Классный час на тему "Блокадный Ленинград" : ОБЖ

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, за свою страну, ее славному боевому прошлому;
  • воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда;
  • развитие познавательной активности в изучении исторических событий в России.

Оборудование:

  • интерактивная доска, видеоролик “Блокада Ленинграда”, аудиозапись “Левитан. Объявление о начале войны”, “Вставай страна огромная”, “Левитан о прорыве блокады”, Дмитрий Шостакович “7 симфония”, Метроном.

Ход классного часа

Учитель

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.

22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг:

(Левитан. Объявление о начале ВОВ) Жизнь изменилась, началась война!!! (музыкальный фрагмент "Вставай страна огромная:)

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт, и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно.Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871 -дневная блокада Ленинграда.Говоря о ВОВ, о блокаде, хочется сразу вспомнить стихотворение поэта-ленинградца, Юрия Петровича Воронова, который в это время был подростком, и ему на плечи легли все тяготы небывалого времени.

(Учитель читает стихотворение Юрия Петровича Воронова "Опять война, опять блокада:)

Опять война, Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!

Учащийся

К 27 августа 1941 года с Ленинградом практически была нарушена железнодорожная связь. А в городе по подсчетам оставалось 2 544 000 гражданского населения, включая 400 000 детей, в пригородах внутри блокадного кольца - еще 343 000 человек. Кроме того, обороняющие город вооруженные силы около 500 000 человек. Таким образом, в кольцо блокады были заключены около 3 400 000 человек.

Учитель

Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевекие склады. Ущербскладам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточиый запас муки - то есть текущие запасы. Видеоролик (сопровождается звуком взрывающихся бомб)

Учащийся

Эти неповторимые, всегда живущие воспоминания пережитого не могут изгладиться из памяти, и заново встают героизм и мужество людей, которых не мог победить самый жестокий и сильный враг. Эти люди были непобедимы. Такими были ленинградцы, которым пришлось пережить страшнейшие испытания и выйти победителями из смертельной битвы с врагом, с голодом и холодом, пережить невероятные дни.которые носят название - блокада!

Учитель

Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны романы, где подробно излагается хроника событий, существуют стихи, фильмы, пьесы. Казалось бы, все известно о великом городе Ленинграде и его подвиге во время 900 дневной блокады. Однако это не так! Память людей сохранила и тяжесть смертей, и скриппечальных саней, увозящих тела близких, и радость внезапных улыбок - "Москва перешла в наступление!", и красные облака пожаров, и страшные тропинки к воде, и силуэты людей, бредущих под вой метели на заводы, и блокадную тоску, и братские могилы, и горящие книги, и коптилки - все то, что нельзя было забыть.

В официальной истории Ленинграда о тяготах, перенесенных Ленинградцами в блокаду, говорится сдержанно:

"В мировой истории нет примеров, равных по трагичности ужасам голодающего Ленинграда. Каждый день в осажденном городе равнялся многим месяцам обычной жизни. Почти постоянные бомбежки уносили жизни. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали".

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе,(Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии.Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в “Зале 600”здания суда присяжных в Нюрнберге),была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

Учащийся

"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама -15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.

Учитель

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезлив районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковомкладбище.

Но, город продолжал жить: К 1 октября 1941 года город имел запас муки лишь на 15-20 дней, всего 20 052 тонны. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

Строки из писем ленинградцев

"Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь ".

"В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет ".

К 20 ноября 1941 года нормы в городе составляли 250 грамм хлеба в день на рабочих и 125 грамм на всех остальных. Для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства их них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба, который состоял из: муки ржаной дефектной- 50%, соли -10%, жмыха - 10%, целлюлозы -15%, соевой муки, мучной пыли, древесных опилок - 5% - не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

(Предварительно заготавливаются кусочки хлеба весом 125 и 250 грамм.После объяснения учителя, учащимся показывают эти пайки хлеба и поясняют, что разница в составляющих компонентах очень велика).

Учащийся

Удивительные люди ленинградцы! Получая в день эти граммы хлеба (и какого хлеба!) они ежедневно, без всяких опозданий, являлись на работу, работали столько, сколько это было нужно, как правило, по 12 - 14 часов в сутки.

Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямо на фронт. Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту нашей борьбы, понимание своей роли в развернувшихся событиях.

Учитель

Но, кроме голода, пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки иола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Но люди не сдавались, город боролся.

В ноябре 1941 года умерло от голода 11 085 человек, в декабре - почти в 5 раз больше - 52 881. Цифры за январь и февраль менее точны. По данным перегруженного похоронного бюро, в ноябре умерло 9219 человек, а в декабре 27 463 человека. Данные за январь и февраль отсутствуют.Зимой трупы людей не убирали с улиц. Просто не было сил. Весной создавались специальные бригады по сбору и захоронению умерших. Митрополит Алексий вместе с верующими принимал участие в сборе и отпевании умерших, которые были оставлены зимой вокруг Никольского собора.

Учащийся

Для подвоза продовольствия и боеприпасов в умирающий город, оставалась единственная дорога. К началу войны она была мало освоена и практически не изучена. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. По этой трассе направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

Учитель

Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли существенно помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".

Учащийся

Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала жизнь стоящему за ее спиной огромному городу. Но многих спасти не удалось.

Учитель

За время блокады в Ленинграде погибло около 1000000 человек.В северной части города, у старой Пискаревский дороги, в годы Великой Отечественнойвойны возникло кладбище, где хоронили героев Ленинграда, его защитников- воинов ижителей. Подвиг Ленинграда отмечен многими замечательными памятниками имонументами. Но Пискаревский мемориальный ансамбль занимает особое место. Здесь,на Пискаревском кладбище, в 1941- 1944 годах в братских могилах захоронено 470 тысячленинградцев, не переживших блокаду, и 50 тысяч воинов Ленинградского фронта.

Учащийся

Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Учитель (на фоне “ 7 симфонии” Дмитрия Шостаковича)

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, признались: "Тогда,

9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть ".

Учащийся

Читает стихотворение Ольги Берггольц

"...Я говорю с тобой под свист снарядов:"
...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад.

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Учитель

2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943 года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов.

Учащийся

18 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили линию Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943 года по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.

14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут.

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Класс слушает слова Левитана о прорыве блокады.

Учащийся

Поставленные в наистрашнейшие условия люди, до последней капли крови служили своему Отечеству, защищали город Ленинград. Они отстояли его, победили! Это незабываемо!

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренным шпилем Адмиралтейства, над гигантским куполом Исаакиевского собора, над выжившим Ленинградом грянул гром, вспыхнули снопы золотых стрел - салют из 324 орудий, знаменующий собой освобождение Ленинграда, конец блокады, победу армий Говорова и Мерецкова! Прошли эти 871 день блокады самой долгой из всех, какие когда-либо пережили современные города.

Учитель

"Первый раз за долгих два с половиной года мы увидели свой город вечером! - вспоминала потом Ольга Берггольц. - Мы увидели его светлым-светлым, освещенным вплоть до последней трещины на стенах, весь в пробоинах, весь в слепых зафанеренных окнах - наш израненный, грозный, великолепный Ленинград. Мы увидели, что облик его неизменно прекрасен, несмотря ни на какие раны... ичувствовали, что нет нам ничего дороже этого города, где столько муки пришлосьпринять и испытать такое небывалое, гордое человеческое счастье, как в этот вечер 27января. Незнакомые люди обнимали друг друга, и у всех в глазах светились слезы".

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постаратьсяосознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания.

(Метроном)

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Читать еще:


Новые материалы:

Алкены :: Создание мультфильма "Спасем наш мир" :: "Кейс" как интерактивный метод обучения. Разработка урока "Устройства вывода. Принтеры" :: Урок по информатике в 5-м классе по теме "Создание и закрашивание рисунка. Маляр Paint" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Открытый урок "Выполнение кассовых операций в программе 1С: Бухгалтерия" :: Шазам ( Shazam! ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Для белья / Анрекс / Шкаф для белья Oskar 1DM ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD