Урок-рассуждение по произведению А.И. Софронова "Городчик" или "Путник" : Внеклассная работа

Рассуждение идёт по вопросу: Кто виноват в горькой судьбе семьи главного героя Степана? Кто жертва-Степан или его семья? Встанет ли на правильный путь главный герой?

Целью данного урока является найти способ исправления главного героя, тем самым способы оказания помощи этой семье.

Методы, используемые в работе – чтение текста, анализ и обсуждение прочитанного, нахождение выхода из тупиковой ситуации, определение позиции автора, методы изложения построение выступления учащихся, словарная работа и другие.

Ход работы

Организационный момент. (Подготовка и настрой к творческой работе)

Ответы на наводящие вопросы:

  1. Кто такой путник или городчик? Кого называют путником (странник или путешественник?)
  2. Куда и почему идут путники? Как они ездили в старину?
  3. Как вы думаете, в этом произведении кто является путником?
  4. Почему стал путником или городчиком?
  5. Кто автор этого произведения?
  6. Почему написал это произведение? Прослушав ответы учащихся, делаем общие выводы.
  7. Далее чтение и обсуждение текста по группам.

Первая группа – рассуждает вступление – “Тёмная ночь и усадьба главного героя”;

Вторая группа – “Внутренний вид жилища и жизненный уклад главного героя”;

Третья группа – “Взаимоотношение и внутренний мир домочадцев”;

Четвёртая группа – “Есть выход из создавшегося положения”.

Первая картина, представленная перед читателями: Это тёмная ночь. На улице ни души. Путник – сам автор представляет описание тёмной ночи – как страшно ездить по ночам. (Но в старину ночь может быть и в 5, и в 6 часов, т.к. освещения нет, рядом никого. Эта семья одна живёт в глуши, в аласе. (Автор приближается к балагану. Издалека тускло освещены окна огнём камелька. Поблизости ни души. Даже незаметно, что здесь живёт семья… Только приближаясь к жилище, можно увидеть собаку, лежащую на сене. По этому признаку можно догадаться, что здесь кто-то живёт.)

Задаётся вопрос группе по методу создания ситуации: Почему путник в темноте и в холоде оказался здесь? А вы оказались когда-нибудь в такой жуткой ситуации? (Идёт описание той картины, где может оказаться любой из нас.)

Идёт обсуждение этой ситуации и выявление своей точки зрения и выводы. Следующий проблемный вопрос – Чем мы можем помочь путнику? Какая участь поджидает путника? Дети включают воображение. Тоже высказывают своё мнение и утверждается общий вывод. (Метод обсуждения). Каждый человек по жизни является путником и каждому представляется своя дорога. Выбор дороги остаётся за героем или за читателем. В данной ситуации у главного героя Степана очень тяжёлая дорога (жизнь), в которой он сам хозяин.

После этого выступает вторая группа. Выступает по проблеме “Внутренний вид балагана и жизненный уклад главного героя”. (Войдя в балаган путник сначала ничего не смог увидеть. Внутри было темно, что невозможно увидеть что-то.

Только сосредоточив внимание, можно было увидеть сидящего напротив камелька хозяина, чуть подальше хозяйка штопала торбаза. Дети тихо играли. Никто не разговаривал. Лица были хмурые, страдальческие. Было очень тихо, что были слышны время от времени шуршанья клопов. Через некоторое время усиливается их шуршанье.

Вопрос учителя: Почему такое напряжённое состояние в этой семье? Что случилось?

Почему автор связывает напряжение с шуршаньем клопов. Обсуждаются вопросы. Ученики высказывают своё мнение, затем утверждается общий вывод.

Ожидаемый ответ: В данной семье имеется проблема долгов. Долги появляются по вине хозяина. Выпутаться из неё невозможно, не ущемляя благосостояние домочадцев.

Выступление третьей группы “Выход из сложившейся ситуации”. Какое решение принял хозяин? Почему не возразила Дарья? Чувствовал ли подкравшуюся опасность скот, находившийся в хлеве. Этой ночью посреди зимы из-за долгов, семья лишилась одного молодняка. Это было вынужденной мерой. С тушей молодняка Степан собрался в город.

Каким образом он распорядился тушей? Не доходя до базара, продал мясо всего за 20 рублей и проиграл в карты. Оказывается, Степан был заядлым игроком. Его даже не остановили дети, которые ждали гостинцев из города. Протрезвев, он понял, что он не выполнил обещаний детям, ему стало очень стыдно. Значит, он ещё не полностью потерял свой человеческий облик. Есть ещё шанс на путь исправления. Но Степан слабохарактерный, он не может отказаться от своих вредных привычек. Даже устраивает скандалы, чтобы продолжить тот же образ жизни. А жена Дарья и дети не в силах остановить его. Учащиеся обсуждают о том, как можно остановить Степана и можно ли оправдать его поступки. Ученики придумывают советы для Степана. Эти пороки не исчезли до сих пор. Они имеются и в современной жизни. Нужно учащимся дать понять, что такие пороки разрушают целые семьи и уничтожают самого человека, не только как личность и отбирают жизнь.

Всем учащимся даётся сравнение отрывка. Облик города к приезду Степана и к отъезду в родные места. (По приезду в город Степан восхищается городом, ему показалось здесь всё другим, красивым. Горожане вежливые, опрятные. Всё ярко и красиво. Даже солнце светит по-другому. По отъезду город ему казался мрачным. Люди не приветливые, хмурые. Как-будто смотрят на него с упрекающим взглядом. Стояла пасмурная погода, солнце не провожало его ярким, лучистым светом и даже собаки его выгоняли из города. Значит, при отъезде Степан находился в раздавленном состоянии.

Учитель: Почему автор даёт два разных описания города?

Вывод: В таком положении может оказаться любой из нас, отдалённый от родного края, который оказался без надлежащего ухода и контроля.

Общий вывод урока: Дома Степан хозяин. Ему всё дозволено. Ему все подчиняются. А в другом месте он не может вымолвить и слова, не может даже постоять за себя и идёт у всех на поводу. Такие пороки человеческого характера не искоренены, всё зависит от характера самого человека и от среды, в котором он обитает и воспитывается. Над этими пороками надо работать всем обществам, но в первую очередь, человек сам должен заниматься самовоспитанием. Усилить связь с семьёй, организовать работу в образовательной и воспитательной сфере. Особую роль в становлении личности может сыграть психологические и социальные службы.

Защита работы по группам. Выставление оценок.

Домашнее задание. Изложить своё мнение в письменном виде. Иллюстрация к произведению.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики во 2-м классе по теме "Числовые выражения" :: Животные Кемеровской области, занесенные в Красную книгу :: Урок русской грамоты по теме "Буквы Дд, звуки {д], [д']". 1-й класс :: Проектная деятельность начальной школы как база для формирования ключевых компетенций в условиях перехода на новые федеральные стандарты начального обучения (из опыта работы учителя) :: Урок окружающего мира "Растительный мир Мурманской области. Грибы съедобные и несъедобные. Дикорастущие растения". 2-й класс :: Репродукция ( Replicas ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные кресла/Детская мебель/Компьютерные кресла / Mealux / Детское компьютерное кресло Mealux ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD