Профилактика близорукости у школьников : ОБЖ

Профилактика близорукости у школьников : ОБЖ

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. У современного ребенка нагрузка на глаза очень высокая, а отдыхают они только во время сна. Чрезмерные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка во время чтения и письма, работе за компьютером, способствуют развитию близорукости у детей. Глаз привыкает к работе на близком расстоянии (работа с книгой, тетрадью, компьютером) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов.

К началу школьного обучения (возраст 6-7 лет), орган зрения ребенка еще находится в стадии интенсивного развития. Структурно-функциональное формирование органа зрения заканчивается лишь к 11-12 годам. Общепринятые технологии школьного обучения и незрелость зрительного анализатора способствуют возникновению нарушения зрения у детей.

Близорукостью по данным статистики страдают около 30% детей школьного возраста. Для профилактики зрительных расстройств в режиме школьных уроков необходимо расширять зрительно-пространственную активность. Необходимо применять гимнастику для глаз во время физкультурных минуток на уроках, особенно в компьютерном классе.

Главный закон зрения – движение!

Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям. Упражнения 1 – 5 являются авторскими разработками.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности:

1. «Цветок здоровья». Глазами выполняются горизонтальные, вертикальные, диагональные восьмерки, круги, дуги, синусоида. <Рисунок1>

Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами:

2. Циферблат «Здравствуй, солнце!». Выполняются движения глазами от центра циферблата к цифрам и обратно к центру. <Рисунок2>.

3. Геометрические фигуры «Радуга» - треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг овал, трапеция. Цвет фигур - по цветам радуги. Выполняются движения глазами по контуру фигур сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. <Рисунок3>.

Работа с расположенными на стенах класса карточками.

4. «Изучаем цифры» от 0 до 9. Выполняются движения глазами по крупно написанным цифрам. Можно также делать движения глазами и в обратную сторону.

5. «Веселая азбука»- изучаем буквы и слоги. Выполняются движения глазами по крупно написанным буквам или слогам. Можно такие же движения глазами делать в обратную сторону.

Для тренировки зрительно – пространственной активности можно выполнять упражнения на офтальмотренажере по В.Ф. Базарному. <Рисунок4>.

Для снятия усталости глазных мышц выполняется следующие упражнения и массаж:

1. «Мотылек». Легкие и частые моргания 20 – 40 раз.

2. Массаж: подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев поочередно легко-легко постучать по закрытым векам («пальцевый душ»).

3. Упражнение «Пальминг» - потереть ладони друг о друга до нагревания; ладонями прикрыть глаза так, чтобы центр ладоней совпал со зрачком глаза, а пальцы были перекрещены в области лба. Ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиться сплошной темноты перед глазами.

Гимнастика для глаз в школе и дома

Необходимо объяснить детям, как только вы почувствуете, что глаза устали, сразу же начинайте делать следующие упражнения.

Упражнения для снятия усталости глазных мышц:

1. Сильно зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 4-6 раз.

Эффект упражнения: укрепляются мышцы век, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы глаза.

2. «Крылья бабочки», «Мотылек» Быстро и легко поморгайте глазами в течение 1-2 минут.

Эффект упражнения: улучшается кровообращение, снимается утомление глаз.

3. Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх-вниз, восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию.

Эффект упражнения: укрепляются мышцы глаза.

4. Поглаживайте веки в течение одной минуты подушечками пальцев. При этом похвалите свои глазки: «Глазки мои зоркие, глазки мои нежные, глазки мои добрые и т.д.»

Эффект упражнения: улучшается циркуляция внутриглазной жидкости.

5. Посмотрите 3-4 секунды вдаль, прямо перед собой. Переведите взгляд на кончик носа на 4-5 секунд. Повторите 4-6 раз.

Эффект упражнения: снижается утомляемость глазных мышц, облегчается зрительная работа на близком расстоянии.

6. Тремя пальцами каждой руки легко постукивайте по верхним векам 10-30 секунд – «пальцевый душ».
Эффект упражнения: улучшение кровообращения.

7. «Пальминг» – потереть ладони друг о друга до нагревания, накрыть глаза ладонями так, чтобы пальцы лежали на лбу крест – накрест, а центр ладони совпал со зрачком глаза, ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиваемся сплошной темноты перед глазами (восстановление кровообращения). При необходимости можно разогревать ладони несколько раз. Свет в помещении выключить.

Эффект упражнения: расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения.

8. Релаксация под спокойную классическую музыку 3-5минут.

Точечный массаж для профилактики близорукости.

Точка 1 – на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья.

Точка 2 – на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью.

Точка 3 – на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.

Точка 4 – на нижнем крае глаза, на уровне зрачка.

Точка 5 – на расстоянии 0,5 см от наружного угла глаза.

Точка 6 – на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови, в углублении. <Рисунок5>

Методические указания:

Точки массировать кончиками указательных и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим ослаблением.

Точки 1 и 2 массировать по 2-3 минуты, точки 3,4,5,6 по 1 минуте.

Примерный план занятий с учащимися по коррекции зрения

Гимнастика для наружных мышц глаза.

И.п. – сидя.

  1. «Маятник» - максимальный взгляд вправо- влево. Повторить 6-8 раз.
  2. Максимально сосредотачиваем взгляд на кончик указательного пальца, медленно приближая его к носу;
  3. «Расслабленный» взгляд вперед («сквозь стены»). Повторить 6-8 раз
  4. Смотреть вверх- вниз. Повторить 6-8 раз.
  5. Круговые вращения глазами вверх – вправо – вниз - влево, и наоборот. Повторить 6-8 раз.
  6. Закрыть глаза, нежное поглаживание век кончиками пальцев – 30 сек., легкое постукивание подушечками пальцев – 30 сек., поглаживание надбровной области – к вискам , «улиткообразные» поглаживания на висках - «завитки». Повторить 6-8 раз.
  7. Поглаживание кожи под глазами – «завитки» в височной области. Повторить 6-8 раз.
  8. Руки вверх – посмотреть на пальцы правой руки – прямо - взгляд на пальцы левой руки – прямо. Повторить 6-8 раз.
  9. Руки на поясе – поворот головы вправо и назад (смотрим на спину) – прямо, поворот головы влево и назад (взгляд на спину) – прямо. Повторить 6-8 раз.
  10. Вдох, зажмурить глаза, наклон вниз «нырнуть» – выдох. Открыть глаза, сесть прямо. Повторить 4-6 раз.

И.п. – лежа

  1. Потянуться в «постели» максимально выпрямив вверх руки и ноги; взгляд в потолок. 6 раз.
  2. Широко открыть глаза и рот- вдох; закрыть глаза и рот- выдох.6-8 раз.
  3. «Маятник» - глазами описываем дугу. 6-8 раз.
  4. «Письмо носом» - примерно 1 минуту «пишем носом письмо другу» или рисуем поздравительную открытку.
  5. Поднять пальцами верхние веки - поморгать с усилием 10 раз (нормализует внутриглазное давление).
  6. «Крылья бабочки» - легкие мигания без напряжения, ресницы «порхают», подобно крыльям бабочки. 30-50 раз.

- «Пальминг» – потереть ладони друг о друга до нагревания, накрыть глаза ладонями так, чтобы пальцы лежали на лбу крест – накрест, а центр ладони совпал со зрачком глаза, ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиваемся сплошной темноты перед глазами (восстановление кровообращения). Свет в помещении выключить. Выполнять 3 – 5 минут. Можно включить музыку для релаксации.

Дополнительное упражнение. Метка на стекле.

Белый кружок диаметром 1 см приклеить на стекло на уровне глаз. С расстояния 50 см смотреть на «метку» 10 сек., затем – 10 сек. на любой отдельный предмет на улице. Повторить 3 раза.

Вместо метки можно смотреть на ноготь указательного пальца, вытянутой вперед руки или на игрушку и «сквозь них» вдаль.

Желаем всем успехов и крепкого здоровья!

Читать еще:


Новые материалы:

Интеллектуальная игра "Знай наших". 7–8-й класс :: Правописание И и Ы в корне после приставки :: Урок – путешествие по русскому языку: "Происхождение русского языка" :: Мягкий знак в середине и на конце числительных. 6-й класс :: Игра-путешествие в мир деревьев, What kind of tree are you :: Доспехи бога: В поисках сокровищ ( Gong fu yu jia ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Анна Каренина. История Вронского, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD