Программа по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 2-й класс : ОБЖ

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ – М.: Просвещение, 2009, рекомендованной Министрством образования и науки РФ в соответствии с основной образовательной програмой НОО и положением о рабочих программах МКОУ "Тангуйская СОШ". Программа соответствует требованиям Федерального закона России «Об образовании», «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».

Цели рабочей программы:

Задачи:

Описание места учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняет темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
Согласно авторской программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авт. ЛЛ.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ – М.: Просвещение, 2009, на изучение предмета во 1-4 классах отводится 32 часа (1 час в неделю).
Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ Тангуйская СОШ" в 1-ом классе 33 ч, во 2-4 классах – 35 учебных недель, т.е. на изучение основ безопасности жизнедеятельности во 2 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:
– увеличен на 1 ч раздел «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»;
– добавлены 2 часа на изучение тем в разделе «Безопасное поведение на улицах и дорогах», т.к. данные темы актуальны всегда

Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержа ния по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Описание ценностных ориентиров

• Безопасность жизнедеятельности как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию жизнедеятельности социума.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в сознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов по программе

Количество часов по КТП

Практическая работа

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

16 ч.

16ч.

Практическая работа №1
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10 ч.

10ч.

Практические работы №2; №3
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6 ч.

7ч.

Практические работы №4, №5 ,№6
4. Безопасное поведение на улицах и дорогах

2ч.

Практическая работа №7
  Всего часов за год

32 ч

35ч.

7

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). Планируемых практических работ – 7)

Практическая работа №1: «Внимание всем!»
Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни».
Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе, ушибе
Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу».
Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях»
Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых».
Практическая работа №7: «Переход улиц и дорог»

Содержание программы факультативного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности »

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» полностью соответствует авторской программе

Примерное содержание учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (II класс)

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
1.3. Безопасное поведение на воде.
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила поведения на пляже.
Уроки плавания. Подготовительные упражнения, помогающие освоиться в воде. Техника спортивного плавания «кроль на груди» Техника спортивного плавания брассом. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.
1.6. Безопасное поведение на природе.
Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. В лес за грибами и ягодами.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.1. Хронические неинфекционные заболевания, их причины связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы, сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
Близорукость и дальнозоркость. Слух и глухота. Осанка. Избыточный вес.
Травмы, порезы, ссадины и царапины.
2.4. Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами.
Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
2.6. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.
Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Указание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений Мероприятия по защите от наводнений.
4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), краткая их характеристика и правила пользования.
4.4. Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия).
Практические занятия, проводимые по плану учебного заведения.
Основная цель — закрепить знания, умения и навыки, полученные обучаемыми в течение года при изучении программы ОБЖ.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

• правила перехода дороги;
• правила движения на велосипедах;
• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
• основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
• как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
• меры пожарной безопасности при разведении костра;
• когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;
• основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни».
Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания)

Ожидаемые (планируемые) результаты освоения учебного курса по программе

Личностными результатами обучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:

• Регулятивные УУД:

Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей.
Умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.
Развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

• Познавательные УУД:

Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность. Развитие двигательных способностей.
Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

• Коммуникативные УУД:

Формированию умений планировать общую цель и пути её достижения.
Договариваться в отношении целей и способов действия.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Конструктивно разрешать конфликты.
Осуществлять взаимный контроль.
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра.
Вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.
и последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на основы безопасности жизнедеятельности в его органичном единстве и разнообразии;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в основах безопасности жизнедеятельности в окружающем мире и социуме;
• овладение основами безопасности жизнедеятельности, элементарными правилами нравственного поведения в мире людей, нормами здоровьесберегающего поведения;
• понимание роли и значения безопасности жизнедеятельности в родном крае;

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Учебно-методическое обеспечение программы

Учебники

Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник, 2 класс – М.: «Просвещение», 2011

Рабочие тетради

Л.П. Анастасова «Основы безопасности жизнедеятельности»: рабочая тетрадь, 2 класс М.: «Просвещение, 2011

Учетно-практическое оборудование:

Комплект плакатов «Дорожные знаки» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 плаката — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Технические средства:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска,
ноутбук

Календарно-тематическое планирование

«Основы безопасности жизнедеятельности», 2 класс (указаны только темы уроков)

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (7ч)

1. Чрезвычайные ситуации
2. Какими бывают чрезвычайные ситуации.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
4. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Практическая работа № 1: «Внимание всем!»
5  Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения и их причины
6. Какими бывают наводнения. Мероприятия по защите от наводнений.
7. ЧС природного происхождения. Человек – часть природы...

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (10ч)

8. От чего зависит наше здоровье?
9. Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека?
10. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы и т.д.
11.Органы дыхания
12. Болезни и их возможные причины.
13. Пути передачи инфекционных заболеваний.
14. Как путешествуют болезни. От чего ещё можно заболеть
15. Как путешествуют болезни. Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни».
16 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
17. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе, ушибе»

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. (16ч)

18-19 Природное окружение и его опасности
20. Правила безопасного поведения в лесу
21. Чем опасны водоёмы зимой.
22.Как вести себя на реке зимой.
23 Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
24 В волшебном лесу: за грибами и ягодами.
25. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
26 Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях.
27. Встреча с животными. Опасные животные. Правила поведения и меры защиты от них.
28. В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с животными и змеями.
29. В волшебном лесу: опасные встречи. Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых».
30. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Правила поведения.
31. Скоро лето. Учимся плавать. Правила поведения на пляже.
32 Правила поведения на воде.
33 Скоро лето. Учимся плавать. Различные способы плавания

Безопасное поведение на улицах и дорогах. (2ч)

34. Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. Практическая работа № 7: «Переход улиц и дорог
35.Сигналы светофора и регулировщика

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи". (Обобщение) :: Урок по окружающему миру по теме "Как люди мечтали летать" :: Как организовать рефлексию учащихся на личностно-ориентированном уроке :: Урок литературного чтения. Иван Соколов-Микитов «Листопадничек» :: Конспект урока и презентация урока русского языка во 2-м классе по теме "В гостях у слова" :: Эспен в королевстве троллей ( Askeladden - I Dovregubbens hall ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван угловой Твинго Л Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD