Внеклассное мероприятие по русской литературе в 8-м классе "Поклонитесь белым журавлям" (по творчеству Расула Гамзатова) : Внеклассная работа

Расул Гамзатов

Цель: почтить память великого поэта, развитие связной речи учащихся, нравственно-патриотическое воспитание.

Оборудование:

  • портрет поэта,
  • газета о поэте и его творчестве,
  • сочинение учащихся на тему “Почему я люблю творчество Расула Гамзатова?”,
  • книги из библиотеки,
  • вырезанные белые журавли над доской.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя Хасбулаевой А. П. о жизни и творчестве Расула Гамзатова

Расул Гамзатович Гамзатов – родился в селение Цада Хунзахского района в семье известного поэта Гамзата Цадасы. Много писал Расул о Дагестане, о его народе, о традициях и обычаях. За плодотворную работу ему присвоено высокое звание Героя Социалистического труда. Он удостоен Ленинской, Государственной, пяти международных премий.

 Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов прославил Дагестан.

Почти три года, как мы … мир без Расула Гамзатова. Слова пророчества. И в этом строю есть промежуток малый – быть может, это место для меня сбылись. Третьего ноября 2003 года поэт улетел от нас в журавлиную стаю, воспетую им с такой пронзительной осенней грустью. Но с нами навсегда осталась его душа, его поэзия и “День белых журавлей” - день вечной памяти и светлой печали.

Когда звучит песня “Журавли” в каждой дагестанской, в каждой российской семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях и дочерях, о жертвах мировых войн и жертвах терроризма. Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким не только каждому дагестанцу, россиянину, но и миллионам людей на нашей планете.

“Белые журавли” Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру в России, Японии, США, Украине, Узбекистане и т.д.

Ушел из жизни мудрый человек. Гостеприимный, на друзей богатый. Поэт, воспитавший наш двадцатый век –

Ушел Расул Гамзатов.

Хочется привести цитату из его книги “Мой Дагестан”.

…Пусть простят меня пагоды Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима – я любовался вами, но сердце мое было спокойно…

Этими словами он хотел сказать, что объединил весь мир, побывал во многих местах, но свою Родину он не променяет ни на какие блага на свете.

Инсценировка о художнике-дагестанце, оставшемся жить в Париже.

Автор. Себединов Салман.

Однажды в Париже я встретился с художником дагестанцем. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но куда бы он ни поехал, везде с ним было его тоска. Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, я попросил, чтобы художник показал мне свои картины. Одна картина так и называется “Тоска по родине”

На картине изображена итальянка в старинном аварском наряде. Она у горного родника, с серебряным кувшином чеканки прославленных гоцатлинских мастеров. Печально нахохлился на склоне горы каменный аварский аул, еще печальнее нахохлились над аулом горы.

Вершины гор окутал туман.

- Туман - это слезы гор, - сказал художник. На другой картине я увидел пищу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а у окна сакли на нее глядит печальная горянка.

Видя, что я заинтересовался картиной, художник пояснил.

Художник. Шарипов Муслим.

- Это по мотивам древней аварской легенды.

- Какой легенды?

- Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила:

Родина, родина, родина.… Точь-в-точь, как все эти годы твержу я… Хозяин птицы подумал:

“Что же у нее за родина, где она?

Наверно, это какая-нибудь прекрасная цветущая страна, где райские деревья и райские птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и погляжу, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну.” Он открыл клетку, и птица выпорхнула.

Она отлетела на десять шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо…

На свою родину я тоже смотрю из окна своей клетки, - закончил художник.

- Почему же вы не хотите возвратиться?

- Поздно. В свое время увез я с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей одни старые кости.

Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению, оказалась еще жива его мать. С грустью слушали родные, собравшись в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину, променявшем ее на чужие земли. Но как будто они прощали его. Они были рады, что он все-таки жив.

Вдруг мать спросила:

Мать. Исалдибирова Хиядат.

- Вы разговаривали по-аварски?

Нет. Мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Мать закрыла лицо черной фатой, как закрывают его, когда услышали, что сын умер.

По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли, в Париже, тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана.

После долгого молчания мать сказала:

- Ты ошибся, Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать.

Магомедкамилов Ахмед.

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!

Себединов Салман.

Отец говорил.

- Если совершить недостойный поступок, сколько бы потом ни молился, сделанного назад не воротишь.

Отец еще говорил: человек, совершивший позорный поступок, а потом через несколько лет начавший раскаиваться, подобен тому, кто хочет погасить дом старыми дореформенными деньгами.

И еще отец говорил: если ты позволил злу сделать все, что оно хотело, и выпустил его из сакли на волю, что толку бить то место, где это зло сидело?

Зачем запирать двери на тяжелый замок после того, как быков уже угнали?

Хабирова Малика.

Деревья, деревья! Их жизнь вековую
Украсили вспышки трехдневных соцветий.
В аулах, что тысячи лет существуют,
Резвятся на солнце трехлетние дети.
Столбы с проводами идут по высотам,
На них восседают скворцы-новоселы.
И, словно ребят обучая полету,
Орел распластался над зданием школы.
Люблю я рассветы в горах, и закаты,
И воздух высот - опьяняющий воздух.
Люблю, развалившись на бурке косматой,
В ночи пересчитывать дальше звезды.
Люблю земляка повстречать спозаранок,
Люблю его крепкое рукопожатие,
Люблю золотые улыбки горянок,
Их черные косы, их строгие платья.
Счастливый хожу по альпийским просторам,
По нивам вершинным, где зреет пшеница.
А пушкинский томик со мною, в котором
Аварский цветок меж страничек хранится.

Шарипов Муслим.

Мальчишка горский, я несносным
Слыл неслухом в кругу семьи
И отвергал с упрямством взрослым
Все наставление твои.
Но годы шли,
И, к ним причастный,
Я не робел перед судьбой,
Зато теперь робею часто,
Как маленький перед тобой.
Вот мы одни сегодня в доме.
Я боли в сердце не таю
И на твои клоню ладони

Седую голову свою.
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я - пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь,
Но вдруг опять
Сожмется сердце: “Неужели
Я начал маму забывать?”

А ты, с любовью, не с упреком
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнешь, как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.
Звезда, сверкнув на небосклоне,
Летит в конечный свой полет

Тебе твой мальчик на ладони седую голову кладет.

Гасанов Хамзат.

Когда пороком кто-то наделен,
Мы сидим, и кричим, и негодуем
Мы пережитком дедовских времен
Все пороки худшие именуем
Тот карьерист, а этот клеветник,
Людей клянущий в анонимках злобных
Но деды здесь при чем? Ведь наш язык
В теме времена и слов не зная подобных!

Себединов Салман.

Говорят: пусть уходит жена от того джигита, у которого нет коня.

Еще говорят: пусть уходит жена и от того джигита, у которого нет седла или плети для коня.

Говорят: и красивый дом может рухнуть, если стены у него непрочные.

Говорят: не пытайтесь кормить орла сеном, а осла мясом.

Говорят: приснилось курице, что она орлица, - полетела со скалы и сломала крылья.

Приснилось ручью, что он большая река, - расплеснулся по песку и тут же высох.

Хабирова Малика.

Есть три заветных песни у людей,
И в них людское горе и веселье.
Одна из песен всех других светлей –
Ее слагает мать над колыбелью.
Вторая – тоже песня матерей.
Рукою гладя щеки ледяные,
Ее поют над гробом сыновей…
А третья песня – песни остальные.

Учитель: Я хочу прочитать вам стихотворение поэта, которое называется “Мужчинам”

В мороз и слякоть, и в беду,
Какая б ни стряслась беда
Не заставляйте женщин плакать,
Ни от любви, ни от стыда.
Какая бы из горьких трещин
Не расколола б сердце вам –
Не заставляйте женщин плакать
По необдуманным словам
Прощайте женщин,
Сокращайте предел, бросающий вражду
И никогда не вымещайте
На женщинах свою беду.
И пусть вам будет как награда
За бескорыстие труда.
Та женщина, что с вами рядом,
Не плачущая никогда!

Саидова Джамиля.

С рассветом на кручах цветы запестрели,
И росы в густом разнотравье сверкнули,
А ночью река отразила в ущелье
Созвездия, горящие в горном ауле.
Ну что же, выходит, в дорогу пора мне.
И вновь отправляюсь я утром весенним
Туда, где вода, разбиваясь о камни,
Летит мимо склонов, объятых цветеньем
Где можно столетье прожить, не состарясь,
Где в сакле, что лепится над крутизною,
Земляк мой, совсем еще крепкий аварец,
Сейчас наслаждается сотой весною.
Пора мне! Уже в лепестках красноватых
Цветущие персиковые деревья
В распахнутом небе цепочки пернатых –
На родину движутся птичьи кочевья.
И счастлива мать: “Журавли прилетают,
Должно быть и мой сын появится скоро!”.
Сестра, повстречавшаяся ласточек стаю,
Ликует: “Мой брат возвращается в горы”.

Учитель:

- А сейчас послушайте юмористическое стихотворение Расула Гамзатова.

В журнале о тебе стихов
Не приняли опять
Сказал редактор, что народ не станет их читать.
Но, между прочим, тех стихов не возвратили мне,
Сказал редактор, что возьмет их почитать жене.

Омаров Курбан.

Ты ли, слезинка, поможешь в горе?
Ты ли блеснешь и рассеешь беду?
Горца, меня, для чего ты позоришь,
Что ты блестишь у людей на виду?
Тот, чьи глаза мы сегодня закрыли.
Видел и горе, и холод, и зной.
Но никогда его очи в бессилье
Не застилало твоей пеленой.
Тихо в ответ мне шепнула слезинка:
“Если стыдишься, себя ты не мучь.
Людям скажи, что блеснула дождинка,
Малая капля, упавшая с туч”.

Учитель:

- А теперь послушайте стихотворение поэта о любви чистой и прекрасной.

Прекрасные на земле, глаза!
Что плачете?
Что приключилось с вами?
Что мучит вас, прекрасные глаза,
Наполненные крупными слезами?
На той вершине ты стоишь сейчас.
Еще не знающая жизни толком.
Откуда, словно камень сорвалась?
Мечта моя, не соберешь осколков!
А может мягкость сердца моего
Испытываешь ты и ждешь развязки
Не надо, не целься, милая!
Уж, как живу, так жить меня оставь
С моей свободной, с песнею любимой.

Ибрагимова Муслимат.

Скажи, зачем и ты меня так зло
Обманываешь лживое стекло?
Моим друзьям поверило ты или
Моим стихам о ранней седине,
Но в снежный день друзья мои шутили,
А я писал, когда взгрустнулось мне.
Не смейся над моею головою,
На ней, ей Богу, нету седины,
Нет прядей, схожих с вялою травою,
Под камнем пролежавшего с весны.

Гаджиева Абидат.

“Ты где, мое сердце, дай мне ответ?”
“Вон у того окна!”
В груди моей пусто, сердца там нет,
В груди моей боль одна.
“Где вы, мечты мои, светлые, где?”
“Вон у того окна!”
За моим окном человек в беде,
Комната холодна.
“Где же вы, где вы, мои глаза?”
“Мы у того окна!”
В пустых глазницах моих слеза,
Горяча и солона.
“Стихи мои, где же вы? С вами беда,
В чьем вы томитесь плену?
Строчки мои, вы летите куда?”
“Летим мы к тому окну!”
“Где, мысли мои, вы ночью и днем?”
“Мы у того окна!”
“А кто обитает за тем окном?”
“Двое: муж да жена”.
Он да она, а я здесь при чем?
Была мне знакома она…
Я, бывало, разбуженный первым лучом.
Глядел из того окна.

Саидова Джамиля.

Люблю, и радуюсь, и стражду,
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна
Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утолю,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится земля.

Себединов Салман.

Притча о птичке, пожелавшей сравниться с орлом.

Отара овец спускалась с гор в долину. Неожиданно с неба налетел орел, схватил и утащил ягненка. Все это видела маленькая птичка. Она решила: а почему бы и мне не поступить, как орлу. Да и что ягненок, унесу-ка я целого барана. Птичка взлетела повыше, сложила крылышки и бросилась вниз. Но дело кончилось тем, что она ударилась о бараний рог и убилась насмерть.

Маликов Али. Из записной книжки.

Мы приходим, словно поезда,
Попыхтим и в путь уходим дальний.
Остановка “Жизнь”, ты как всегда,
Всех встречаешь суетой вокзальной.
Вот и я пришел, но скоро срок,
Скоро вдаль умчит меня дорога.
Красный станционный огонек,
Мой отход отсрочь хоть на немного.

На музыкальном центре звучит песня на слова Расула Гамзатова на русском языке “Журавли”.

Закрепление

  • Чему вас учит поэзия и, в целом, творчество Расула Гамзатова?
  • Какие мотивы в творчестве поэта вы можете отметить?
  • Что вы запомнили для себя?

Ответы учащихся.

  • Саидова Джамиля. Любить Родину
  • Маликов Али. Уважать старших.
  • Магомедкамилов Ахмед. Быть милосердными и сострадательными.
  • Нуриев Мурад. Быть добрыми.
  • Исаев Магомед. Быть честными.
  • Хабирова Малика. Учиться творить всякие добрые дела, быть порядочным человеком
  • Исалдибирова Хиядат. Быть простым.
  • Себединов Салман. Быть человеком.
  • Омаров Курбан. Быть патриотом своей Родины.

III. Д/З. Написать отзыв о внеклассном мероприятии.

Читать еще:


Новые материалы:

Табличная форма представления информации :: Рациональные способы вычислений :: Обобщающий урок по теме "Системы счисления" :: Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" :: Тестовый контроль на уроках информатики :: Дикая история ( El bar ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 24 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD