Памяти блокадного Ленинграда посвящается… : Внеклассная работа

Форма проведения: литературная гостиная.

Оборудование: проектор, презентация “Блокадный Ленинград”; кинохроника блокадного Ленинграда, аудиозаписи.

Цели и задачи:

  • способствовать углублению и расширению знаний учащихся по истории Отечества;
  • воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России;
  • воспитывать любовь к поэзии;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся, навыков актерского мастерства;
  • воспитание толерантности, умение общаться в коллективе.

Ход мероприятия

На сцене 4 ведущих, историк, блокадники, девушка, исполняющая роль Ольги Берггольц.

Историк дает историческую справку о положении Ленинграда на 22 сентября 1941 года.

Ведущие рассказывают о первых днях блокады, о наступающем на город голоде.

Ребята, исполняющие роль блокадников, зачитывают воспоминания свидетелей тех событий.

Звучит чтение дневника Тани Савичевой.

Повествование о мужестве и стойкости блокадников, о жизни города (чтение стихов О.Берггольц, симфония Шостаковича).

Выступления ведущих сопровождается чтением стихотворений о блокадном Ленинграде.

Ведущий 1: Столько лет прошло, забывается все…

Ведущий 2: Но ничто не забыто. Да, не забыто – разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел право?! Они блокаду выдержали, они переносили ее изо дня в день, сохраняя человеческое достоинство.

Ведущий 1: Но мы, мы, не пережившие этого, имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас, они, ленинградцы?!

Историк: историческая справка: Секретная директива немецкого военно-морского штаба “О будущности города Петербурга” от 22 сентября 1941 года:

После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.

Ведущий 3: Но прямое наступление захлебнулось. Наши войска плотно держали изнутри блокадное кольцо, не давая нигде его переступить. И тогда гитлеровскому генеральному штабу потребовались консультации Цигельмайера – крупного ученого в области питания, руководителя Мюнхенского пищевого института.

Цигельмайер: Я вычислил, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они вымрут.

Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить. И поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт, пускай их останется там больше, тогда они скорее умрут и мы войдем в город совершенно свободно, не потеряем ни одного немецкого солдата.

Ведущий 4: Этого убийцу-невидимку вначале не считали самым опасным. Убивали – куда заметнее для всех – другие: бомбы, снаряды. Да и вообще, август, сентябрь, октябрь были и без того тревожными до крайности: ожидался со дня на день новый штурм. Враг у ворот! – это кричало в душе ленинградцев, заглушая другие тревоги.

Чтец:

С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много-много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все, связанное с ним!
Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега.
Услышали стоярусное: “Нет!”

Ведущий 1: А голод был уже рядом, в городе. Ужесточались продуктовые нормы. Пошли в ход “заменители” – на хлебозаводах, в столовых. И каждый сам стал оглядываться, искать, что и где съедобного осталось, что можно использовать.

Блокадники:

1. Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что они мускулистые и у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Все мышцы были видны и сосуды тоже. И все такие дряблые были. Кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые.

2. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь-стоишь, а хлеба не было. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. Рядом с буржуйкой ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.

3. Ко мне как-то пришел мой школьный товарищ и спросил: “Не сохранился ли ваш кот? Мы хотели бы его съесть, потому что мама и бабушка уже умирают”. Кота уже не было, и он ушел. Через неделю я пошла к ним. В комнате темно и они все трое лежат мертвые: бабушка, мать и он.

Ведущий 2: В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, глицерин, всевозможные отходы растительного сырья. Хлебный паек сократился до 125 граммов.

Блокадник:

4. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досытья поесть хлеба.
А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек.
Вот с этого я начинаю утро, только с этого. Я не вру. Пью чай две чашки крепкого, и это богатство. Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил – ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!..

(Ведущие раздают гостям хлеб.)

Чтец:

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые.
Только не поют:
Не потому,
Что с нами не хотят
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые
Всегда среди живых.
Идут и сморят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Ведущий 3: Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Ведущий 4: Особенно страшно читать дневники детей.

Историк: Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Ведущий 1: Давайте вслушаемся в эти скупые и страшные слова.

Чтец Таня Савичева:

(Под удар колокола.) Женя умерла 28 декабря 12-50 часов1941 года.
Бабушка умерла 25 января 3 час дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Коля умер 13 апреля 2 час 1942 года.
Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
Умерли все.

Чтец:

На берегах Невы
В музейном зданье,
Хранится
Очень скромный
Дневничок.

Его писала
Савичева Таня.
Он
Каждого пришедшего
Влечет.

Пред ним стоят
Сельчане,
Горожане,
От старца –
До наивного мальца.

И письменная
Сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.

Это – всем живущим
В назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений
Вник, –
Время
Возвращает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками
Он восходит,
Как звезда
С руки
И гласят о жизненном канале
Сорок
Две
Святых
Его строки.

В каждом слове –
Емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И
Почти молчанье о себе…

Это смертный приговор
Убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится
Это – сердце,
Что летит сюда…

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами
и тобой.
Встань пред миром
Савичева Таня
Со своей
Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет,
Не ведая старенья.
И гласит
Про наши времена!

Ведущий 2: Фашисты пытали Ленинград. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям, а солдат – жалостью к угасающим матерям, женам, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.

Ведущий 3: Казалось, прежде всего – хлеб. Ну, еще вода и тепло. Так ведь нет. В иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа продолжалась.

Ведущий 4: Пища духовная, когда так мало было просто хлеба, не обесценивалась, она значила больше, чем в сытые времена.

Ведущий 1: У блокадного Ленинграда была своя богиня Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. Стихами Ольги Берггольц.

Ольга Берггольц: Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы.

Стихи стали нужны. Они помогали верить, что небесполезны их муки беспредельные.

Чтец:

Я буду сегодня с тобой говорить,
Товарищ и друг ленинградец.
О свете, который над нами горит,
О нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни,-
И это уже победа.
Смотри – материнской тоскою полна,
За дымной грядою осада,
Не сводит очей воспаленных страна
С защитников Ленинграда.
Мы знаем – нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но Родина с нами, и мы не одни,
И нашею будет Победа.

Ведущий 2: В городе – три театра, сборы битковые. Оперетты шли даже в голодную лютую зиму. Артисты стоически сверкали шелками и пели в зале, где было минус 3-5 градусов. Театр Балтфлота за 12 месяцев дал 3000 спектаклей.

Ведущий 3: И именно в блокадном Ленинграде Шостакович написал свою симфонию, посвятив ее всем жителям блокадного города.

Ведущий 4: (на фоне музыки Шостаковича) В 1942 году симфонический оркестр Филармонии впервые исполнял в блокированном городе героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В начале концерта в городе было сравнительно тихо. Но когда командующий 18-й гитлеровской армией генерал Линдеман узнал о трансляции симфонического концерта по Ленинградскому радио, он отдал приказ открыть огонь по району Филармонии. В ответ на огонь гитлеровцев корпус контрбатарейной борьбы ударил по врагу. В зал доносился гул артиллерийской канонады. Фашистские батареи вскоре были подавлены, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.

Чтец:

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех –
Не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру – быть бы живу…
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд
Одной – единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович – в Ленинграде.

Историк: Из приказа войскам Ленинградского фронта 27 января 1944 года. Товарищи красноармейцы, сержанты и офицеры войск Ленинградского фронта! Трудящиеся города Ленинграда.

Войска Ленинградского фронта в итоге 12-дневных напряженных боев прорвали на всем фронте под Ленинградом сильно укрепленную оборону немцев. В итоге боев город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.

Ведущий 1: Блокадный город, где он – город потерь, страданий, неосуществленных жизней, невозместимых утрат?

Ведущий 2: Теперь этот город не разглядеть. Раны залечились быстро, шрамов не осталось. Не осталось ничего, словно бы воды сомкнулись.

Ведущий 3: То же самое происходит с памятью о блокаде – она уходит внутрь, как древесные кольца в ствол дерева.

Ведущий 4: Наше время – время собирать камни, собирать глыбы народной памяти.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщение знаний о глаголе :: Интегрированный урок (математика + технология) по теме "Геометрические фигуры. Техника оригами. Стаканчик" :: Тема урока "Части речи". 3-й класс :: Урок с презентацией по ИЗО. 1-й класс. Тема: "Рисуем салют Победы" :: Литературное чтение в 4-м классе. Тема: «П.П. Бажов "Серебряное копытце"» :: Яна+Янко, 2017 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Диван плетеный 01/11 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD