Открытый урок по ОБЖ. Тема: "Типы костров. Сохранение огня". 6-й класс : ОБЖ

Открытый урок по ОБЖ. Тема: "Типы костров. Сохранение огня". 6-й класс : ОБЖ

 6 класс. Занятие 13

Учебные вопросы:

  • Типы костров.
  • Сохранение огня.

Цели:

  • познакомить с типами костров и их предназначением;
  • научить складывать различные типы костров и сохранять огонь.

Материальное обеспечение: поленья, ветки, палочки, мох, шишки, проволока, консервная банка, нож с шилом.

Ход занятия

I. Организационный момент

Чему мы научились на прошлом уроке? Правильно, мы научились:

– выбирать и готовить место для костра;

– ознакомились с видами растопки и правилами противопожарной безопасности.

Чтобы в природных условиях согреться, подать о себе сигнал и приготовить пищу, нам нужно ещё научиться складывать различные типы костров и сохранять огонь.

II. Проверка домашнего задания

– Давайте повторим материал прошлого урока. Ответьте на вопросы 1-5 на стр.78-79.

Дополнительные вопросы:

Где нельзя разводить костры?

– На торфянике, на поле среди сухой травы, в сухих сосновых лесах в засушливый период, на каменистых россыпях в засушливый период, под кронами деревьев, у корней.

Что нужно делать перед уходом со стоянки?

– Собрать и сжечь весь мусор, а потом затушить свой огонь: не поленитесь тщательно его залить.

III. Объяснение нового материала

1. Типы костров.

Рисунок 1. Общие правила разведения костров

  • Костёр нужен для обогрева и приготовления пищи, огонь отпугивает диких животных и может служить отличным сигнальным средством.
  • Костёр необходимо защитить от большого ветра.
  • Костру должен быть обеспечен доступ воздуха, иначе он будет плохо гореть и дымить.
  • Для обогрева лучше разводить широкий костёр, а для приготовления пищи – небольшой конусообразный.
  • Тепло от костра идет вверх, поэтому постель у костра нужно устраивать выше его пламени.
  • Костёр должен быть безопасным для вас и как можно более продуктивным!!!

Рисунок 2. Основные виды костров: дымовые, жаровые и пламенные

  • Дымовой костёр разводят, чтобы отогнать комаров и мошек (гнус), а также для подачи сигнала о своём местонахождении.
  • Пламенный костёр разводят, чтобы осветить место для бивака, подогреть пищу, вскипятить воду, отогнать животных.
  • Жаровой костёр используют для приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева.

Рисунок 3. Костёр “Шалаш”

  • В затяжную непогоду плотно обложенный шалашом костер защитит пламя от ветра и дождя.
  • При этом дрова постепенно подсыхают и воспламеняются.
  • Костер, сложенный шалашиком рыхло, неплох для освещения. У такого костра можно быстро просушиться.

Недостаток: “шалаш” быстро прогорает, требует постоянного подбрасывания топлива.

Рисунок 4. Костёр “Шалаш”

  • Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга.
  • При такой конструкции дрова выгорают, в основном, сверху, а пламя получается жарким.
  • Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.

(Преподаватель складывает костёр “колодец”)

Рисунок 5. Костёр “Колодец”

  • “Колодец” можно использовать для недолгого освещения и обогрева (дрова быстро прогорают).
  • Колодцем удобно укладывать тонкие веточки при разведении костра, а также дрова для просушки.

Рисунок 6. Костёр “Колодец”

  • Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга; поперёк них - еще два и т. д.
  • Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб.
  • Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине.
  • Этот костёр хорош даже в сырую погоду.

(Преподаватель складывает костёр “колодец”)

Рисунок 7. Костёр “Звёздный”

  • “Звёздный” – экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева.
  • Этот костёр хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев.
  • Если у вас толстые длинные дрова, но слишком жаркий костер вам не нужен, а дрова нужно экономить и пилить их нечем – костер “звёздный” подходит идеально.
  • Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.

Рисунок 8. Костёр “Звёздный”

  • Поленья кладут по радиусам от центра.
  • Горение происходит преимущественно в центре.
  • По мере сгорания дров, их нужно двигать к середине.
  • Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе он погаснет.

(Преподаватель складывает костёр “звёздный”)

Рисунок 9. Костёр “Таёжный”

  • Таёжный костер – наиболее удобный для навесов.
  • Толстое бревно лежит вдоль навеса, 2-4 бревна потоньше кладут звездообразно концами на него, с подветренной стороны, противоположной навесу.
  • По мере сгорания брёвна подвигают.
  • Такой костёр годится и для ночлега без навеса.

(Преподаватель складывает костёр “таёжный”)

Рисунок 10. Костёр “Нодья”

“Нодья” из трех брёвен – самый экономичный костёр. Минимум усилий и максимальная отдача – долго горит, отлично греет, не требует постоянного подбрасывания дополнительного топлива.

На два толстых бревна кладут третье бревно. Третье бревно лучше брать толще, чем два нижних. Длина бревен обычно берётся по длине человека, можно и больше (1,5-2,5 м).

В простейшем случае на двух толстых брёвнах, плотно уложенных одно к другому, разводят костёр из сучьев.

Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга брёвен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев.

(Преподаватель складывает костёр “Звёздный”)

Самостоятельная работа

Откройте стр. 77 и зарисуйте в тетради типы костров – это понадобится нам в конце урока.

2. Сохранение огня.

Если нет спичек, возникает проблема – как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный.

Если в аварийной ситуации оказалась группа людей, лучше вести дежурство у костра и, помимо поддержания костра, следить, чтобы искры не прожигали одежду спящих.

Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы или прикрыть их большим куском коры, например, дуба, сосны или ели. Тогда можно утром их раздуть и положить на них сухую растопку. Костёр готов!!!

Индейцы, например, носили с собой долго тлеющие головёшки. Во время рыбной ловли они брали с собой поленья, способные тлеть 1-2 дня.

А как быть, если вы должны двигаться? Можно сделать переносное хранилище огня – факел. Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

(Преподаватель собирает факел)

При движении по тайге можно переносить с собой тлеющие шишки, гнилушки, например, в банке из-под консервов, время от времени подкладывая туда новые кусочки трухи, кусочки смолы, новые шишки, мох. Такое приспособление послужит отличным средством для отпугивания комаров и гнуса.

(Преподаватель собирает переносное хранилище для огня)

Проверка усвоения нового материала

Выполнение практических заданий для групп по карточкам (используя рисунки на стр. 77):

– группа № 1 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “шалаш”;

– группа № 2 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “колодец”;

– группа № 3 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “звёздный”;

– группа № 4 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “таёжный;

– группа № 5 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “нодья”;

– группа № 6 (2-3 учащихся): собрать факел:

– группа № 7 (2-3 учащихся): собрать переносное хранилище для огня.

(Преподаватель оценивает результат работы каждой группы)

Ответьте на вопросы

Рисунок 11. Викторина

1) Назови типы костров, которые ты знаешь?

2) Какой тип костра ты выберешь, если надо вскипятить чайник, сварить суп, согреться, если всё

это нужно сделать одновременно? (“Таёжный” или “Решётка”)

3) Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет)

4) Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет)

5) Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет)

6) На каком костре можно быстро вскипятить воду? (“Колодец” или “Шалаш”)

7) Что может быть переносным хранилищем огня? (Факел или банка с шишками и гнилушками)

Рисунок 12. Желаем удачи!!!

IV. Заключительная часть

Подведение итогов занятия, выставление оценок за работу на уроке с комментариями.

Домашнее задание: учебник, стр. 75-78, вопросы 6-11 на стр. 80-81.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к ЗАНЯТИЮ № 13 “Типы костров. Сохранение огня”

Группа Задание Учебный материал
№ 1 Сложить костёр “шалаш” Рисунки на стр. 77
№ 2 Сложить костёр “колодец” Рисунки на стр. 77
№ 3 Сложить костёр “звёздный” Рисунки на стр. 77
№ 4 Сложить костёр “таёжный Рисунки на стр. 77
№ 5 Сложить костёр “нодья” Рисунки на стр. 77
№ 6 Сложить факел  
№ 7 Собрать переносное хранилище для огня  

 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к ЗАНЯТИЮ № 13 “Типы костров. Сохранение огня”

Группа Задание Учебный материал
№ 1 Сложить костёр “шалаш” Рисунок на стр. 77
№ 2 Сложить костёр “колодец” Рисунок на стр. 77
№ 3 Сложить костёр “звёздный” Рисунок на стр. 77
№ 4 Сложить костёр “таёжный Рисунок на стр. 77
№ 5 Сложить костёр “нодья” Рисунок на стр. 77
№ 6 Сложить факел  
№ 7 Собрать переносное хранилище для огня  
Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературы в 10-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви") :: Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Человек и природа. Фантастика и реальность в сказке. Философское звучание произведения Р.Д. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" :: Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс) :: Программа элективного курса "Русская художественная культура: от Древней Руси до конца XIX века" :: Организация конкурса секретарей :: Дорога чести ( Road to Paloma ), 2014 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Рикс-16 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD