Вечер, посвященный А.Вампилову. "Пусть душа моя останется чиста" : Внеклассная работа

Ведущий: Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в городе Черемхово в учительской семье. Перед нами бесценные документы прошлого – выдержки из писем отца Вампилова в родильный дом поселка Черемхово, где 19 августа 1937 года его жена Анастасия Прокопьевна родила их четвертого по счету ребенка.

Ученик: (зачитывает фрагмент письма) Тася! Ну как дела? Еще раз прошу тебя не нервничать, не беспокоиться.
Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Ему дали целый мешочек (10 кг), а мне полмешка. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме знакомого татарина, видел во сне М. Горького. Боюсь, как бы писатель не родился…

Ученик: И чуть позднее… Молодец Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдалось второе… Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны.

Ведущий: Тот, 37-ой год вошел в историю и как год столетия со дня гибели А. С. Пушкина, и именно в его честь родители назвали новорожденного Александром.

Ученица: Детство Вампилова прошло в селе Кутулик Аларского района Иркутской области. И Кутулик он по праву считал своей родиной. А для понимания истоков творчества А. Вампилова, следует сказать несколько слов о его малой родине:

Ученик: Деревянный, пыльный, с огородами, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией и стадионом, Кутулик от деревни отстал и к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию все-таки один-единственный…Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде и никогда я не видел дороги заманчивей этой вот, что по далекой горе вьется среди берез и пашен…

Ведущий: После школы будущий драматург переберется в Иркутск, чтобы продолжать ученье, и с юности обретет взрослую независимость. Пробовать свои силы в сочинении рассказов Вампилов стал еще будучи студентом-филологом Иркутского университета.

(Чтение учеником рассказа «Ревность»)

Ведущий: С 1958 года его охотно печатали в областной молодежной газете. Студенческая жизнь проходила не только в аудиториях, осенью выезжали на колхозные поля, помогали убирать урожай.

Ученица: Из воспоминаний А. Румянцева: «Дни проходили однообразно, мы копали картошку, а вот вечера ожидались каждым из нас с нетерпением. Как-то мы уже легли спать, и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта С. Есенина. Все слышали только имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно. Книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти: «Не бродить, не мять в кустах багряных». Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то очень важное.
Нам открылось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта. Он читал стихи, которые выбрала его душа, и читал не раз, не два. А десятки раз. Мы слушали Саню и во второй вечер, и в третий.

(Чтение учеником стихотворения С. Есенина)

Ведущий: До третьего курса Вампилов писал стихи. Некоторые из них сохранились и теперь опубликованы. Чувства и размышления выражались поэтом негромким словом, с благородной сдержанностью и душевной чистотой.

(Чтение учениками стихотворений А. Вампилова «Что неприветливо, широкий дол шумишь», «Моей весны цветы давно увяли»)

Ведущий: Особое место в студенческой жизни занимала музыка. Приобщение к ней началось еще в школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная. Александр Вампилов исполнял мелодии на стихи великого лирика С. Есенина: «В том краю, где желтая крапива», «Грубым дается радость», «Устал я жить в родном краю». Позднее Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение «Вечером синим, вечером лунным». Большое впечатление производил романс, когда его пел сам Александр под свою гитару.

Ученик: В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и ту тревожную глубину, в которой, кажется, помещалось особое значение, особая мудрость, и все омывающая печаль.

Ведущий: Главным в репертуаре были старинные романсы. Он пел их неторопливо, сосредоточенно. Но щемяще трогали сердце и другие романсы, которые любил и неизменно исполнял Вампилов: «Я встретил вас», «На заре ты ее не буди», «Мне грустно потому, что я тебя люблю», «Не пробуждай воспоминаний», «Средь шумного бала», «Гори, гори, моя звезда», «Две гитары за стеной», «Утро туманное, утро седое».

(Исполнение учениками 1-2 романсов)

Ученица: У Вампилова была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки, постоянно пополняемая.
Звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Паганини, Сен-Санс, Лист. Из бетховенских сонат Александр любил «Патетическую», «Апассионату», «Крейцерову» и «Лунную». Любил он и отечественных композиторов: Чайковского, Глинку, Бородина, Мусоргского, Рахманинова. Собранное вместе это богатство давало возможность, включив проигрыватель, слушать многочасовые концерты. О, это были особые часы, и они не прошли бесследно для духовного становления и творчества А. Вампилова.

Ученик: Душа в это время трепетала, отвечала на музыку, ликующая и плачущая, беспричинно мрачнеющая и так же беспричинно торжествующая. Вампилов в рассказе «Моя любовь» устами своего молодого героя объяснился так: «…мне казалось, что это тонкое и глубокое чувство, которым жила и входила в душу музыка – мое чувство, и мне захотелось вдруг увидеть Веру и говорить ей что-нибудь красивое и нежное».

Ведущий: В 1960 году он окончил университет, а уже в 1961 году выпустил сборник юмористических рассказов «Стечение обстоятельств»

(Инсценирование фрагмента из рассказа «Цветы и годы»)

Ведущий: Потом Вампилов пишет пьесы. Пьесы не находили дороги на сцену.

Ученица: В первой большой пьесе «Прощание в июне» (1964г.) главная тема лежит на поверхности. В жизни каждого молодого человека настает момент, когда из тихой заводи семьи, дома, школы он выплывает в открытое море жизни и один раньше, другой позже встречает первое испытание совести, первый рубеж, пройдя который становится уже другим человеком.

Ученик: Действие пьесы «Старший сын» (1965г.) начинается с грубоватого розыгрыша, а в финале пьесы младшие дети собираются покинуть главного героя Сарафанова, но к нему возвращается старший сын. Не свой, случайно появившийся, но сын несомненный. Так вот что вышло из дурацкого розыгрыша Сильвы и Бусыгина. Выше правды ничего не бывает. Но добро в человеке для Вампилова – сила еще более могущественная. И в недрах обмана зреет новая правда. Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал ему близок как сын.
Сила драматурга в том, что он стоит над своими героями: хочет все видеть резко и прямо, и, однако, не теряет веру в людей и справедливость.

Ученица: Оттого, что Вампилов чуток к добру, даже затаившемуся, стесняющемуся себя и почти случайному, он с таким огорчением и страхом смотрит на разрушение человеческой души.
«Утиная охота» (1968 г.) – самая горькая. Самая безотрадная пьеса Вампилова, ведущая основную тему драматурга: как человеку не истрепаться, не выцвесть, не сломаться, вступая в многосложную жизнь. Как сохранить юность и душу человеческую.

Ученик: Пьесы Вампилова начали ставить незадолго до его смерти. Главное его призвание и слава – посмертные. Он не дожил  до того времени, когда стал одним из самых «репертуарных» драматургов в театрах нашей страны, когда пьесы его начали ставить во многих европейских столицах, на других материках.
Вампилов утонул в Байкале в августе 1972 года.

Ведущий: А мы сегодня постарались рассказать вам о Вампилове как о простом, обыкновенном человеке, представить его как поэта. прозаика и драматурга. И закончить сегодняшний вечер хотелось бы стихотворением Н. Рубцова, друга Вампилова. Стихотворение очень близко, созвучно мыслям и делам драматурга.

До конца

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей
Перед этим
Строгим сельсоветом
Перед этим
Садом у моста
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
 До конца,
До смертного креста!

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок математики по теме "Дробные выражения". 6-й класс :: Невероятное путешествие старшеклассников по Стране школьных знаний :: Интегрированный урок (математика + информатика) на тему «Вычисление площадей плоских фигур» :: Конспект урока математики «По следам бременских музыкантов». 6-й класс ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Обобщающий урок по теме "Проценты". 9-й класс :: Над глубиной: Хроника выживания ( Cage Dive ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Chairman / Кресло компьютерное Chairman 682 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD