше употреблять в пищу и почему.

6. Итог урока.

Приложение 3.

Тема 2 “Продукты повышенной биологической ценности ”

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами приготовления и употребления свежевыжатых соков, со значением соков в питании человека,
  • повторить технологию проектной деятельности,
  • повторить правила сервировки стола,
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Посуда и инвентарь: соковыжымалка, разделочные доски, ножи, стаканы, трубочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Познавательные сведения.

Учитель ОБЖ:

Многие рассуждают так. Зачем возиться и делать соки (понятно, березовый сок здесь не в счёт), когда можно съесть яблоко или морковку “живьём”. Кто так думает, серьёзно заблуждается. Овощи и фрукты - не то же самое, что соки из них.

“Сила твоего тела заключена в соках растений”- так сказал ещё 5600 лет назад китайский император Шин Ноном, автор самой древней книги о лечебных травах.

С его мнением совпадает и мнение современных учённых: “физиологическая вода является естественной составной частью продуктов питания растительного происхождения и считается самой полноценной. Наиболее богаты ею овощные и фруктовые соки, являющиеся продуктом повышенной биологической ценностей.”

Содержание воды во многих соках достигает 90 и более процентов, и это поистине “живая вода”: она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Соки почти не требуют энергетических затрат на усвоение и сразу включаются в обмен веществ, катализируя биохимические реакции, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма.

Благодаря преобладанию в растительных соках щелочных остатков, они корректируют кислотно-щелочное равновесие крови. “Живая вода” повышает активность ферментов, улучшает обмен веществ, способствует обезвреживанию токсинов и их выведению из организма (это так называемый кровоочистительный эффект).

Соки обладают и общеукрепляющим действием, связанным со стимулирующим влиянием на пищеварение и усвоение. Это прежде всего относится к гранатовому и морковному сокам. В морковном соке много природных антиоксидантов, предупреждающих преждевременное старение организма и развитие раковых опухолей. Что касается сока винограда и крыжовника, то в них довольно много органических кислот и прежде всего янтарной, стимулирующей обмен веществ. В тех же морковном , яблочном и свекольном нектарах(соках с мякотью) много пектина. Вот почему нектары могут выступать в роли напитков “защиты”- для выведения вредных токсичных веществ, в том числе и радиоактивных. Это особенно важно иметь в виду тем людям, которые живут в экологических неблагоприятных районах. Напитки “защиты” крайне необходимы для оздоровления часто и длительно болеющих детей.

Сходно с пектином действуют и фитонциды, имеющиеся во многих соках. Они подавляют вредную микробную флору.

Наконец, соки - это ещё и существенный источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Кстати, минеральных веществ (калия, натрия, кальция, магния) больше в овощных соках, поэтому они зачастую имеют пресный вкус, в отличие от плодовых, где больше органических кислот. Что касается калорийности, то она у плодовых соков, как правило, выше, так как они содержат значительно больше углеводов.

Имеются данные, что в составе соков гербициды в организм почти не попадают. Они в основном (если и попали в плоды) остаются связанными в клетчатке.

Одно из других несомненных достоинств соков - быстрота их усвоения организмом: уже через час после употребления оно практически заканчивается, тогда, как овощные блюда требуют для полного переваривания и усвоения нескольких часов. Отсюда должно быть понятно, что при употреблении соков происходит как бы разгрузка органов пищеварения.

Учитель технологии:

- Значение соков в питании человека.

Сок – это концентрированные витамины. Он усваивается организмом за 10-15 минут. Регулярное потребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает иммунитет. Соки также богаты минеральными веществами, включая микроэлементы. В соках с мякотью много клетчатки, что помогает улучшить работу кишечника, выведению из организма холестерин. Натуральные соки без добавления сахара малокалорийны.

Углеводы соков состоят в основном из фруктов и глюкозы. Углеводы натуральных плодов более благотворно по сравнению с рафинированным сахаром действуют на обмен веществ. Свежевыжатые соки применяют и в лечебных целях.

Например:

Яблочный сок – витамин С, соли калия, магний, фосфор, железо, яблочная и лимонная кислота (сердце, малокровие, гастрит).

Томатный сок – витамины С,В, каротин (полезен всем).

Виноградный сок – витамины С,В, глюкоза, фруктоза, кальций, железо, магний, яблочная и винная кислота (сердце, водно-солевой обмен, почки, печень, легкие).

Морковный сок – каротин, витамины А, С, В, фосфор, калий, кобальт (печень, почки, сердце, глаза).

Тыквенный сок – витамины группы В, каротин, железо, калий (сердце, почки, хорош от отеков).

- Правила приготовления и потребления соков.

Овощи и фрукты помыть и порезать перед приготовлением.

Не использовать вялые и частично испорченные плоды.

Лучшие соки с мякотью, так как содержат больше составных частей исходного материала (веществ, тормозящих окисление витамина С).

Соки косточковых плодов (сливы, абрикосы и т.п.) лучше не смешивать с другими. Хорошо смешивать семечковые плоды (яблоки, виноград и т.п.).

Сок морковный лучше употреблять с жировыми компонентами, т.к. витамин А усваивается с маслом.

Выпивать готовый сок следует не более чем за 10 минут после приготовления. Пить небольшими глотками, лучше через трубочку для лучшего усвоения.

3. Проект “Соки” (класс делится на 2 группы)

  1. Инструктаж, ТБ.
  2. Практическая работа (каждая группа получает технологическую карту)
  3. Технологическая карта.
  4. Инвентарь: Разделочная доска, нож, миска, соковыжималка, стаканы.
  5. Ингредиенты: овощи, фрукты по выбору.

Ход работы

  1. Помыть плоды.
  2. Порезать плоды.
  3. Отжать сок.
  4. Разлить сок в стаканы, украсить.
  5. Подать сок к столу.

Каждая группа выбирает сок, который она будет делать, обосновывает свой выбор. Группа выполняет рекламу и готовит сок.

Защита своего проекта (презентация, реклама).

Приложение 3

Анализ изготовленного свежевыжатого сока и покупного сока из тех же ингредиентов.

4. Рефлексия.

Учащимся предлагается проголосовать за тот сок, который они будут теперь пить. Для голосования используются жетоны, которые опускаются в банки с этикетками “Свежевыжатый сок”, “ Готовый сок”, “Свежевыжатый и готовый сок”.

5. Итог урока, выставление оценок.

Вывод: какому соку вы отдадите предпочтение и почему?

Уборка рабочего места.

Читать еще:


Новые материалы:

Рациональные числа. 8-й класс :: Лента времени и "Любовь к мудрости" :: Семинар по теме "Теорема Пифагора" в 8-м классе :: Урок по теме: "Преобразование целого выражения в многочлен" :: Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы "Векторы" :: Тёмная ночь ( Dark Night ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Пуфы / ОГОГО Обстановочка / Пуф Drum Button ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD