Огонь – друг или враг человека? : ОБЖ

Аннотация

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

Выработать определенную собственную позицию к огню, друг он для нас или враг. А для понимания этого вопроса мы должны проделать огромную работу.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках предмета основы безопасности жизнедеятельности, предметом исследования явилось такое явление как огонь во всех его формах и проявлениях, свойствах.

Тема изучается и исследуется на основе научных, художественных, исторических фактов, экскурсии в пожарную часть.

Данная работа была представлена на уроках основы безопасности жизнедеятельности в 3 и в 4 классе, на уровне школы при защите изучаемого предмета среди начальных классов, на всероссийском уровне в фестивале ученических работ «Звезды нового века» (Гуманитарные науки 7-11 лет).
Авторы особое внимание уделяют таким учебным предметам как основы безопасности жизнедеятельности, изобразительное искусство.

Отзыв руководителей

Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем, в современном обществе очень актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных и бытовых пожарах, гибели людей. К сожалению, частыми участниками этих событий является дети сами. Поэтому особенно ценно, то, что данным исследованием заинтересовались ученики. Корепанова Карина, Филимонова Маргарита, Облендер Валерия, Нечаева Анастасия исследовали не новую проблему. В своей работе они изучили достаточно большой материал, попыталась обобщить взгляды на тему своей работы, как о пользе огня, так и о его вреде. Особенно ценно изучение правил обращения с огнем и, мерах собственной безопасности в условиях пожара.

Данный материал уже был использован в учебно-воспитательной работе класса и нашел живой отклик, понимание и интерес одноклассников, а также ее защита состоялась на школьном этапе проектной декады в рамках ежегодного представления факультативных курсов начальной школы, на международном конкурсе проектных и исследовательских работ «Звезды нового века».

Работа выполнена на хорошем уровне. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Содержание:

1. Что мы знаем об огне.
2. Пожарным каждый может стать.
3. Какое значение имело открытие огня.
4. Как люди научились добывать огонь?
5. Когда люди научились пользоваться огнем?
6. Загадки.
7. Правила, которые нам нужно знать.
8. Приложение

Введение

Актуальность проблемы

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему: «Огонь - судья беспечности людей». Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома.

Захотелось оформить наше творчество в информационный сборник», так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Цель и задачи.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Задачи:

  • собрать информацию из различных источников.
  • провести социальное исследование.
  • узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.
  • узнать о профессии «пожарный».
  • провести конкурс творческих работ на тему об огне.
  • сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский.

А) Знакомство с содержанием работы пожарных.
Б) Экскурсия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2. Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.
3. Посмотреть мультфильмы «Смешарики» из серий «Азбуки безопасности».
4. Найти загадки на выбранную тему.
5. Провести конкурс творческих работ.
6. Подвести итоги работы.
7. Подготовить сборник материалов.

Формы и методы работы.

  • Работа с источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
  • Компьютерный набор текста.
  • Социальное исследование.
  • Экскурсия.
  • Интервью.

Предполагаемый результат и возможность развития

Представить информационный сборник ученикам школы.

Заключение

В результате проделанной большой работы мы собрали материал для сборника материалов «Огонь – друг или враг человека?», подготовили иллюстрации, выбрали сюжетные фотографии, составили проект книги. За каждыми строчками стояло желание избежать шалостей с огнем. И, мы уверены, что сами в процессе работы обогатились – стали чуточку взрослее.

Что мы знаем об огне

Огонь бывает разный
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом.
С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли.
Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятника героям.

А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь – огонь пожара.
Злой огонь – огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин

Очень опасны костры вблизи строений, может загореться сарай, дом.

А костер в лесу может привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглившимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. Поэтому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях – дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осветительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг. 
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки.
Вот что значит три минутки:
Ленты нет, кругом угар –
Чуть не сделался пожар!

Б.Миротворцев

(Приложение 1, слайды 1-7)

Пожарным каждый может стать

Профессия пожарный – опасная, а работают пожарными люди смелые и умные. Сейчас помогает справиться с разбушевавшимся огнем современная техника: передвижные насосные станции, дымососы, автомеханические лестницы, средства связи. А раньше выезжали пожарные на лошадях. Воду возили в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнем, спасают людей и ценности. В далекие времена у пожарной части было 2 этажа. На втором этаже располагались семьи пожарных, а на первом этаже – стояли повозки с бочками с водой, лестницы, лошади, т.е. все необходимое для тушения пожара.

img3

Каска и лестница 1905 год.

img5

Ручной насос на конной тяге 1905год.

Пожарная часть, выезжающая в те времена представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит, как на пожар», но дом зачастую не успевали спасти.
А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем.

img10

В Москве возвышается скульптурная композиция "Подвиг пожарного". Рядом со взрослыми, среди тех, кто удостоился высокой награды – медали "За отвагу на пожаре", немало и ребят. Расскажем о двух из них.

Толя Якимов, живущий в селе Чигири Благовещенского района Амурской области, возвращался из школы. Приближаясь к своему дому, увидел дым, взметнувшийся над крышей. А в доме четыре младших сестренки и шестимесячный брат Вова.
Дверь была заперта. Толя бросился к окну, выбил стекло.
Проникнув в горящий дом, мальчик схватил на руки маленького Вову и через окно передал кому-то из подоспевших односельчан. А сам, глотнув свежего воздуха, вернулся обратно. Стал звать сестренок, отозвались двое. Толя подвел перепуганных девочек к окну, помог им выбраться. Потом вернулся за остальными, но, наглотавшись дыма, потерял сознание.
На выручку подоспел односельчанин Н. Воропаев. Он вынес из дома Толю и двух оставшихся там младших сестер. Всем детям была оказана медицинская помощь.
Толе Якимову за самоотверженное поведение вручили на торжественной линейке в школе медаль "За отвагу на пожаре".
Медали "За отвагу на пожаре" была удостоена девятилетняя Света Бумагина из деревни Замараево, Шадринского района Курганской области.
Неведомо каким путем в руки двух малышей попали спички. Играя во дворе, они подожгли солому. Огонь распространился, охватил надворную постройку, перекинулся на дом. Испуганные дети убежали, оставив дома семимесячную сестренку.
Пожар заметили игравшие неподалеку ребята. Света Бумагина кинулась к горящему дому. Крыльцо и сени были охвачены огнем, но девочке удалось все же проскочить внутрь. Обратно Света выбиралась ползком, прижимая к себе укутанную в одеяло малышку.
Весть о смелом поступке девочки облетела деревню. Ею восхищались и стар и млад. И на вопрос как же она не побоялась войти в горящий дом, Света отвечала: "Боялась. Но там же девочка была. Я не могла ее оставить..."

(Приложение 1, слайды 8-10)

Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.
Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет – фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.
Получить огонь путем трения – большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых может и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое – показать переход механической энергии (шагов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать молотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры – мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички покрыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.
Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

 Загадки

Это тесный-тесный дом.
Сто сестренок жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер.

(Спички)

Я мохнатый, я кудлатый
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня 

(Пожар)

Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь.

(Огонь)

Спят мирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь.

(Спички)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки,
Раздают всем огоньки.

(Спички)

Накормишь – живет,
напоишь – умрет.

(Огонь)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его … (водой)

Отец горяч и красен,
Бывает он опасен.
А сын взовьется птицей –
К отцу не возвратится.

(Огонь и дым)

С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.

(Огонь).

Летела мошка –
Осиновая ножка.
На стол села –
Все сено съела.

(Спичка)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять).

Красный петушок по улице бежит.

(Огонь)

(Приложение 1, слайд 11)

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жидкостями нужно обращаться с особой осторожностью.
2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.
3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить водой.
4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сначала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плотной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.
5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, следует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.
6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ванной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.
7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тканью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.
8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозможно, следует выйти на балкон и привлечь внимание прохожих криками.
9. Если пламя попало на человека, он должен сорвать загоревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пламя и поливать пострадавшие места чистой водой.

img4

Запомни!

1."Пусть помнит каждый
гражданин пожарный номер – 01".

2. "Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом".

3. "Возле дома и сарая разжигать костер не смей!
Может быть беда большая для построек и людей".

4. "Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь"

5. Костер вы бросили в лесу
И вот несчастье на носу".

6. "Ты о пожаре услыхал
Скорей об этом дай сигнал!" 01!

Проделав огромную работу, выполнив поставленные задачи, мы пришли к выводу:

1. Если человек научится правильно обращаться с огнем, то огонь станет ему другом.
2. Если человек будет неумело его использовать, то огонь превратится во врага.
3. Подготовив нашу работу, мы сможем помочь другим ребятам избежать проблем с огнем. А учителям – помочь ребятам избежать беды.
– Всем большое спасибо!

Литература:

  1. «Большая книга вопросов и ответов», М., «Эксмо» 2003 г., под ред. Мишиной К. Зырковой А.
  2. Сикорук JI.JI. «Физика для малышей», изд-во «Кругозор», Петрозаводск, 1996г.
  3. «Большая книга дошкольника», Москва, «Махаон», 1999г, пер. Покидаевой.
  4. Ж. «Книжки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»,   № 6 2004 г.
  5. С.Маршак  «Пожар».
  6. Интернет-ресурсы:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки
http://www.gamershell.com/static/screenshots/7162/149251_full.jpg
http://900igr.net/datai/chelovek/Pravila-v-lesu.files/0011-028-Ne-razzhigaj-kostjor-v-lesu-bez-vzroslykh.jpg

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Экологический праздник с элементами театрализованного представления "Живи, Земля" :: Классный час "Тепло родного очага" :: Психологическая гостиная для родителей :: Классный час "Дружба ложная и настоящая" :: "Чтобы дети стали лучше" :: Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти ( Maze Runner: The Death Cure ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Мебелик / Банкетка Оливия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD