Методическая разработка классного часа "Хлеб наш насущный" : Внеклассная работа

Методическая разработка классного часа "Хлеб наш насущный" : Внеклассная работа

Оформление классного часа

  1. На столе в вазе – колоски.
  2. Развесить плакаты: «С заглавной буквы Хлеб зови!»

«Нет ничего дороже хлеба!»
«Хлеб всему голова»
«Хлеб – это жизнь»
«Берегите хлеб – богатство нашей страны.»
«Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб драгоценность – им не сори!
В столовой хлебом  не сори,
Сколько съешь столько бери!»

  1. Выставка репродукций картин русских художников: И.Шишкин «Рожь», И.Левитан «Сжатое поле», В.Федорович «Во ржи», Фалилеев «Спелая рожь», М.Колдт «На пашне» и др.Выставка книг о хлебе.
  1. Выставка блюд из черствого хлеба, приготовленных самими студентами. Выставка сочинений «Хлеб –  всему голова»
  2. Чаепитие.

Перед классным часом попросить преподавателя по литературе написать сочинение с учащимися и на классном часе выступить с анализом написанных сочинений.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина… Вслушайтесь в слово «страда».
Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, нет но хлебный фронт никогда не кончается.»

Расул Гамзатов

Звучит мелодия «Полюшко-поле». На сцену выходит студент, в русском костюме, вносит на полотенце хлеб.

Классный руководитель: Встаньте, люди! Теплый хлеб в человеческих руках, разве не чудо? Поклонись, человек, хлебу!

Учащиеся и гости встают и склонят головы. Учащиеся опускают хлеб на стол, все садятся.

Ведущий: Хлеб – независимый продукт. В нем имеются такие необходимые для организма химические элементы, как кальций, фосфор, железо. Он хорошо насыщает, легко переваривается. Один килограмм хлеба содержит 2000-2500 калорий, от него люди имеют половину необходимых углеводов, треть – белков, 50-60 процентов витаминов группы «В».
Допустим, каждый выбрасывает в день двадцать граммов хлеба (есть, правда, основания полагать эту цифру заниженной, но остановимся на ней). Двадцать граммов – это, в зависимости от вида, сорта хлеба пол – ломтика или  самое большое – ломтик. Вроде бы мелочь, но за год набирается 7 килограммов 800 граммов, или, к  примеру, круглым счетом пятнадцать батонов. Неправда ли, тут уже есть над чем задуматься? Мы так много выбрасываем хлеба, а как много людей голодали хронически и десятками тысяч умирали от голода и эпидемий во время неурожаев, которые возвращались все чаще и чаще.

Справка.

С 1981 года голодовки в царской России стали гигантскими по количеству жертв, а с 1987 года почти непрерывно следующими одна за другой.
Лев Толстой, бывший свидетелем голодного времени, в статье «О голоде» замечал: «Первое впечатление, отвечавшее в положительном смысле на вопрос о том, находится ли население в нынешнем году в особенно тяжелых условиях: употребляемый почти всеми хлеб с лебедой – с 1/3 и некоторых  1/2 лебеды, – хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый  и горький; хлеб этот едят все, – и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные…

– И в наши дни огромное количество в мире людей голодает.

Справка.

Проведенное в 1996 году исследование в рамках ООН по проблеме питания на земном шаре дало ужасающие результаты: около 450 миллионов людей, прежде всего женщины и дети, постоянно находятся на грани голодной смерти. Несколько сотен миллионов людей недоедают. При этом число страдающих от голода и плохого питания продолжает увеличиваться.
В Африке голодает 266 миллионов человек, из них 30 процентов – женщины, 26 процентов  – дети младше 14 лет.
По последним данным ООН, около 2/3 человечества – свыше 2 миллиардов 800 миллионов жителей нашей планеты! – живет на грани голода и недоедания.
Почти три миллиарда людей не хватает хлеба насущного! Задумаемся над этим вопиющим фактом в его свете оценим свое отношение к хлебу.

1. – Хлеб! Какое краткое, но емкое слово!
2. – Хлеб! Он заключает в себе всю историю человеческую!
3. – Хлеб! Он символ богатства.
4. – Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени!
1. – Есть хлеб – будет жизнь. Хлеб и жизнь эти 2 слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь – вечен хлеб. Они не отделимы друг от друга.
2.

– Нет ничего превыше хлеба!
В нем наш исток и наш итог,
Пшеничный катиться поток.

3.

– Хлеб убирать… так быстротечна,
Так незатейлива страда,
И в то же время это вечно,
Хлеб наш насущный навсегда.

4. – Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрачивала бы каждого человека столь кровно.
1.

– Говорят, не хлебом единым.
Но все-таки именно хлебом жив человек!

2. – Хлеб всему голова. Не даром люди сложили и помнят множество пословиц, хлебу отводиться главное место.
3. – Хлеб на стол и стол – престол.
4. – А хлеба ни куска –  и стол доска.
1. – «Хлеб в закромах –
2. – Счастье в домах».
3. – «Когда хлеб ни куска, так и в тереме тоска, а коли хлеба край, и под елью рай…»
4. – О хлебе насущном народ всегда говорит с уважением, с любовью.
1. – «Как ни крутись, а без хлеба ничего не придумаешь».
3. – Великий русский ученый Тимирязев в своей лекции, которую он читал студентам, особо подчеркнул: «Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших открытий человека».
4.

– Слыша добрые вести,
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны.

1.

– Хлеб всемерно огромен –
Жизни сущий венец.
Брат мартенов и домен,
Космодромов отец.

2.– Обходиться ли без хлеба хоть один день? Хоть одно торжество?
3. – «Хлеб – соль», – говорят люди и желают добра.
4. – «Хлеб – соль», – говорят люди и желают счастья.
1. – «Хлеб – соль», – говорят люди и желают мира.
2. – Как славят воинов победителей? – «Хлебом-солью».
3. – Как чествуют именитых граждан, дорогих гостей?
4. – Хлебом-солью.
5. – На хлебе давались самые святые клятвы.
6. – Молодоженов на свадьбах обсыпали зернами пшеницы.
1. – Новорожденных клали в хлебную опару.
2. – С хлебом человек рождался с хлебом и жил.
3.

– Он был и будет животворным
Он словно свет необходим
А что казалось нам бесспорным
Совсем не вечно перед ним.

Ведущий 1. Хлеб. Какая огромная, жизнеутверждающая сила заключена в этом простом, будничном слове. Он основа жизни.

Ведущий 2. Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих. Плод великого труда земледельца, и в зной и в ненастья взрастившего золотой колос с драгоценными зернами.

Ведущий 3. Насущным называют хлеб, т.е. совершенно необходимым для существования. В нем воплотились вековые чаяния народа, мечты о счастье: с  той мечтой жили, страдая от бесхлебья, многие поколения. Счастье, коли он есть. Каждый день. Вдоволь.
Ведущий 1.

Нет ничего дороже Хлеба.
Нет ничего дороже Хлеба.
С заглавной буквы Хлеб зови.

Звучит «9-я симфония Чайковского» 2-3 мин.
Выходит ведущий в русском костюме, вносит на полотенце хлеб и произносит слова:

«С детских лет запомни навсегда:
Хлеб – земля; Хлеб – воздух; Хлеб – вода».

– Солнечное в нем живет светило, в нем живет душа родных полей, нежность доброй матери твоей. Жизнь от хлеба и от хлеба сила.
Народная мудрость говорит: «Хлеб – всему голова». Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь. Без всего можно прожить. Без хлеба нельзя. Он гениально изобретение человечества. Он всегда добр, даже в мире, в котором много зла.

  1. Хлеб насущный всегда был чудом …
  2. А знаете ли вы, что пшеницу начали выращивать примерно 10,5 тысяч лет назад? Конечно, условно весьма можно называть протертые между двумя камнями и смоченные водой зерна злаков, которые употребляли в пищу наши первобытные предки.

Звучит  песня «Русское поле», муз. Ян Френкеля.

Родословная хлеба…
ее предистоки 
затерялись в седой
непроглядной дали.
Мы не знаем,
где жил
наш  пращур далекий,
первый пекарь
кормилицы нашей
Земли.
Скрыта доля его за семью облаками,
За хребтами веков, что стоят на стене
над античными,
В пене морской
Черепками
древнегреческих амфор –
хранилищ зерна.
Нам не ведома тайна
явленья народу
первых восходов пшеницы студеной росе
как они пробивались, в какую погоду на каких континентах, в какой полосе
на каком языке?
В чьей эпохе?
В чем веке?

Кем великим придумана формула – ХЛЕБ.

  1. В музее немецкого города Цюриха можно увидеть хлеб, выпеченный, как уверяют археологи, еще в каменном веке. Его нашли на дне осушенного озера, где он хранился затянутым илом без доступа воздуха 6 тысяч лет.
  2. Трудно сказать, кто и когда догадался испечь первую в истории человечества пресную лепешку – прародительницу современного хлеба. Решительный шаг был сделан – хлеб начали печь на раскаленных камнях между глиняными дисками.
  3. В глубь веков ведет нас история. У какой-то хозяйки однажды в тесто попали дрожжи. Велико было удивление, а вероятнее ужас человека, впервые увидевшего, как тесто забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться, «дышать». Брошенное в огонь, такое тесто испеклось и превратилось в пышную, мягкую лепешку. Это было чудесное открытие. Историки считают, что кислое тесто впервые появилось у египтян, которые знали способ приготовления пива, а значит и процесс брожения.

Ведущий 1. Древние греки и римляне не пользовались дрожжами до начала нашей эры. А вот как говорилось в древней Руси о дрожжевом «красном» хлебе: «Есть то мука – аки тело, а квас – аки душа, соль – аки ум, вода же – аки дух живет».
Древние греки выпекали в специальных горшках, назывались они «клобанос», по-видимому отсюда и произошло название «хлеб».

Ведущий 2. Тот, кто умел печь хлеб в древности, был в большом почете. Существовали школы пекарей, выпускники которых пользовались большими почестями, даже могли занимать высокие государственные посты. В древнегерманских странах за убийство булочника наказывали в три раза строже, чем за убийство другого человека. А в древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился ровно в 10 раз дороже гладиатора.

Ведущий 3. Задумывался ли кто из нас, сколько людей положили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем измеряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастит. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась.

Звучит музыка «Полюшко колхозное».

Ведущий 1. Оживают зерна, когда их посеют в мягкую землю, когда солнце пригреет ее. Пройдет еще денек, другой и из зернышка выйдет росток. Он тянется на верх, к свету, к солнцу.

Ведущий 2. Ну, а, листья, великие труженики . Они добывают больше питания чем корни. Из воздуха и воды с помощью солнечного луча листья вырабатывают крахмал в сахар и отправляют его по всему растению. А из того, что добывают корни, в растении образуются белки и жир.

Ведущий 3. Кормилицы нашего хлеба – и земля, и воздух, и солнце! В хлебе соль земли, свежесть воздуха, сила и тепло солнца.

Вот он, хлебушка душистый,
с вкусной корочкой витой,
вот он теплый золотистый,
словно солнцем налитой.

В нем здоровье наше, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна
хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле

В нем земли родимой соки,
солнца свет веселый в нем,
уплетай за обе щеки,
вырастай богатырем!

Ведущий 1. Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире.
Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

Ведущий 2.

Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Мир – народам
Хлеб – голодным!
Бегут через годы
Слова по полотнам.
За мир!
Что не только на нашей земле.
За хлеб!
Чтоб не только на нашем столе.

Ведущий 3. Ломоть хлеба. Посмотрите на него чуть внимательней обычного. И вы увидите за ним тяжелый и благородный труд земледельца, поиск ученых, древнее и всегда молодое мастерство хлебопека. В Буханке хлеба заключен и труд машиностроителей, металлурга, конструктора, химика – всегда рабочего класса, всего общества, труд тысяч людей.

«Наш хлеб» Н.Поляков.

«Свежий хлеб! Он пахнет небом, пахнет ранним ветерком, зернами, что стали хлебом, спелым, спелым колоском! А еще, еще работой. Кто-то хлеб тот убирал, на муку молол, а кто-то пек его и продавал. Без него любые блюда кажутся не такими вкусными. На столе стоит, как чудо, свежий хлеб родной страны!»

Ведущий 1. Ушло и прошлое, когда хлеб выпекали в тяжелых условиях, а труд пекарей был изнурительным.

(М.Горький: «26 и один» – зачитать отрывок) Выступление председателя хлебозавода. Сейчас производство хлебобулочных изделий сосредоточено и на больших заводах и в «Доках».

Ведущий 2. Превращение теста в хлеб – это сложный физико-химический процесс. Качество продукции зависит от многих причин. Легкий хлеб – это простая мечта лодыря. Трудолюбие и высокая культура – вот главная задача для людей этой профессии.

Ведущий 3. Кто хлеб печет, тому и почет, так говорит старинная русская пословица, а пословица не даром молвится. Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска – стол доска, «запах свежего хлеба»

В. Бочарников.

«До чего же всесилен запах свежего хлеба! Он над всею Россией, он самого неба! Им пропахли руки, и машин кузовища, и речные излуки и родные жилища, славим хлеб свой насущный, будет он – будем живы! Это добрая сущность бьется из стари в жилах.
Нет, не буду, он пресен, посолили работой и не будет без песен даже в трудных заботах. Хлеб! Говоря это, мысленно представляешь себе вкусную хрустящую булку».

– Однако вскоре пришлось печь другой хлеб  – хлеб войны.

Военный хлеб

Хлеб войны был с лебедой,
Пол лам с большой бедой,
Жизнь была ему цена…
Помнит эти дни страна.

Хлеб сражался за народ
Хлеб в тылу спасала сирот,
Среди стали и свинца,
Грел ладони и сердца.

А был еще и бабий хлеб,
И тот, кто сердцем не ослеп,
О бабе помнит, как она,
Покуда в мире шла война,
Была и плугом, и серпом,
И лошадью, и хомутом…

 Ведущий 1. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

Священный хлеб… а бомбы в диком танце,
Взорвав его, бросали в пасть войне,
И рвали колос гусеницами танков
С паучьими крестами на броне.
В дни испытаний, горестных печалей,
Сердечной боли не было острей,
Когда мы этот хлеб сжигали
На ненависти праведном костре
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отдирали языком.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом –
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил.

– Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется легендарная осьмушка гражданской войны или 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. Хлеб испеченный по жестким рецептам блокады – пищевая целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная пыль – 2% вытряски из мучных мешков – 2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73% Ленинградский паек и сейчас храниться в музее истории Ленинграда. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. «…В тот день люди, обходя кладбище (Пискаревское.–Ред.),  непременно останавливались около одной могилы… У края могилы, среди цветов, лежал кусок хлеба – пол-ломтя от буханки простого черного хлеба… Этот кусок хлеба дочь положила на могилу матери. Рядом плакали пережившие блокаду женщины, плакали мужчины, прошедшие фронтами минувшей войны. И плакали рожденные после Победы, иные счастливые, не знавшие блокадного пайка…»

Справка.

С 20 октября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался в таком составе: муки ржаной – 63%, льняного жмыха – 4%, отрубей – 4%, овсяной муки – 8%, соевой муки – 4%, солодовой муки – 12%, муки из затхлого зерна – 5%. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов. Начался голод, от которого с ноября 1941-го по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека.

– Вначале в музейной экспозиции Пискаревского мемориального кладбища увеличенная фотокопия листков записной книжки, заполненных рукой двенадцатилетней ленинградки – Тани Савичевой. Пожалуй, на всей Земле нет равных этому немногословному, потрясающему  своим трагизмом документу. Всего семь записей, шесть о смерти (от голода!) близких людей. Седьмую страницу приведем полностью: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умерла и Таня. Самой жуткой смертью – голодной.

О, да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодной ровный свет луны.
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно:
– К заре сказали привезут…
– Гражданочки, держаться можно…
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогреешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасен?
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег и ход мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зори.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Хлеб лагерей смерти! Он имел еще большую цену.
«Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало,
Где-то в поле неубранном нашем
Столько зерен лежат у пашни.
Вот собрать бы их вместе, да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий,
Мы б окрепли, да сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали
Снова вышли бы в бой под бомбежку,
Да, жалеть надо хлебную крошку!

– Эти слова принадлежат поэту Григорию Пущину, который пережил голод и ужасы фашистского Бухенвальда. Он, умирающий от голода, написал в лагере смерти на стене «Поклонитесь хлебу». Когда лагерь освободили, наши воины вынесли его из лагеря, в нем было всего 26 кг веса. Вот что такое голод!

– Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба.
Да, поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают ему цену.
Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?
Во что оценить блокадную пайку?
Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови.
Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место.

Борис Олейник

Дружище юный – мамин сын любимый!
Ты в этих джинсах беспредельно мил.
Но вздрогнул я, когда ты полхлебины
В «девятку» тренированно влепил.

Лоб потом покрывается соленым.
Играть в футбол – не сахар видишь сам.
Передохни. Пора, сынок, давно нам
Поговорить с тобою по душам.

Ты так буханку пнул молодцевато.
Что думал я, вот-вот раздастся стон
Всех, кто со мною голодал когда-то
В том памятном году сорок шестом.

И у отцов, деливших в поле ратном
Сухарь солдатский, как судьбу в бою,
Давно зарубцевавшиеся раны
Вернули боль забытую свою.

И у вскормивших нас среди разлуки
Солдатских вдов, увидевших такой пас,
Так заболели, затужили руки,
Как будто истоптал ты их сейчас.

Ведь мы, сынок из хлеба вырастали.
Он с четверенек нас до звезд поднял.
А хлеб – он труд, начало всех начал.
Благодаря ему, людьми мы стали.

Скажу я откровенно, ты послушай:
Ты можешь мяч лупить и вдаль, и ввысь.
Но если замахнулся ты на душу,
Гляди, на четвереньки не скатись!

* * *

Мальчишки было десять лет,
Он шел по переулку.
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком
Он встретил пятитонку.
И не доеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке – о чуде –
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
И что он много испытал,
Хоть очень свеж и молод,
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот.
В пекарнях на дрожках бродил,
Прошел огонь и воду,
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–
Понятия святые!

В добром куске нашего хлеба – и труд и наука
И песня, и танец, и мечты, и счастье

Нет, у хлеба цена особая!
Хлеб Родины – это
Тысячи сильных людей,
Бездорожье, грозы, жара.
Это –
Труд сегодня и завтра,
Напряжение как на войне,
До сих пор небывалая жатва
Эшелоны хлеба–
Стране!
Это
Душные ночи без сна
И от пота в глазах темно.
Это –  хлещущее зерно!
Моря!
Океаны зерна!
Это голос страны,
Который окреп.
Это гордость ее
И сила…
Вот что такое
обычный хлеб,
купленный в магазине.
Хлеб – кормилец –
Пища наша.
Хлеб насущный –
Сила наша,
Молодецкая еда – говорил народ всегда.
На работе и походе
у народа хлеб в почете
С хлебом русский человек –
богатырь из века в век.
Хлеб душистый пропеченный
с хрупкой спинкой золоченой
нам привычен и знаком,
к нам заходит в каждый дом.
Не везде дружок на свете
Хлеб едят досыта дети
Под чужим заморским небом
У простых людей нужда
И с друзьями нашим хлебом
Мы поделимся всегда.
И везут в открытом море
С красным флагом корабли
В те края, где с хлебом горе
Дар твоей большой земли
Он – мерило дружбы верной
Службы воинской примерной.
У народа есть слова
«Хлеб всей жизни голова».

Слава миру на земле!
Слава!
Слава хлебу на столе
Слава!
Слава всем кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил
Молодостью пышущей народной
Пусть увидят все, кто не ослеп:
Ты сильнее бомбы той, нейтронной, –
Хлеб Российской власти – мирный хлеб!

– Да, сейчас мы сыты. Но разве с меньшей любовью хлебороб возделывает пашню. Разве с меньшей заботой подсчитывает урожай с гектара и следит, чтобы не было потерь зерна? Нет!..

Потому что хлеб – это хлеб!
«что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба
Кончается все людьми.»

– Даже в старину говорили: «Коран – священная книга, но можно наступить на Коран, если надо дотянуться до крошки хлеба».

Если с вестью дальнею гонец являлся,
Сообщая о важном кто – то,
То требовали тут же: – Поклянись!...
Была у нас мерилом правды клятва.
И клятвы были разные.
Одна суровее другой.
И больше жизни,
Насущным хлебом, матерью клянись,
И не было священней этой клятвы.
Я матерью своей клянусь!
А я – насущным хлебом,
С матерью равнялось
Достоинство торжественное хлеба.
И перед клятвою святой,
Бессильны были и цари, и ханы.

– Буханка хлеба – это настоящий осколок солнца на моей земле. Огонь обогревающий, горячий вечно на обеденном столе.

«Хлебушек» Р.Хакимов

Здесь говорят, не хлеб, а хлебушек, и как, послушай говорят!
Так парни нежат своих девушек, а матери своих ребят.
Здесь хлеб на землю не уронят, а как его вам подают!
Как первенца в мужей ладони роженицы, боясь, кладут.
Хлеб – жизни главная примета. Хлеб – их достоинство и честь.
Несчастье, если хлеба нету, и счастье, ежели он есть.
Их – цех земля, им крыша – небо. Они вершат державный труд
и что другие кличут хлебом, они не могут просто хлебом,
а так вот – хлебушком зовут!

– Самое ценное, по-особому нам дорогое, мы частенько называем золотым. Не в честь золота, из которого кольца льют, – в честь того золота, что ближе к осени зрелой нивой по полю разливается.
– «Золотая пора» – значит, лучшая.
– «Золотой ты мой» – значит, нет тебя сердцу милей.
– «Золотое зерно» – значит, уродился хлеб на славу и славой обернется он для тех, кто вырастил его.

Преподносят хлеб – учащиеся – ведущие. Выходят 2 учащихся с рулоном бумаги и по очереди зачитывают текст клятвы, вместе со всеми повторяя слово «клянемся!»

– Принимая самое святое – хлеб, торжественно клянемся:

  1. Бережно относиться к хлебу; Клянемся!
  2. Помнить, что брошенный кусок хлеба мог бы спасти чью – то жизнь во время войны; Клянемся!
  3. не забывать, что люди, спасая хлеб, отдают самое дорогое – жизнь. Клянемся!
  4. Верность этой клятве обещаем провести через всю жизнь! Клянемся!

Заключение:

– Колосок в поле, зернышко в мешке, кусочек хлеба на столе. Вот когда станете хлебушек есть, вспомните о тех, кто растил, кто собирал, кто вез, кто сушил, кто чистил да сортировал, кто молол, кто месил, кто пек, кто продал, Низкий и м поклон! Вот теперь и ешьте его на здоровье! Но знайте, какой ценой он достается. Знайте , что презрения достоин тот, кто бросает хлеб – основу человеческой жизни. Пусть каждый, кто берет в руку ломоть хлеба, знает, что этот ломоть олицетворяет собой жизнь и его надо свято беречь!
В конце классного можно часа провести викторину.

Вопросы викторины:

1. Почему уборку урожая называют страдой?
2. Кто из русских поэтов и каком произведении описал страду?
3. Почему поднимается тесто?
4. Почему у пшеничного хлеба образуется корочка?
5. Что можно сделать из ржаных корочек?
6. Почему у бубликов, баранок, сушек делается дырка?
7. Что нужно, чтобы испечь хлеб?
8. Назовите пословицы или поговорки о хлебе.

Чаепитие.

Читать еще:


Новые материалы:

Применение элементов системно-деятельностного подхода при изучении темы "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную" :: Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования». 8-й класс :: Методическое пособие: "Особенности организации учебного процесса в классах компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения на примере решения типовых расчетных задач по химии" :: Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно–малярного дела в школе VIII вида :: Интегрированный урок по литературе Ямала и эстетике по теме: "Любовь и восхищение — тебе, Ямал!" :: Реальный Рокки ( The Bleeder ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Компасс / Шкаф-купе Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD