Интегрированный урок ОБЖ и психологии "Дом, в котором мы живем" : ОБЖ

Технологическая карта урока

Тема урока Интегрированный урок по теме: «Дом, в котором мы живем» (2 часа)
Урок обж по теме «Опасные и аварийные ситуации в доме»
Урок психологии по теме «Мышление как общая способность»
Тип урока Урок овладения новым материалом, формирования умений, их усвоение и совершенствование
Образовательные ресурсы План урока, учебник Основы безопасности жизнедеятельности, 5 кл.. / В.В. Поляков, М.И.Кузнецов и другие, – М.: «Дрофа», 2009, мультимедийная установка, персональный компьютер, интерактивная доска, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация Power Point «Уроки осторожности», презентация Power Point «Дом, в котором мы живем»
План урока Этапы
  1. Организационно-мотивационный –  5 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 5  мин.
  3. Постановка учебной задачи  – 7 мин.
  4. Совместное исследование проблемы –  8 мин.
  5. Моделирование – 10  мин.
  6. Работа по усвоению новых знаний
    • Поиск новых проблем в привычной ситуации – 20 мин.
    • Перенос знаний и умений в новые условия – 15 мин.
  7. Рефлексия деятельности – 4 мин.
  8. Домашнее задание – 6 мин.
Цели урока
  • Образовательные:
    • Знать:
      • понятия: опасные вещества, взрывчатые вещества, поражающие факторы огня, причины пожара и затопления;
      • вырабатывать навыки анализа содержания параграфа учебника на необходимость и достаточность данных для заполнения таблиц;
      • формировать навык систематизации материала в виде таблиц;
      • дать представление о качествах мышления, характеризующих индивидуальные особенности мыслительной деятельности
    • Уметь:
      • приводить примеры опасных ситуаций в доме;
      • анализировать условия возникновения опасных ситуаций, неблагоприятных воздействий на организм человека;
      • находить способы безопасного обращения с опасными веществами, отбирать их с целью сохранения жизни;
      • выполнять задания на определение и понимание указанных качеств мышления.
  • Развивающие:
    • развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся;
    • развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
    • развивать коммуникативную компетенцию обучающихся;
    • создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру умственного труда;
    • воспитывать культуру групповой деятельности;
    • воспитывать информационную культуру.
Методы и формы обучения Методы: наглядные, практические, словесные, индуктивные, дедуктивные, самостоятельные, коммуникационные.  
  • методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
  • информационные методы –  использование презентации  Power Point.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

На этапах 1-3 происходит фронтальная работа с классом, на 4 этапе индивидуальная, на остальных – работа в группах. Форма работы в группах не является новой для обучающихся. На данном уроке обучающиеся разбились на группы по принципу личных симпатий. Начало выполнения каждого задания происходит путём обсуждения, когда каждый по очереди высказывает свое мнение. В каждой группе есть дети, которые исполняют роль секретаря, есть «хронограф», который следит за временем, 1-2 человека из группы выполняют роль корректоров,  они редактируют текст задания. Есть оформитель. Спикер от каждой группы оглашает  результат работы группы.

Основные понятия Опасные ситуации, мыслительные процессы, бытовые приборы, личная безопасность, система жизнеобеспечения, правила эксплуатации, классификация, систематизация. 
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями

Научатся: самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведет к цели, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; постановке новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Умеют: распознавать и оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; обращаться в службы безопасности.

Получат возможность научиться: в ходе групповой деятельности осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из учебника; понимать точку зрения другого, слушать друг друга.

Организационная структура урока

Этап урока, мин. Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность педагога Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия на уроке УУД Форма контроля
Организационно-мотивационный (5 мин.)
Жетоны по количеству детей 4 цветов: красного, желтого, синий, зеленый 1.  Здравствуйте ребята. Мы рады вас видеть!
2. Часто судьба ставит нас в опасную  ситуацию. И нам приходится принять правильное решение. Мы вам предлагаем  выбрать жетон по цвету (в каждой группе по 5 детей)
3. Распределите функции в группе: секретарь, хронограф, оформитель, спикер. 
1. Принимают приветствие.
2. Выбирают жетоны,  определяются по группам, распределяют роли.
Фронтальная Регулятивные: готовятся к уроку, настраиваются на учебный процесс определяют значимость изучаемого материала  
Проверка домашнего задания (5 мин.)
Представлены индивидуальные карточки-задания в форме теста (Приложение 1) Оценочный лист для каждой группы (Приложение 6) Учитель ОБЖ

1.   Актуализация опорных знаний. 1.Выдает задания-карточки каждому ученику.
2. По окончанию заполнения карточки организует работу по самооценке

 

1. Обучающиеся отвечают на вопросы теста.
2. Под контролем учителя проводят самопроверку выполненного задания.
3. Секретарь заполняет  список, группа оценивает степень участия на этапе работы, результаты заносятся в столбик

Фронтальная Регулятивные – самостоятельно выполняют работу, находят и исправляют ошибки Самоконтроль
Постановка учебной задачи (7 мин.)
Работа с оглавлением учебника на стр. 142. Учитель ОБЖ.

1. Предлагает открыть учебник на странице 142. 2. Задание:
А) найти оглавление и познакомиться с содержанием главы №2;
Б) сформулировать тему и цель урока.

1. Работают по содержанию главы.
2. Определяют основную тему и цель урока. 
3. Принимают цель и задачи урока.
4. Называют знакомые понятия.
5. Знакомятся с  предложенной информацией.
Фронтальная Познавательные – выделяют главное, делают выводы, определяют понятия
Регулятивные – определяют цель урока, выдвигают версии
Коммуникативные – излагают свое мнение, строят высказывания
Сверяются со слайдом №1
Тема урока
Цель урока
Совместное исследование проблемы (8 мин.)
На слайде №2 оформлена запись «Человек отличается от других живых существ тем, что обладает разумом, умеет мыслить».
«Мыслительная деятельность – это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос» «Мыслительные действия анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение
Карточки на восстановление зашифрованной цитаты (Приложение 8)
Учитель психологии:

1. Предлагает высказать версии: какие мыслительные  действия помогут освоить тему.
2. Сегодня мы с вами будем учиться  выделять существенные признаки,  сравнивать,  классифицировать, находить общее и исключать лишнее.
3. Дает задания на восстановление текста.

1. Высказывают свои версии.
2. Осмысление и выполнение задания.
3. Сверяют по шаблону.
Индивидуальная, фронтальная Познавательные – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Регулятивные – исследуют условия учебной задачи версии, обсуждают способы решения
Коммуникативные – осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Самоконтроль
Слайд №3
Моделирование (10 мин.) Работа с учебником
стр. 13-15
Карточки (Приложение 2-3)
Учитель ОБЖ.

1. Предлагает прочитать материал параграфа 2.1  
2. Назовите причины возникновения опасных ситуаций, и какие из них могут возникнуть у вас дома
3. Придумайте и нарисуйте знаки, предупреждающие об опасности в доме либо запрещающие. Напиши их название
4. При защите своего знака, аргументируйте свой выбор формы и содержания.

 

1. Читают, называют причины опасных ситуаций.
2. Рисуют (по аналогии дорожных знаков) предупреждающие или запрещающие знаки, связанные с опасными ситуациями в доме. Работает каждый индивидуально.
3. Обсуждают в группе и выбирают один от группы, как наиболее точный.
4. Защита выбранного знака перед другими группами.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, Познавательные – находят достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи
Регулятивные – выбирают средства достижения цели индивидуально и в группе
Коммуникативные – излагают свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами
Самопроверка слайд №4
На слайде представлены шаблоны предупреждающих, запрещающих знаков ДД
Работа по усвоению новых знаний. Работа над содержанием учебника. Параграфы 2.1-2.7 (20 мин.)

Поиск новых проблем в привычной ситуации

Работа с учебником
Карточки (Приложение 4-5).
Учитель ОБЖ.

1. Выдает задания и раздаточный материал каждой группе.
2. Каждая группа должна заполнить таблицу, предварительно изучив содержание своего материала, выделив основное.
3. Наблюдает за работой обучающихся, консультирует и стимулирует учебные действия обучающихся.
4. Задает вопросы обучающимся.
5. Отвечает на вопросы обучающихся.
6. Обобщает и подводит итоги работы групп

1. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
2. Заполняют таблицу, предварительно обсудив в группе (приложение №4).
3.Выступают с отчетом о проделанной работе, при этом другие группы заполняют  таблицы по ответам других групп (Приложение 5).
4.Отвечают на вопросы преподавателя.
Групповая Познавательные – анализируют,  выделяют главное, делят текст на части, обобщают, делают выводы
Регулятивные – работают по плану, сверяются с целью, находят и исправляют ошибки, в том числе самостоятельно.
Коммуникативные – организуют работу в группах, распределяют роли, учатся формулировать собственное мнение и позицию
Самопроверка
слайд № 5
15 мин.

Перенос знаний и умений в новые условия

Работа с учебником
Карточка (Приложение 7)
Учитель ОБЖ.

1. Составить рекомендации от каждой группы (3-4) что можно и нельзя делать по следующим проблемам:
– при возгорании в квартире (стр. 20-21);
– при выходе из задымленного помещения (стр. 22-23);
– при затоплении квартиры (стр.34-35);
– при пищевом отравлении (стр.43-44).
2. Каждая группа должна защитить свои рекомендации.
3. Наблюдает за работой, консультирует и стимулирует учебные действия обучающихся.
4.Отвечает на вопросы детей.
5.Обобщает и подводит итоги работы групп

 

1. Выбирают для рекомендаций 3-4 пункта, предварительно обсудив в группе.
2. Осуществляют работу по заполнению таблицы.
3. Представляют мнение группы.
4. Отвечают на вопросы преподавателя.

Групповая Познавательные –   выделяют существенную информацию, проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия формируют понятия
Регулятивные – работают по инструкции, определяют цель, сверяясь с жизненно-практической ситуацией
Коммуникативные –  излагают свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Самопроверка
слайд № 6, заполнение листа самооценки
Этап подведения итога урока. Рефлексия деятельности (4 мин.)
Листы рефлексии (Приложение 9) Учитель психологии

1. Предлагает оценить деятельность обучающимся.
2. Раздает  карточки.

 

1. Подводят итоги деятельности.
2. Выражают отношение к уроку.

Индивидуальная и групповая Личностные – проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, выражают положительное отношение к процессу познания  
Домашнее задание (6 мин.)
  Учитель ОБЖ

1. Предлагает ознакомиться с презентацией по теме «Уроки осторожности».
2. Найдите в данной презентации ситуации, которые для вас незнакомы.
3. Домашнее задание: по этим ситуациям разработайте рекомендации.
4. Благодарит обучающихся за урок.

 

1. Просматривают презентацию, в тетради по обж записывают выбранные ситуации.
2.Записывают домашнее задание

Индивидуальная    

 

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века :: Историографические версии происхождения Первой мировой войны :: "История государства и права России с древности до конца XIX века" :: Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века" :: Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" :: Форма воды ( The Shape of Water ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Спальни/Мебель для спальни/Спальные гарнитуры / Мик / Спальня Мик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD