Военная форма одежды : ОБЖ
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Военная форма одежды : ОБЖ

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Изучить, систематизировать, обобщить теоретические сведения о военной форме одежды и порядке ее ношения;
  • Обобщить знания по определению званий военнослужащих;
  • Проанализировать основные этапы развития военной форме одежды военнослужащих Вооруженных Сил;
  • Сформулировать требования к военной форме одежды военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований и органов Российской Федерации.

Развивающие:

  • Способствовать развитию устойчивых и прочных знаний по основам военной службы;
  • Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся;

Воспитательные:

Повлиять на отношения учащихся к службе в армии.

Назначение: 11 класс.

Тип урока: урок – рассуждение.

Форма организации урока: коллективная (фронтальная), индивидуальная.

Оборудование: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2011, Приложение 1 (индивидуальная карточка по проверке знаний «Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»), Приложение 2 (презентация на тему «Военная форма одежды России»), Приложение 3 (правила ношения военной формы одежды).

Ход урока

I. Организационный момент

Организационный элемент: доклад дежурного по классу об отсутствующих, о выполнении домашнего задания; проверка готовности к уроку.

II. Закрепление материала предыдущего урока

На прошлом уроке мы изучали тему «Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации».

У доски ответить на вопросы:

1. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
2. Порядок присвоения воинских званий

На своих местах по карточкам письменно работают _____________. (Приложение 1)

Фронтальный опрос:

Вопрос: Дайте определение понятию «воинское звание».

(Правильный ответ)

Воинское звание – звание персонально присваиваемое военнослужащему и военнообязанному в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к роду войск, виду Вооруженных Сил и т.д. оно определяет старшинство во взаимоотношениях между военнослужащими, сроки военной службы и состояния в запасе, имеют существенное в определении прав на материальное и денежное довольствие, государственное обеспечение и льготы военнослужащим и членам их семей.

Вопрос: В каких войсках впервые появились воинские чины?

(Правильный ответ)

В стрелецких войсках в середине 16 века.

Вопрос: Каким документом была установлена система военных чинов в России и когда?

(Правильный ответ)

Последний русский царь и первый всероссийский император Петр I установил единую систему воинских, гражданских и придворных чинов, которая была окончательно закреплена в 1722 году в «Табели о рангах». Чины соотносились к определенному классу, старшим из которых являлся первый класс.

III. Изучение нового материала

Учитель: Военная форма одежды – это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота.

Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям.

Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения.

Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.

Презентация «Военная форма одежды России» (Приложение 2)

Текст к презентации.

(слайды 2,3) В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г. военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.

В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны – синие, артиллерия – красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков.

При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии – гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме.

В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III.

В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий.

(слайды 4,5) С воцарением сына Екатерины Великой – Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы «неудобной» формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования – шинель, взамен зимнего шерстяного плаща – епанчи.

После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии – уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет.

В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую «кавказскую» форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах.

После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования.

При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом «народности», истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания.

Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды.

(слайд 6) В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы – РККА(рабочая красная крестьянская армия), впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций «кровавого» царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих – погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии.

В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен «кафтана» защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды.

(слайд 7) В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии – буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии.

(слайд 8) Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров.

В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы – «афганка». Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций.

Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте «арбатских» генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении всей истории Российского государства, за исключением последнего, его руководители придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным обмундированием в достаточном количестве.

(слайд 9) В 2010 году произошло очередное изменение военной формы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» введена новая форма одежды для военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований и органов Российской Федерации Приказ Министра обороны РФ №1500 от 3 сентября 2011 г. «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и других геральдических знаков, учрежденных в установленном порядке, и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» в военную форму одежды внесены изменения. Разработано более 80 образцов предметов парадной, повседневной, полевой, специальной формы одежды. Комплект обмундирования высших офицеров включает 37, офицеров и прапорщиков – 36, сержантов и солдат – 35 предметов одежды.

Давайте посмотрим насколько внимательно вы меня слушали.

Вопросы для активизации знаний учащихся:

  1. Когда в русской армии появилась первая военная форма? (1699, Петр Великий I)
  2. Какая императрица ввела специальную форму для гусарских полков? (Елизавета Петровна)
  3. В каком году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава? (1940)
  4. В каком году было введено походное обмундирование защитного цвета для всех военнослужащих и возвращены традиционные образцы парадной и обыкновенной формы одежды? (1907)

Давайте откроем тетради и запишем число, тему нашего урока «Военная форма одежды». (слайд 10)

Форма, униформа (лат. forma »форма», лат. uniformis »единообразный») – одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика в общественности. Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Военная форма одежды – одежда военнослужащих, установленная указами, приказами, правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба.

Военная форма одежды – это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими.

(слайд 11-17) К существенным внешним признакам военной формы одежды относятся в совокупности:

  • конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения;
  • декоративно-различительные элементы установленных цветов – канты, лампасы, околыши фуражек, поля и просветы на погонах;
  • фурнитура установленных образцов;
  • погоны (погончики) установленных видов.

На военной одежде носятся государственные награды, знаки различия, ведомственные знаки отличия и другие геральдические знаки, учрежденные в установленном порядке.

Существенными признаками знаков различия и ведомственных знаков отличия являются:

  • сочетание расцветки и конфигурации;
  • наличие официальных эмблем и геральдических элементов, утвержденных в установленном порядке руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
  • (слайд 18)Военная форма носится применительно ко времени года и условий выполняемых задач. Поэтому она бывает парадной, повседневной, полевой; для строя и вне строя; зимняя и летняя.
  • (слайд 19)Для объяснения военнослужащим где, когда и как носить военную форму вводятся правила ношения. На экран выводятся правила ношения военной формы одежды. (Приложение 3)

Учитель обращается внимание на разделы указанные в данных правилах:

  • Общие положения (что такое военная форма одежды; кто имеет право ее носить)
  • Форма одежды военнослужащих различного звания и родов войск;
  • особенности ношения предметов военной формы одежды;
  • порядок ношения погон и знаков различия военнослужащим;
  • порядок размещения наград, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков на военной форме одежды;
  • варианты ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

V. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами узнали:

  • основные этапы развития военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил;
  • каким документом для военнослужащих устанавливается форма одежды;
  • виды форм одежды, погоны и знаки отличия;
  • особенности ношения предметов военной формы одежды;
  • порядок ношения погон и знаков различия военнослужащим;
  • порядок размещения наград, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков на военной форме одежды;
  • варианты ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: §3.5, ситуационная задача.

Ситуационная задача: Направляясь на свидание со своей девушкой, прапорщик прикрепил к форменной фуражке плетеный шнур золотистого цвета. Чем грозит прапорщику встреча с гарнизонным патрулем?

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.]; под ред. Л.Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  2. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 11 класс [Текст]: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н.Литвинова, Т.А Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под ред. Л.Воробьева / Ю.П.Подолян – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  3. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл. [Текст]/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуативных задач: 10-11 кл. / Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2010.
Читать еще:

Новые материалы:

Патриотическое воспитание на основе краеведения. Тема: "История нашего города" :: Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми :: Формирование коммуникативной компетентности как профилактика школьной дезадаптации у детей с заиканием :: Могут ли овощи навредить здоровью :: Развитие творческих способностей учащихся по немецкому языку на уроках и во внеурочное время :: Тёмная ночь ( Dark Night ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru