Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ «Истории огня». 4-й класс : ОБЖ

Цели:

  • показать учащимся положительную и отрицательную роль огня в истории человечества;
  • систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара;
  • формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре);
  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся развивать коммуникативные учебные действия через групповую форму работы,
  • развивать личностные качества учащихся через формирование умений высказывать свое мнение, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни,
  • воспитывать уважение к себе как к носителю информации.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Планируемые результаты: формирование умения извлекать информацию из разных источников, выражать собственное мнение, вести диалог, опираясь на полученные знания и примеры из жизни, приобретение навыков сотрудничества, коммуникативности.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА. Звучит песенка “Из чего наш мир состоит?”

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С незапамятных времен люди пытались понять: как устроен окружающий мир, из каких “кирпичиков” он состоит? (предположения детей)

Древнегреческий философ Гераклит утверждал: “Все возникает из огня и все в огонь превращается”. Восточные мудрецы тоже приписывали огню особые свойства — очищения и возрождения. В движении воды и в трепете огня течет само Время. В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменными . Недаром современная физика рассматривает огонь как четвертое состояние вещества (помимо твердого, жидкого и газообразного). Видимо, не зря древние мыслители полагали, что одним из основных элементов мироздания является ОГОНЬ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Интересно, а какие истории нам может нам поведать огонь долгожитель? Вот об этом предлагаю поговорить на уроке, закрепить и систематизировать изученный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. СОСТАВЬ КЛАСТЕР

Что означает огонь для каждого из вас? Какая ассоциация у вас возникла, от слова “огонь”? (Костёр, пожар, горе, беда, тёплая печь, газ, вечный огонь, олимпийский огонь, бенгальские огни…..) Составим кластер.

2. УЗНАЙ ИСТОРИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ОГНЯ

Если мы заглянем в толковый словарь русского языка С.И. Ожегова мы увидим, что слово “огонь” имеет несколько значений. Каких, вы сейчас узнаете, только давайте договоримся, вы встанете и займете тот угол класса, с каким утверждением вы будете согласны. ( учитель показывает на 4 угла) Огонь – это

1. Огонь – внутреннее горение, страсть, пылкая энергия, сила.

2. Боевая стрельба

3. Свет от ослепительных приборов.

4. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.

Все значения верны. Но нас больше всего сейчас будет интересовать значение огня как горящего пламени. Давайте узнаем историю появления огня. Об этом мы можем узнать из сказок, легенд и научных статей. Работаем в образовавшихся группах. Прочитайте истории появления огня и найдите ответ на вопрос после текста.

Сказка “Огонь наш друг и враг”. Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.

Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним.

Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

Вопрос: Кто приручил огонь? Когда огонь становится врагом?

Легенда “Подарок Богов”. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди только - только расселились на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей титан Прометей и нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, готовили еду, грелись, танцевали. Теперь люди жили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надежным помощником людей…..

Вопрос: Кто подарил людям огонь? Чему научил огонь людей?

Рассказ “Как люди добывали огонь” Наверное, первый огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Это было очень трудно. Легче стало, когда появилось огниво. Его называли еще кресалом. Ударяли этой железной штуковиной о кремень, искрой поджигали трут — такой специальный горючий материал: сухой мох, или шерсть, или пакля. Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла. Так они пленили свет. А вот спички появилась не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева или картона. Они бывают очень разными. Ветровые спички не гаснут на самом сильном ветру, в дождь и метель. Они нужны охотникам, геологам и морякам. Сигнальные - горят очень ярким разноцветным пламенем. Самые “горючие” — спички-запалы, которые не гаснут даже в воде!

Вопрос: Как люди научились добывать огонь?

Рассказ “Профессии огня” Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Теперь можно было вечерами сидеть допоздна, при свете лучины вышивать. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма. Огонь умело сторожил своих хозяев.

Огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, приходится предварительно варить, жарить, печь. Мы можем назвать огонь строителем. Глину смешали с песком, обожгли — так получился кирпич. Огонь может быть и стеклоделом! Когда-то путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Будьте осторожны и не играйте с огнём. Возможно, от этого зависит чья-то жизнь!

Вопрос: Как люди используют огонь? Какие профессии огня можете назвать?

Как вы думаете, люди боялись огня или нет? Почему? (высказывания)

3. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ СВЯЗАННЫЕ С ОГНЕМ

Действительно, много веков назад люди боялись огня, боялись его потерять, поклонялись ему, считали огонь сверхъестественной божественной силой. В наши дни тоже есть особые ритуалы использования огня. События будут следующие:

  • Масленица
  • Ивана Купала
  • Олимпийские игры
  • Вечный огонь

Обсудите в своих группах и докажите свою точку зрения. (высказывания)

На уроках окружающего мира мы сейчас с вами изучаем историческое прошлое нашей Родины. Давайте вспомним о событиях, в которых был задействован огонь. Решите кроссворд.

КРОССВОРД “Огонь в истории”

  1. Кто в 945 году предложил древлянам заплатить небольшую дань: по три голубя и три воробья с каждого двора, приказал к каждой птице привязать кусочки тряпок, пропитанные серой, поджечь и пустить на волю, таким образом, спалив весь город? (Княгиня Ольга таким образом жестоко отплатила за смерть своего мужа князя Игоря.)
  2. Кто в 1237 году, предприняв поход на Русь, несмотря на сопротивление, захватил и сжег Рязань, Москву, Коломну, Владимир? А город Козельск, прозвал “злым городом”? (Нашествие монгольского войска, во главе которого стоял внук Чингисхана Батый, для русских земель были тяжелым испытанием. Прекратилось каменное строительство, исчезли многие ремесла, разрушились торговые связи, сгорели многие летописи.)
  3. Кто в 1812 году, ожидая ключей от города Москвы, наблюдал из Кремля, как пылал Китай – город, гостиный двор, Красный ряд, Охотный ряд. Ночами светло, как днем. Куда ни глянешь - огонь и огонь. Морем огонь колышется…..(Не дождавшись делегации русских с ключами от города, Наполеон был вынужден покинуть горящую Москву. Началось отступление французской армии похожее на бегство)
  4. Кто из царей при своём царствовании в 1712 году запретил строить в Петербурге деревянные дома, обязал жителей города чистить печные трубы 1 раз в месяц? (Петр Первый не только приказал строить каменные дома, но и обязал в домах поставить бочки с водой, а за топкой печей приказал следить специальным людям)
  5. Кто в 1876 году открыл дорогу “электрическим свечам”, избавив всех от опасных восковых свечей и лучин? (Инженер Павел Николаевич Яблочков на всемирной выставке в Париже представил свое уникальное изобретение. Газеты писали: “Свет приходит к нам с Севера – из России!” “ Россия – родина Света!”)

Мы видим, что в разное историческое время были люди, которые используя огонь, наносили серьезный вред другим. Но также были и те, которые стремились предотвратить пожар. Садитесь на свои места.

Откройте учебники, ваш домашний параграф с. 65 “Россия в начале ХХ века, посмотрите его и подумайте

Почему, о событиях, начиная с 1902 года, говорят “Россия в огне?”

Почему в истории некоторые годы или даты называют огненными?

Но и без войн случаются пожары, если люди небрежны с огнем. Как этого избежать? Каждый человек может рассказать свою историю использования огня.

ИСТОРИЯ 1. “БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ” или “РЕШЕНИЕ ОГНЕННЫХ ЗАДАЧ” (ролевые сюжеты)

Катя пришла на кухню и стала готовить завтрак. Включила газовую плиту, поставила сковороду, в которую налила масло. И вдруг масло вспыхнуло. Ваши действия? Катя наглоталась дыма, как ей помочь?

Костя взял утюг и хотел погладить футболку, но к нему подбежал Илья и сказал “Подожди”, почему? . Костя обжёг руку. Что делать?

Илья лежал на диване и слушал музыку и вдруг заметил, что магнитофон задымился. Как быть? Как позвонить пожарным?

Вернувшись из школы, Ира рассказала о том, как в школе проходила учебная тревога по пожарной безопасности. Ей пришлось сориентироваться в ситуации, если учителя нет в классе? Как действовала Ира?

ИСТОРИЯ 2 “ИСКОРКИ ДОБРЫХ ДЕЛ” (показ презентации)

Мы тоже с вами изучаем ППБ. Готовясь к областному конкурсу “Я и пожарная безопасность" вы все стали участниками съемки небольшого видеофильма. Наверное, самое время его посмотреть, что получилось. А заодно и узнать еще одну историю огня – чем опасен пал травы.

(просмотр презентации) Приложение 1

ИСТОРИЯ 3 “КТО ОГОНЬ СТЕРЕЖЕТ?” (эстафеты)

Это люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Пожарные. О их работе мы узнаем из книг.

Боевой расчет

Когда беда случится: пожар произойдет, его тушить помчится наш боевой расчет.

Тут техника и средства, чтобы пожар погас, и люди в спецодежде - пожарный экипаж.

Экипировка

Чтоб пострадавших выносить, вести борьбу с огнем, и сам пожарный должен быть надежно защищен.

Как нам инструкция велит, костюм мы надеваем: в огне, который не горит, в воде не намокает.

Защита есть на голове - пластмассовая каска, она удобная вполне, щиток на ней, как маска.

Щиток прозрачный впереди лицо нам закрывает, а шлейф из кожи со спины нам шею защищает.

Удобна обувь на ногах, надежная вполне, и рукавицы на руках, чтоб не обжечь в огне.

И безопасности ремни мы носим не для важности: мы их, где надо, прикрепим для нашей безопасности.

Готовой к бою быть должна всегда экипировка, ведь называется не зря она еще "боевка".

ЗАДАНИЕ: Для чего нужны данные предметы: каска. боёвка, рукавицы, Быстро одеть боевку.

Пожарная машина

Пожарная машина - как без нее нам быть? Ведь на пожар не сможем мы вовремя прибыть.

Машина настоящая, красивая, большая, гудит она сиреною, и маячки мигают.

Машина двухкабинная, в одной сидят как надо сам командир с водителем, в другой сидит команда.

А красный цвет машине, ребята, дан не зря – по той простой причине, что красный - цвет огня.

Цвет у машины красный еще и для того, чтоб видеть автотранспорт ее мог далеко.

К обочине прижаться, дорогу уступить: важнее дел пожарных вообще не может быть!

Не зря же, когда дело хотят поторопить, о нем вам скажут смело: оно уже горит...

Пожарные рукава

В отсеках на машине мы рукава везем - не те, что вам пришиты к рубашке и пальто.

Рукав у нас пожарный - непромокаем весь, хоть он из нитей тканый, но в них резина есть.

Металла есть немного - в начале и в конце, чтоб закрепиться смог он и направляться в цель.

А чтоб как нам удобно поток воды пошел - направленно лил воду, в конце его есть ствол.

Когда он не в работе - рукав наш со стволом - лежит себе, как котик, свернувшийся клубком.

Средства пожаротушения

В машине есть цистерна – пустою ей не быть: вода в ней - это средство, чтоб нам огонь тушить.

С цистерной по соседству в машине едет бак, и он содержит средство, он здесь не просто так. Образователь пены в том баке мы везем, поможет он успешно нам воевать с огнем:

Огонь покроет пена плотнее, чем вода, и воздух, несомненно, не попадет туда.

Покончим мы с пожаром, отправимся домой. Цистерну из гидранта наполним вновь водой.

Она должна готовой и полной быть всегда на случай, если снова объявится беда.

ЗАДАНИЕ: Соединиться пожарный рукав с пожарным стволом.

Вот с таким снаряжением пожарные всегда в полной боевой готовности несут службу и в трудную минуту придут на помощь.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Как видим, историй у огня много. Подвести итоги урока нам помогут пословицы. Соедините левую и правую части пословиц.

Не имей привычки

Царь - огонь,

От искр

да царица - вода.

пожар рождается.

носить в кармане спички.

Какие пословицы получились?

  • Не имей привычки носить в кармане спички.
  • Царь – огонь, да царица - вода. От искр пожар рождается.

В какой пословице говорится о могуществе огня? В какой пословице указана причина пожара? Чему учит первая пословица?

ИСТОРИЯ 4. Напишите свою историю правильного использования огня. Попробуйте закончить фразу:

А) надо уметь__________________________

Б) надо знать___________________________

В) надо действовать_____________________

Г) надо стремиться______________________

Я думаю, что, если каждый будет помнить правила противопожарной безопасности, то у нас будет меньше пожаров, меньше людей будет гибнуть.

Домашнее задание.

1 ряд: Составить рассказ на тему: “ Почему огонь может стать врагом”

2 ряд: Нарисовать плакат на тему: "Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!”

3 ряд: Составить викторину на тему: “Огонь – друг и враг”.

Литература

  1. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы. Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх, задачах с картинками. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
  3. Пузыня Л.С. Я и пожарная безопасность. Методические рекомендации для заместителей директоров по ВР, учей общеобразовательных школ по обучению детей основам пожарной безопасности. Выпуск 2. Издательство АНО “ЛОГОС”. 2007. – 64 с. , Выпуск 3. Издательство АНО “ЛОГОС”. 2009. – 124 с.
  4. Саплина Е.В. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть : учебник. М.: - Дрофа, 2010. -109 с.

Приложение

Выступление учащихся (озвучивание презентации) “Искорки добрых дел”

- Здравствуйте! В эфире телепередача “Искорки добрых дел!”

- Сегодня мы поговорим о работе по пожарной безопасности в школе № 7 г. Острова. Внимание на экран.

- Смотрите. это великий могущественный Огонь.

- Он дает человеку свет и тепло. Помогает приготовить пищу.

- Может собрать вокруг себя друзей на замечательный праздник

- Навечно стать памятью великим подвигам или стать символом замечательных побед

- Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

- Чтобы этого не допустить, мы должны многое знать и уметь. А искорки пламени могут стать интересными делами. Смотрите наш видео сюжет. (видео)

- Смотрите! Весна! Вся природа пробуждается!  

- Почему же очень часто в это время можно увидеть, как в садах, в парках, на огородах, вдоль дорог горит мусор и прошлогодняя трава ? Решили в этом разобраться

- Наши журналисты провели опрос местного населения и выяснили, что

- так наводят порядки на своей территории считают 58 % опрошенных

-. это прогревает почву, удобряет ее золой и растения лучше растут считают 26%

- это балуются подростки 16 %

- “Пользу или вред приносит весенний пал травы?” ответ на вопрос мы нашли в в районной газете “Островские вести”, где есть статья “ Поджог травы приводит к пожару”. Значит вредно.

В нашей студии в гостях биолог школы. Вашему вниманию мы представляем интервью с Верой Николаевной. (видео)

- Наши выводы, о том, что весенние палы - это экологически вредно и опасно! подтвердили работники пожарной части. Рассказав как действовать, когда очаг возгорания сухой травы небольшой, какие меры надо принять к его тушению.

- Что каждый из нас может сделать для предотвращения весенних палов сухой травы? Наши корреспонденты проследили за действиями четвероклассников.

- Наша школа расположена на окраине города, прошлогодней травы вокруг много. “Бой королю Мусора!” под таким девизом все вышли на уборку территории.

- Огороды и садовые участки расположены неподалеку. Созданные листовки “Чем опасен пал травы?” мы распространяем среди местных жителей. (видео)

- С ребятами начальной школы прошли беседы “Запомни: опасен огонь для травы В сухую погоду траву, ты не жги!” и викторины “Опасный огонек”

- Внимание! У нас прямое включение (видео)

- Мы знаем, надо не устраивать палы самим и разъяснять вред и опасность этого занятия другим людям!

- Благодарим за внимание! До новых встреч!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-обощение в 7-м классе по теме "Наречие" :: Дифференцированный подход в обучении русскому языку :: Контрольно-обобщающий урок по теме "Причастие" :: Открытый урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" (7-й класс) ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Интегрированный урок (русский язык+литература) в 9-м классе по теме "Виды сложных предложений" :: Ван Гог. С любовью, Винсент ( Loving Vincent ), 2017 :: Столы/Кухонные столы/Белые столы / TetChair / Стол обеденный раскладной 36 RS ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD