Внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию битвы под Москвой в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто!" : Внеклассная работа

Цели:

  1. формирование гражданского самосознания;
  2. воспитание патриотизма, гуманизма и других нравственных и культурных ценностей;
  3. развитие интереса к истории, жизни людей, к своей семье;
  4. развитие творческих способностей учащихся.

Оснащение: магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, тексты и подлинники фронтовых писем, извещений о смерти.

Основные методы:

  1. словесно-наглядный;
  2. иллюстративный.

Форма: историческая экскурсия с элементами краеведения.

Место проведения: историко-краеведческий музей и зал боевой и трудовой славы муниципального общеобразовательного учреждения «Покровский лицей» Абдулинского района Оренбургской области.

Дата проведения: 7 декабря 2006 г.

Ход мероприятия

В зале боевой и трудовой славы присутствуют учащиеся и учителя лицея, фронтовики, вдовы погибших на Великой Отечественной войне.

Первый ведущий. Миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.

Второй ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.

Первый ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Второй ведущий. Мы знаем о горьком победном пути, и мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.

Первый ведущий. Павшим – вечная слава.

Второй ведущий.

Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым –
Это нужно живым.

Первый ведущий. Исполняется песня «В землянке»

Первый ведущий. Константин Симонов. «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.—
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Второй ведущий. Давайте вспомним, что же было ровно 65 лет назад в этот день – 6 декабря 1941 г.

Первый ведущий. Из сообщения Совинформбюро 7 декабря 1941 года: «В течение 7 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного фронта наши части, отбив ожесточенные атаки противника, своими контратаками нанесли немецким войскам большой урон в технике и живой силе и продвинулись вперед.

Красноармеец Кващук оказался в окружении 8 немцев. Храбрый боец меткой очередью из пулемета-пистолета сразил офицера и шесть фашистских солдат. Седьмого солдата тов. Кващук оглушил ударом приклада».

Второй ведущий. О ценных реликвиях тех времен – фронтовых письмах и «похоронках», которые хранятся в нашем музее, расскажет член совета музея ученица 11 класса Крамзина Елена. В музее нашего лицея к 60-летию Победы обновлена и расширена экспозиция «Фронтовые письма и похоронки». С чувством душевного трепета знакомишься с содержанием этих небольших пожелтевших листков бумаги, которые приносили в деревенский дом и радостные весточки и огромное горе. Уходил на фронт родной человек, оставляя мать, отца, жену, детей, а вместо него возвращалась казенная бумажка и больше – ничего… Эти извещения о смерти, да еще фронтовые письма – это все, что оставалось на память семье погибшего. Поэтому трудно оценить переданные в музей семейные реликвии. Вот извещение, которое было прислано Маслобойниковой Татьяне Ивановне: «Ваш муж, заместитель командира роты младший лейтенант Маслобойников Ефим Федорович, 1917 года рождения, уроженец Чкаловской области Абдулинского района села Покровки, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 20 августа 1942 года и похоронен у восточной окраины деревни Троицкое Зубцовского района Калининской области. Командир части капитан Меньшаков, военный комиссар Шорников».

А вот письмо родителям о смерти их сына, написанное его фронтовым другом (орфография писем сохранена - автор). «Привет с фронта. Добрый день, родители моего товарища Павлуши. Разрешите сообщить о гибели вашего сына Павлуши. Письмо это пишет его товарищ Федор Лукьянов. Ваш сын погиб в боях за Родину. Дело было так. Мы вступили в бой 14 января 1945 г., в бою мы были много и путь боевой с ним прошли большой. Числа 7 февраля 1945 г. он получил тяжелое ранение в правую ногу и в живот. С поля боя я его вынес, конечно он в это время чувствовал себя плохо, но я до санчасти его донес и простился с ним и обратно пошел в бой, но на другой день мне сообщают, что он не выдержал своих тяжелых ран и помер 8.02. 1945 г. Конечно, это для вас большое горе, да и мне его жалко. Я уже другого товарища теряю. В этом бою Кромский И.С. тоже погиб. Мы же выросли, в боях и закалились в них, сколько мы пережили трудностей и страхов и все мысли и трудные моменты мы решали только втроем, но судьба наша заставила расстаться с ними. Я сейчас тоже в бою нахожусь, с минуты на минуту мне грозит гибель, но все же выбрал время вам сообщить. Хотя я немного опоздал, но вы меня извините. Вы должны понять нашу жизнь и обстановку. Вот что мог вам сообщить о вашем сыне Павлушке, что будет не понятно, пишите ответ. А пока на этом я кончаю писать. Желаю вам только хорошего в жизни. Друг Лукьянов. 19 февраля 1945 г.»

Фронтовые письма … трудно читать их, наполненные любовью к жене, детям, тоской по родному дому. В скупых строчках проскальзывает суровая реальность войны с ее ежеминутной угрозой жизни, с огромным людским горем. Часто встречались в письмах зачерченные военной цензурой строки, где, вероятно, пишется о людских потерях. Вот ряд писем Буланцова Кузьмы Владимировича, уроженца села Покровка, которые были написаны в период с 7 июля по 30 декабря 1942 г.

«Дорогая супруга Настя и дорогие детки, я получил от вас письмо, за которое я вас сердечно благодарю, затем сообщаю вам о своем здравии, что я в настоящее время нахожусь жив - здоров. Наш полк обратно заступил в бой. Я сейчас езжу на лошадях на передовую линию, вожу снаряды. А с передовой вожу раненых. Над нами летают самолеты, как грачи, и бросают бомбы и рвутся снаряды. Так что ожидаю каждую минуту смерти. Когда я читал ваше письмо, сидел в лесу, над нами летали немецкие самолеты и бросали бомбы. Около нас упала граната, двоих бойцов рядом со мной ранило. А я остался невредим, но, когда этому будет конец, неизвестно. И когда я вас увижу, тоже не знаю. ……………….. (строчка уничтожена военной цензурой - автор) Дорогая подруга Настя и дорогие детки: сыночек Ваня, сынок Петя и дочки Таня и дорогая дочка Елена, пока до свидания. Адресат мой старый. 7 июля 1945 г.»

Из письма от 20 июля 1942 года: «…получил второе письмо, не успел прочитать – нас собрали из транспортной роты 30 человек и погнали в бой. Пригнали нас 30 человек на линию огня и пошли мы в наступление на врага, после наступления ……………………(зачернено военной цензурой - автор) остальные убиты и ранены. На нас сыпались пули, как дождь, и осколки снарядов, как сильный град. Вся на мне шинель порвана осколками и пробило пулями, но сам я остался живой. Наверно, бог пожалел не меня, а мою дочку Елену несчастною оставить сиротой. Наверно, она очень усердно молится богу за меня, и до сего времени я нахожусь в окопах на передовой линии. Бой идет каждый день. Дорогая моя супруга Настя и дорогие мои детки, моя жизнь секундная, каждую секунду ожидаю себе смерти, так поэтому и не посылал вам ответа – мне здесь не до писем. Пока до свидания, нынче жив, а завтра не знаю…»

Последнее письмо от Кузьмы Владимировича датировано 30 декабря 1942 года. Больше писем от него не приходило. Извещения о смерти не поступало. Где и когда погиб рядовой Буланцов - не известно…

Давайте почтим память всех павших, не вернувшихся с войны, МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Первый ведущий. Исполняется песня Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова «Журавли».

Второй ведущий. В музее лицея создан и постоянно пополняется видеоархив, который отражает события, которые происходят в нашем лицее и в родном селе. Но особую ценность в видеоархиве представляют воспоминания фронтовиков. Здесь есть воспоминания о Московской битве, о Сталинградской битве, об освобождении Польши и Чехословакии, а также о победе над Японией.

Первый ведущий. Неумолимо течет река времени, уходят из жизни фронтовики, вот уже нет Евстигнеева С.Н. – участника Московской битвы, но его воспоминания остались на видеопленке, которая хранится в музее лицея.

Второй ведущий. Сейчас мы послушаем ученицу 6 класса Кромскую Ксению, которая расскажет о своем дедушке Архирейском Тимофее Васильевиче, участнике Великой Отечественной войны, кавалере ордена Красной Звезды.

Моего дедушку зовут Архирейский Тимофей Васильевич, он родился 18 сентября 1925 года. В этом году ему исполнился 81 год. В 1944 году он был призван в ряды Красной Армии. Сначала он почти 2 месяца обучался в Оренбургской школе санитарных инструкторов. Затем после обучения он был отправлен на фронт. Штаб дивизии, куда был отправлен дедушка, располагался на берегу реки Нейсе в Польше. Дедушка был санинструктором, поэтому он должен был вытаскивать раненых с поля боя.

Однажды дивизия, где воевал дедушка, захватила плацдарм, и его нужно было удержать до подхода подкрепления. На плацдарме располагались лесопильный и мукомольный заводы. Вот мукомольный завод и удерживала дедушкина рота 5 суток. Немцы разбомбили лесопильный завод и он загорелся. Свет от его пожара помогал отразить ночные атаки гитлеровцев. За сутки было до пяти атак немцев. Силы были на исходе, тогда по рации был вызван огонь артиллерии соседней дивизии. Наша артиллерия разбила все строения вокруг завода. На подмогу дедушкиной роте вышла еще одна рота, но они все полегли и не смогли прийти на помощь. Только после 5 суток боя, ночью оставшиеся в живых 30 человек были выведены из этого завода. После боя командир роты объявил, что все бойцы будут награждены орденами, так мой дедушка был награжден орденом Красной Звезды.

Дедушка принимал участие в освобождении Польши, Германии и Чехословакии. День Победы встретил в Чехословакии. Там он серьезно заболел, и его почти год лечили в госпитале, а потом его комиссовали, и он вернулся домой. После войны дедушка работал 30 лет трактористом в колхозе «Россия», а сейчас он на заслуженном отдыхе (демонстрируется отрывок видеозаписи из видеоархива музея с воспоминаниями фронтовика).

Первый ведущий. На войне было место и веселой шутке. Отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» прочитает ученица 11 класса.

По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою…
От глухой лесной опушки
До невидимой реки
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Легковые – криво, косо,
В ряд, не в ряд, вперед – назад,
Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.
На просторе ветер резок,
Зол мороз вблизи железа,
Дует в душу, входит в грудь –
Не дотронься как-нибудь.
Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз – ни стать, ни сесть…
Снял перчатки – трет ладони,
Слышит вдруг: гармонь-то есть…
У кого гармонь, ребята?
Да она-то здесь, браток…
Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз…
И от той гармошки старой

Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ…
А боец зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.
Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.

Второй ведущий. Сегодня на нашем вечере присутствует участник Великой Отечественной войны Провинцев А.П., кавалер ордена Славы третьей степени. Мы просим рассказать Александра Петровича о повседневной жизни солдат на войне, а также о войне с Японией, участником которой он был.

Фронтовик вспоминает о периоде второй мировой войны, связанном с войной с Японией в августе – сентябре 1945 года. Затем он отвечает на вопросы присутствующих учащихся и учителей. Воспоминания Провинцева А.П. снимаются видеокамерой для пополнения видеоархива историко-краеведческого музея лицея.

Первый ведущий. В заключение нашего вечера исполняется песня «Синий платочек».

Во время исполнения песни фронтовикам и вдовам погибших на войне учащиеся преподносят памятные подарки и цветы. Затем все присутствующие на вечере приглашаются на экскурсию в историко-краеведческий музей лицея.

Читать еще:


Новые материалы:

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов" :: Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала" :: Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение" :: Урок по теме "Глаза и зрение" :: Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс :: Миссия: невыполнима 6 ( Mission: Impossible 6 ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Бител / Тумба для обуви МС-1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD