Семинар по проектной деятельности "Роль учителя в гуманитарном проектировании" : Внеклассная работа

Семинар по проектной деятельности "Роль учителя в гуманитарном проектировании" : Внеклассная работа

Предмет гордости российского образования в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, подавать, или создавать новую.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Поэтому я занимаюсь практико-ориентированным проектированием со своими учениками.

Как же достичь успеха, занимаясь проектированием? На что надо обратить внимание?

На взаимодействия учителя и учеников. Безусловно, учителю в данной ситуации отведена роль кукловода, но при этом мы не должны быть ни Карабасом Барабасом, ни ветреным Пьеро, т.е. ни авторитарность, ни безразличие в действиях не дадут результатов. И ученики в силу разных обстоятельств не могут быть максимально свободными и самостоятельными. Надо найти золотую середину, при которой самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с управлением со стороны учителя.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали по 1-2 проектам, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Роль учителя весома и значима на первом и последнем этапах. И от того, как учитель отработает свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На 2 этапе организуется деятельность детей. Чаще всего я использую групповые проекты. Значит, необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам – им лучше известны все «подводные течения» во взаимоотношениях детей. Однако если в классе есть особые дети, требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдётся эгоцентричный ученик, желающий работать самостоятельно. Не будем настаивать на чем-либо против его желания – найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Так работая над проектом «Японские трехстишия. Хокку», девочки не хотели делить свою работу с одним учеником, а он «рвался в проект». И мне пришлось найти ему такую работу, которая не была бы связана с общей: он написал свои хокку и связался по Интернету с любителями японской поэзии. Так на 3 этапе пришлось изменить структуру конечного замысла проекта. Предварительно планировалось получить презентацию и буклеты-задания для школьного урока, словарь художественных образов в хокку. А получили еще благодаря Диме и альманах творческих работ учащихся. Да, работа контролировалась учителем на 2 этапе, но это самостоятельное дело детей.

После того, как работа спланирована, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать таким «малюсеньким наблюдателем». Ребята всё делают сами. НО: учитель, не участвуя в процессе:

  • консультирует учащихся по необходимости;
  • ненавязчиво контролирует;
  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Оснащение всем необходимым и создание условий для самостоятельной работы

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядные пособия (буклеты, справочники-словари, тестовые задания и т. д.), вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии – здесь без этого не обойтись.

Особого внимания требует от учителя этап презентации проекта. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

От учителя требуется активность при:

  • «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, поддержке взаимодействия детей между собой, а особенно с взрослыми экспертами, консультантами (пример проекта «Герб литературного героя»);
  • работе с материалом – результатом информационно-поисковой деятельности детей (проект «Серебряный век в поэзии 20 века», «Окказионализмы в поэзии А.Блока, И.северянина, В.Маяковского»);
  • при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся, (пример проектов «По Пушкинским местам», «Чтение с увлечением»);
  • систематизации и выводам по приобретенным знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.

Только тогда мы сможем сказать, что проектная деятельность принесла свои плоды и увенчалась успехом. А наш ученик стал героем-первопроходцем, получил заслуженную порцию успеха, самовыразился, утвердился в своих глазах, в глазах учителей, родителей, одноклассников. А раз он реализовался, то в дальнейшем с большим желанием будет заниматься проектированием не только во внеурочное время, но и учебное. И каждая его победа – это ступень к преодолению и постижению самого себя.

Поэтому, проведение окружного конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» надо координально менять. Особенно процесс оценивания конкурсантов.

Мои предложения таковы:

  • допустить до процесса оценивания учителя, хотя бы на первичной стадии общения с экспертом;
  • экспертом должен быть человек, понимающий психологию ребенка-школьника;
  • добавить несколько опорных школ для проведения 1 тура;
  • учитывать при оценивании работы не только актуальность выбранной темы, но и самостоятельность работы конкурсанта;
  • эксперт не должен негативно оценивать презентацию учащегося, дабы не нанести ему психологическую травму;
  • экспертиза должна иметь четкие критерии понятия «ПРОЕКТ», и четкие критерии оценки (ни в коем случае не по принципу «нравится – не нравится»;
  • учитывать возраст учеников, разделить на 4 возрастные группы:
    • младшие(1-4 классы),
    • средние (5-7 классы),
    • старшие (8-9 классы),
    • старшие (10-11 классы).

Приложение 1

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок разноуровневого повторения по геометрии на тему "Центральные и вписанные углы" :: Методика применения модульной технологии при обучении математике в 8-м классе. Построение модуля по теме "Квадратные корни" :: Программа курса по выбору "Занимательная математика" (5-й класс) :: Применение инверсии в построении графиков элементарных функций. 9-й класс :: Разработка "Памятки по русскому языку" для уроков работы над ошибками :: Во всем виноват енот ( Wakefield ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Властелины вселенной ( Masters of the Universe ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD