О молниях, змеях, собаках и прочем : ОБЖ

Цели: дать представление о причинах возникновения грома и молнии; расширить кругозор учащихся, пополнить багаж знаний о поведении диких и домашних животных, о вредных растениях; предупреждение несчастных случаев, знакомство с правилами безопасности поведения в природе, в общении с животными, выработка умений оказания первой помощи при укусах, при отравлении грибами.

Оборудование: гербарий ядовитых растений, таблица “Ядовитые грибы”, таблицы с правилами, интерактивная доска. Презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (Об опасных местах)

- Какие опасные места вы знаете?

- Расскажите, что вас настораживает в этих местах? Как правильно вести себя, чтобы не случилось несчастие.

Дети объясняют, какие опасности их могут подстерегать, например, в лифте или в подвалах домов, у открытого окна и т.д. Общими усилиями вырабатываются определённые правила безопасного поведения в таких местах.

III. Физминутка.

IV. Работа над новым материалом.

Сегодня будем говорить о некоторых других опасностях.

V. О молниях.

Звучит грамзапись “Времена года” Чайковского.

У.:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом. Ф.Тютчев

- Эти замечательные стихи о грозе написал поэт Ф.Тютчев. В своём стихотворении поэт признается о том, что он любит грозу в начале мая.

- Ребята, кто из вас любит грозу? Почему?

- Что включает в себя понятие “гроза”?

- Что опасно: молния или гром?

Учитель сообщает о молнии и громе.

Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания первобытного человека. Что же происходит высоко в небе?

Облако, содержащее несметное число капелек воды, может нести электрический заряд, противоположный заряду другого облака или земли. Когда электрическое напряжение между ними способно преодолеть толщу воздуха, происходит разряд молнии. Электрический разряд движется по пути наименьшего сопротивления. Вот почему молния часто зигзагообразно.

А что же гром? При электрическом разряде воздух быстро расширяется, а затем сжимается. При расширении и сжатии происходит быстрое перемещение потоков воздуха. Резкие соприкосновения таких потоков воздуха мы слышим как гром. А дальние раскаты грома происходят от того что, звуковые волны отражаются от одного облака к другому. Как видите, гроза опасное явление природы.

- Что следует делать, если вы попали в грозу?

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 23. Найдите 2-й абзац.

- Давайте прочитаем, какие правила нужно соблюдать во время грозы?

VI. Грибы.

Звучит грамзапись. Приложение 2

- Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в лес. В лесу стоят, высокие деревья, воздух свеж, прохладно, красиво поют птицы, неподалёку журчит ручеёк. Откройте глаза.

- Ответьте на вопрос, кроме деревьев, лекарственных трав, что ещё растёт в лесу?

Д. Грибы

У. На какие группы делятся грибы?

Д. На съедобные и ядовитые.

У. Правильно. Грибы бывают съедобные и ядовитые. Ребята, давайте сейчас поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, о каком грибе идёт речь, как называется этот гриб.

1) Под старою сосною
Где склонился пень- старик,
Окружен своей семьею,
Первым найден….

Д. Боровик.

У. Боровик первый гриб - мечта всех грибников. Растёт он в берёзовых рощах, в сосновых борах. Боровик красивый и крупный гриб, его часто называют царём грибов.

2) Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносит летом
Золотистое…

Д. Лисички.

У. Лисички растут в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов, они не крошатся и не мнутся. Очень редко встречаются и червячные лисички.

3) Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпах разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай.
Это…

Д. Сыроежки.

У. В лесу больше всего растёт сыроежек. Своё название они получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, становятся готовыми к употреблению. Сыроежки самые хрупкие грибы, их можно варить и жарить. Все эти грибы съедобные и полезные.

- А какие ещё съедобные грибы вы знаете?

Д. Рядовки, опята, сморчки, строчки, подберёзовики и т.д.

У. Но есть грибы ядовитые и опасные.

4) Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Их обходим стороной.

Д. Бледная поганка.

У. Самая опасная и ядовитая из всех грибов бледная поганка. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовались в старину для борьбы со страшной болезнью- холерой. Бледную поганку часто путают с шампиньонами. Но у поганки пластины под шляпой белые, а у шампиньона розовые, или даже черные.

5) С шапкой красной знаться опасно!
Даже муха-зуда не садиться туда.

Д. Мухомор.

У. В отличие от поганки природа вознаградила его необыкновенной красотой, но красота эта обманчива. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются как средство для уничтожения мух.

Работа по учебнику.

- Дети откройте учебники на стр. 24. Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить эти грибы.

Запомни! Никогда не собирайте незнакомых грибов и не пробуйте их на вкус. Если вы почувствовали тошноту и слабость после того, как съели грибы, немедленно обращайтесь к врачу. С грибами шутки плохи.

VII. Ядовитые растения.

Отравиться можно не только грибами, но и растениями. Одно из самых красивых и полезных растений ядовито это ландыш. Поэтому букет с этими цветами нельзя ставить в комнате, где спят люди. Можно просто не проснуться.

- Дети, скажите, какие еще ядовитые растения вы знаете?

Д. Белена, дурман, вороний глаз.

Работа по учебнику.

Откройте на стр.25 и запомните, как выглядят эти растения.

VIII. Опасные животные.

О змеях.

- Каждый день, человек контактирует, с какими либо животными. Назовите их.

Д. Собаки, кошки, птицы, насекомые.

- Некоторые животные встречаются в определённых местах: например, в лесу, на лугу, около реки. С этими дикими животными надо уметь правильно себя вести. Очень неприятное на первый взгляд животное- змея. Расскажите, что вы знаете о змеях?

Д. Хладнокровные, страшные, ползучие, ядовитые.

Сообщение ученика о змеях.

Большинство людей не любят и боятся змей, даже те, кто видел их только по телевизору. Некоторые люди думают, что все змеи ядовитые. На самом деле из 2800 видов змей ядовитых всего 400. И живут они в основном в южных странах. У нас можно встретить гадюку ядовитую змею и безопасного ужа. Посмотрите на фотографии. Гадюка и уж очень похожи, различаются они формой головы и рисунком на теле. Встречаются гадюки разной окраски, чаще бывают они серыми с черной полосой на спине или совершенно чёрными. Днём гадюк часто приходится наблюдать на кучах хвороста, на пнях, на южных склонах оврагов. Охотятся ночью. Ловят мышей, полёвок, режет птиц, ящериц, лягушек, насекомых. Укус гадюки опасен только для слабых, больных людей, детей. Любая змея пуглива. Встретившись с человеком, она предпочитает ускользнуть в укрытие. Вообще- то змеи, просто так не нападают на человека и не кусаются. Нападает змея в двух случаях: если ей преградили дорогу, и если человек наступил на неё.

У. Что же делать, если змея всё-таки укусила?

Прежде всего, надо осмотреть место укуса. Если там только две полоски - тонкие, мелкие царапины, значит, змея не ядовитая. Если в конце этих полосок есть одна или две красные точки, то это проколы ядовитой змеи.

Во-первых, надо часть яда выдавить с кровью, но не всасывать ртом.

Во-вторых, промыть рану раствором соды и наложить стерильную повязку.

В-третьих, надо успокоить пострадавшего, уложить его и дать обильное тёплое питьё. В больницу надо отнести больного на носилках.

Чтобы обезопасить себя от укуса змеи, надо запомнить три правила.

Дети читают хором с плаката.

  • В незнакомой местности всегда спрашивайте местных жителей о “змеиных местах”.
  • Собираясь в лес за грибами и ягодами, обязательно надевайте сапоги.
  • Увидев змею, не трогайте её, а обойдите. Если гадюка свернулась кольцом, значит, она собирается броситься на человека.

О клещах.

Еще одно из опасных животных является клещ. Он носитель один из опасных болезней энцефалит. Как передаётся эта болезнь? Прочитаем на стр. 26, первый абзац.

Сообщение ученика о клещах.

Чтобы этой страшной болезнью, не заболеть, нужно обезопасить себя. Обычно опасны, они бывают ранней весной, когда только распускаются листья на деревьях. И свою жертву они ждут на листьях, даже на траве. В это время года специалисты, врачи советуют не ходить в лес. Если вы, всё-таки собрались на природу, то надо обязательно надеть головной убор, куртку, чтобы они сразу не добрались до вашего тела. По приходу домой обязательно раздеться и проверить, нет ли в вашем теле клеща. Сам клещ не просто кусает, а остаётся в ранке и продолжает пить кровь. Укушенного клещом ребёнка лучше всего отвезти в больницу, где опытный врач вытащит паразита и вколет лекарства. Самостоятельно вытащить клеща можно при помощи петельки из нитки. Накидываем её на торчащее тело клеща и вращательными движениями вытаскиваем из раны. Нельзя оставлять головку клеща, место укуса может загноиться. Если головка насекомого застряла в ранке, то её можно вытащить, как обычную занозу с помощью пинцета и иголки. Место укуса нужно обработать спиртом.

О собаках.

Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Чаще всего кусаются домашние животные. Важно помнить: самое спокойное животное может огрызнуться, укусить. Даже со своим питомцем (кошкой или собакой) всякое случается, особенно если вы нарушаете правила вежливости с кошками и собаками. Давайте вспомним эти правила.

Дети рассказывают правила.

У. Если всё-таки собака укусила, то рану надо промыть водой с мылом (или перекисью водорода), чтобы устранить слюну животного, затем наложить стерильную повязку. Не рекомендуется замазывать место укуса, какими- либо мазями или кремами. Необходимо обратиться к врачу, так как укус бешенных животных представляет большую опасность для жизни.

О кошках.

У. Как вы думаете, кошки представляют опасность?

Д. Да, кошки могут оцарапать.

У. Не забывайте, что коты - дальние родственники тигра. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, а также гладить незнакомых кошек. Если человек не понравился коту, тот может прокусит ему руку или расцарапать лицо. Кошка может перенести инфекцию человеку: чесотку или бешенство. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать очень простые правила. Домашним животным надо делать все необходимые прививки.

IX. Работа по учебнику.

Откройте на стр.27 и прочитайте правила безопасности в обращении с собаками и кошками.

X. Закрепление изученного материала.

- Какие лесные растения могут заменить мяса? (Грибы. По питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)

- Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

- Какие птицы едят грибы? (Глухари)

- Что нужно сделать, если молния застала вас на поле?

- Какую первую помощь нужно оказать при укусах змеи, собак, клещей.

XI. Итог урока.

XII. Домашнее задание. Читать стр. 23-27, ответить на вопросы на стр. 27, 28.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс :: Ассирийская держава :: Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс развития ребенка в условиях ДОУ :: Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ :: М.П. Мусоргский в Тульской губернии :: О теле и душе ( Testről és Lélekről ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Avanti / Стул X-321 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD