Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Русская береза – символ Родины моей" : Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Русская береза – символ Родины моей" : Внеклассная работа

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Отечеству; развивать творческие способности учащихся; формировать чувство гордости за свою принадлежность к России.

Оборудование: компьютер, диск CD-R с презентацией (Приложение 1), экран, диапроектор, костюмы: военная форма у мальчиков, русские сарафаны у девочек.

Ход мероприятия

В записи звучит песня “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

<Слайд 1>

Ведущий.

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.

<Слайд 2, 3>

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

<Слайд 4>

Ученица 1. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение “Береза” С. Есенина с детства хорошо знакомо всем:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром,
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит, береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

<Слайд 5>

Ведущий. Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

<Слайд 6>

Ученик 1.

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия.
И я не мыслим без твоей красы.

<Слайд 7, 8>

Ученица 2.

Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной.
Тонкой березой качается
В светлых дождях купается.

Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли печалясь,
С Россией своей прощаясь.

Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!

<Слайд 9>

Ведущий. Перед картиной “Березовая роща” А.И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.

Ученица 3.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

<Слайд 10>

Ученик 2. Перед нами картина И.И. Левитана “Березовая роща”. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

<Слайд 11>

Так и хочется прочесть строки:
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.

Девочки исполняют хоровод под русскую народную песню “Во поле березка стояла”.

<Слайд 12>

Ученица 4. Какой русский человек не любит красавицу березу?

Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”.

Ученик 3. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

<Слайд 13>

Ученица 5. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и… русскую березу.

Выходят дети, одетые в военную форму.

<Слайд 14, 15, 16>

Ученик 4.

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано - раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
“Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!”.

<Слайд 17, 18, 19>

Ученик 5. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

<Слайд 20>

Хор мальчиков исполняют песню “Березы” (слова М. Фрадкина, музыка В. Лазарева) (Приложение 2).

<Слайд 21, 22, 23>

Ученик 6.

За селом, вдали на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…

<Слайд 24, 25>

Исполняется песня “Березовый сок” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) (Приложение 3).

<Слайд 26>

Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе “Белая береза” М. Бубеннов.

“… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

- Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы”.

<Слайд 27>

Ученик 7.

Затихли военные грезы,
Свинцовый не цокает гул
На горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.

<Слайд 28>

Ведущий. Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли наши солдаты, выстояли и победили.

Группа детей исполняет песню “Растет в Волгограде березка” (слова М. Агашиной, музыка Г. Пономаренко) (Приложение 4).

Ученик 8.

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была…
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым - бела.

<Слайд 29>

В записи раздается стук сердца.

Ведущий. Память… Она имеет свое начало, но она не имеет конца. В 2010 году исполняется 65 лет с того дня, когда отгремели последние залпы Второй мировой войны.

<Слайд 30>

Наши солдаты освободили от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. Как знак благодарности за свершенные дела и подвиги, как символ непобедимости и стремления к жизни, растут на могилах наших воинов кудрявые березки.

<Слайд 31>

Ученица 6.

В Трептов – парке белые березы,
Словно вдовы русские стоят.
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела сюда издалека.

Привела, поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.

О, березы! Белые березы!
Часть России, часть моей души!
Солнце не иссушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит…

Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь,
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь…
Тишина.
И слышно, как до хруста
Он сжимает обнаженный меч.

<Слайд 32>

Ведущий. Память – это первый день мира. В этот день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы, - это был первый салют павшим, первый салют Победы, первый салют Памяти, и им казалось, что мир не услышит больше выстрелов.

<Слайд 33>

Ученик 9.

Под сенью вековых берез
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звезд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.

Ученик 10.

Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою,
Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.

Ученик 11.

Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила –
Да, славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.

Ученик 12.

А жизнь жива,
И возле пней священных
Березок племя буйно зацвело.
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.

Ученик 13.

Они стоят, дороги оторога,
И ткут, и ткут навес над тишью рек.
О, Русь моя! Березовая роща,
Которую не вырубить вовек…

<Слайд 34>

Ведущий. О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик 14.

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

“Россия” - шепчут мне березки,
“Россия” - шепчут камыши,
“Россия” - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”.

Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

<Слайд 35>

Звучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы “Любэ”.

Литература

  1. Варанкина В. А. Русская береза – символ Родины моей.// ПедСовет – 1999. - №8. – с.1-2.
  2. Логинова Л. Б. Я вспомнил все былое. // Читаем, учимся, играем – 2006. - №4. – с. 26–32.
  3. Ситдикова Ф. Сценарий весенне-летнего праздника “Береза – символ России” (Публикация по вашей просьбе) // Воспитание школьников – 2004. - №4. – с.65–71.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий праздника "Осенний бал" :: Внеклассное мероприятие "Путешествие на математическом поезде" :: Сценарий концертной программы для студентов “Я - Помню! Я - горжусь!» в рамках встречи с ветеранами педагогического труда и ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. :: "Самые сильные, творческие, дружные, умелые" :: Повторение и закрепление изученного. Математика. 1-й класс :: Валериан и город тысячи планет ( Valerian and the City of a Thousand Planets ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Козни. Последний сюжет Пазолини ( La macchinazione ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD