Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. Оценка и значение Сталинградской битвы. Уроки сражения : ОБЖ

Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. Оценка и значение Сталинградской битвы. Уроки сражения : ОБЖ

План проведения занятий с учащимися 10 класса по теме: “Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. Оценка и значение Сталинградской битвы. Уроки сражения”.

Цель занятия: Глубже ознакомить учащихся с началом и ходом Сталинградской битвы, героизмом советских воинов. Привить чувство уважения к памяти павших советских воинов и чувство ненависти к фашизму.

Место проведения: Класс.

Время: 1 час.

Метод проведения: Рассказ – беседа.

Материальное обеспечение: План – конспект занятия; учебник ОБЖ, А. Т. Смирнов, издательство “Просвещение”, 2002 г.; Б. Осадин “Не смеют, что ли, командиры”?, газета “Советская Россия от 27.12.2012 г., интернет – ресурсы.

Ход занятия

Вступительная часть:

Проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

  • Провожу опрос учащихся с целью контроля выполнения домашнего задания.
  • Объявляю тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

Основная часть:

Довожу и разъясняю основные вопросы темы занятия:

В обстановке войны Сталинград имел важное стратегическое значение. Это был крупный промышленный центр СССР, важный транспортный узел с магистралями в Среднюю Азию и на Урал, Волга являлась крупнейшей транспортной магистралью, по которой шло снабжение центра Советского Союза кавказской нефтью и другими грузами.

В середине июля 1942 года передовые части группы армий “Б” вермахта вышли в большую излучину реки Дон. Войска Юго-Западного фронта не могли остановить продвижение немецко-фашистских войск, но тылу были предприняты дополнительные меры: 23 октября 1941 г. создан Сталинградский городской комитет обороны (СГКО), Сформирована дивизия народного ополчения, семь истребительных батальонов, город стал крупным госпитальным центром.

Ставка Верховного Главнокомандования, принимая во внимание важность Сталинградского направления, в первой половине июля приняла меры к усилению его войсками.

12 июня 1942 года создан Сталинградский фронт, объединивший 62, 63, 64-ю резервные армии и отошедшие за Дон 21-ю общевойсковую и 8-ю воздушные армии. 15 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на военном положении.

Командующим Сталинградским фронтом был назначен Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, главной задачей которого было остановить противника, не допустить его выхода к Волге. Войска должны были прочно оборонять рубеж по реке Дон общей протяженностью 520 км. В обустройстве оборонительных сооружений участвовало мирное население. Было построено: 2800 километров рубежей, 2730 окопов и ходов сообщений, 1880 километров противотанковых препятствий, 85000 позиций для огневых средств.

В первой половине июля 1942 темп движения немецкой армии составлял 30 км в сутки.

16 июля передовые части немецко-фашистских войск вышли к реке Чир и вступили в боевое столкновение с частями армии. Сталинградское сражение началось. Ожесточенная борьба развернулась с 17 по 22 июля на дальних подступах к Сталинграду.

Темп наступления немецко-фашистских войск снизился до 12–15 км., но все же сопротивление советских войск на дальних подступах было сломлено.

Во второй половине августа 1942 года Гитлер меняет планы наступления. Немецкое командование решило нанести два удара:

  1. Северная группировка должна захватить плацдарм в малой излучине Дона и наступать в направлении Сталинграда с северо-запада;
  2. Южная группировка наносила удар из района населенных пунктов Плодовитое – Абганерово вдоль железной дороги на север.

17 августа 1942 года 4-я танковая армия под командованием генерал-полковника гота, начала наступление по направлению станция Абганерово – Сталинград.

19 августа 1942 года командующий 6-й полевой армии генерал танковых войск Ф. Паулюс подписал приказ “О наступлении на Сталинград”.

К 21 августа противнику удалось прорвать оборону и вклиниться в расположение войск 57-й армии на 10–12 км, немецкие танки могли вскоре выйти к Волге.

2 сентября 64-я, 62-я армии заняли оборонительные рубежи. Бои велись непосредственно у самого Сталинграда. Сталинград подвергался ежедневным налетам немецких самолетов. В горящем городе самоотверженно действовали, оказывая помощь пострадавшему населению, рабочие отряды, медико-санитарные взводы, пожарные команды. В труднейших условиях проходила эвакуация. Германские летчики особенно жестоко бомбили переправы и набережную.

Сталинград стал фронтовым городом, 5600 сталинградцев вышли на строительство баррикад в черте города. На уцелевших предприятиях под непрерывной бомбежкой рабочие ремонтировали боевые машины и оружие. Население города оказывало помощь сражавшимся советским войскам. На сборный пункт явилось 1235 человек из частей народного ополчения и рабочих батальонов.

Гитлер не желал считаться с очевидным провалом своих планов захвата Сталинграда и требовал продолжать наступление с нарастающей силой. Бои на территории Сталинграда шли непрерывно, без длительных пауз. Немецко-фашистские войска предприняли свыше 700 атак, которые сопровождались массированными ударами авиации и артиллерии. Особенно ожесточенные бои развернулись 14 сентября у Мамаева кургана, в районе элеватора и на западной окраине поселка Верхняя Елынанка. Во второй половине дня частям вермахта удалось прорваться к Сталинграду одновременно в нескольких местах. Но исход битвы был уже практически предрешен, что признавал сам Паулюс. В немецких войсках началась паника, которая постепенно переросла в ужасающий страх.

8 января 1943 года советское командование предложило войскам Ф. Паулюса капитулировать, но ультиматум был отклонен.

Советское командование приступило к выполнению операции “Кольцо”.

На первом этапе планировалось уничтожение юго-западного выступа обороны противника. В дальнейшем наступающие должны были последовательно расчленить окруженную группировку и уничтожить ее по частям.

24 января Ф. Паулюс просил свое командование разрешить капитуляцию, но получил отказ.

Дальнейшие события развивались стремительно, советское командование закончило ликвидацию окруженного противника общим штурмом по всему фронту.

За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве:

  • 32 соединениям и частям были присвоены почетные наименования “Сталинградские”;
  • 5“Донские”;
  • 55 соединений и частей были награждены орденами;
  • 183 части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские;
  • Более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза;
  • около 760 тысяч участников битвы награждены медалью “За оборону Сталинграда”;
  • К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой Волгоград был награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.

Уверенность в непобедимости германской армии испарилась из сознания немецких обывателей. Среди населения Германии все чаще можно было услышать: “Поскорее бы все кончилось”. Потери танков и автомашин в Сталинградской битве равнялся шестимесячному их производству заводами Германии, орудий – четырехмесячному, минометов и оружия пехоты – двухмесячному. В военной экономике Германии наступил кризис, для ослабления которого правящий режим прибег к целой системе чрезвычайных мер в экономической и политической областях, получившей название "тотальной мобилизации". В армию начали брать мужчин от 17 до 60 лет, всех ограниченно годных к военной службе. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом нанес удар по международному положению фашистского блока. Накануне войны Германия имела дипломатические отношения с 40 государствами. После Сталинградской битвы их осталось 22, из них более половины составляли сателлиты Германии. 10 государств объявили войну Германии, 6 – Италии, 4 – Японии.

Сталинградская битва была высоко оценена нашими союзниками, которые, впрочем, не особенно желали победы СССР.

В послании И. В. Сталину, полученном 5 февраля 1943 года, президент США Ф. Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И. В. Сталину от 1 февраля 1943 года назвал победу Красной Армии под Сталинградом изумительной. Сам И. В. Сталин, Верховный Главнокомандующий. Писал: 2Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться”.

Двухсотсуточная Сталинградская эпопея унесла многие жизни. Суммарные потери обеих сторон в Сталинградской битве составили более 2-х миллионов человек. При этом потери с нашей стороны – около 1 300 000 человек, немецкой – около 700000 человек. Слишком дорогой ценой далась победа, чтобы забывать о ней. Сегодня, когда мы славим героев, отстоявших страну под Сталинградом, никто из нас не знает где похоронена большая часть этих героев (и похоронена ли?). Ведь в дни сражения никто о захоронениях не думал, люди просто не в состоянии были это делать. Да и идентификацией останков никто не занимался, не до того было. Земле предавались лишь тела, найденные в непосредственной близости к населенным пунктам.

Германия и СССР вели совершенно разные войны. Фашистские солдаты осуществляли “этническую зачистку” от неполноценных народов, к числу которых они причисляли и народ советский. Фашисты рассчитывали на свою долю добычи в случае победы, а уж такая мелочь как именное захоронение гарантировалась каждому. Для нас же война была действительно народной. Люди защищали свое право на жизнь: они не думали ни о добыче, ни о том, где и как будут похоронены. Но означает ли это, что наши погибшие воины должны быть преданы забвению?

В декабре 1992 года между Б. Ельциным и Г. Колем было подписано межправительственное соглашение по уходу за воинскими могилами, а в апреле 1994 года Германия в Россошках под Волгоградом силами Народного союза Германии (НСГ) начала беспардонное наступление на память о защитниках Сталинграда. НСГ представляет собой организацию, созданную для захоронения останков погибших немцев в войнах. Действует более чем в ста странах мира, насчитывает штат около 1,5 млн. человек.

23 августа 1997 г. под фигурой “Скорбящей матери” (скульптор С. Щербаков) было открыто советско-германское Россошинское военно-мемориальное кладбище (РВМК). Над кладбищем доминирует большой черный крест, напоминающий крест псов – рыцарей, с которыми сражался еще Александр Невский. Под крестом находятся два кладбищенских поля, обустроенных ОАО “Приволжтрансстрой” за немецкие деньги, на которых с немецкой аккуратностью захоронены погибшие фашисты. Общее число найденных и захороненных фашистов составляет около 160 тыс., 170 тыс. пока не найдены. Но их имена высечены на 128 бетонных кубах, установленных на кладбище. Это более чем в 10 раз превышает число имен защитников Сталинграда, увековеченных на Мамаевом кургане.

Ни один народ в мире не ставил на своей земле именных памятников палачам. А о том, что немцы вели себя в Сталинграде как палачи, говорят факты.

“В Сталинграде на заводе “Красный Октябрь” найдено 12 убитых и зверски изуродованных командиров и красноармейцев, фамилии которых не удалось установить. У старшего лейтенанта вырезана губа в четырех местах, поврежден живот и вырезана на голове в двух местах кожа. У красноармейца выколот правый глаз, отрезаны груди, вырезаны обе щеки до костей. Девушка изнасилована и убита, у нее отрезана левея грудь, нижняя губа, выколоты глаза”. Это строки из сборника А. С. Чуянова под названием “Зверства немецко-фашистских захватчиков в районах Сталинградской области, подвергшихся немецкой оккупации”. Подобных фактов там описано множество.

Книга Т. Павловой “Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве” дополняет факты зверств фашистов 5 тысячами архивных документов.

Нужны ли нам на нашей земле такие памятники? Думаю, что нет, потому что не всякая солдатская могила проповедует мир. Могилы фашистов – убийц ничего кроме ненависти проповедовать не могут, а следовательно, должны быть убраны с нашей земли. Могилы наших солдат, покоящихся в Германии, тоже никому не нужны. Они должны быть возвращены на Родину, как бы дорого это не стоило нашему государству. Это наш долг перед поколением людей, спасших страну и мир.

Заключительная часть:

  • Повожу итог занятия, отвечаю на вопросы, проверяю усвоение материала
  • Даю задание для работы дома.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие в сказочную страну "Грамматика немецкого языка" :: Литературно-музыкальная композиция "Wir Wollen Keinen Krieg" :: Интегрированный урок (английский язык + психология) в 5-м классе по теме "Моя самооценка" :: Социальное положение пенсионеров в России и за рубежом :: Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Слог. Ударные и безударные гласные" :: МУЛЬТ в кино. Выпуск №45. Новые путешествия (), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / TIFFANY'S secret / Комплект полутораспальный Зефирные сны ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD