Воспитание гражданской позиции через участие в социальных проектах и волонтерстве : Внеклассная работа

Как воспитать гражданскую позицию учащихся? Что для этого может сделать школа? Какие методы следует применить? Эти вопросы волновали педагогов всегда, а в современной российской школе, нам кажется, они приобретают особую актуальность.

С чего начинается воспитание гражданина? Как нам кажется с воспитания ответственности. Ответственность – качество личности, проявляющееся в её желании и умении отвечать перед собой, коллективом, обществом за себя, свои поступки и их последствия, за порученное дело, за данное слово. (По Пидкасистому)

Очень часто у взрослых вообще и учителей в частности складывается мнение, что современные подростки безответственны, не думают ни о ком кроме себя, не замечают ничего вокруг. С таким мнением можно поспорить. Да, они не всегда готовы к урокам, забывают дома школьные принадлежности, порой попросту без особых причин пропускают уроки, дерзят и …. , можно добавить еще несколько примеров. Но делать резкие выводы только по таким наблюдениям, в общем-то, не стоит.

Если увлечь подростков каким-то действительно важным и интересным делом, можно увидеть совершенно других детей – увлеченных, ответственных, с четкой гражданской позицией. Больше того, такая деятельность стимулирует ответственное отношение к учебе.

В этом мы убедились, участвуя вместе с детьми в социальных проектах.

Об одном из них мы и расскажем. Когда нам предложили участвовать в межрегиональном проекте «Энергосбережение», первым порывом было - отказаться, так как проект предполагал четырехмесячный марафон, сразу возникли сомнения в готовности детей к такой работе. Решили работать с профильным химко-биологическим классом.

На старт проекта вышел весь класс. Ребята сами распределили, кто и за какие этапы будет отвечать, сроки промежуточного контроля были определены организаторами. Конечно, со стороны учителей был контроль, который в большинстве случаев заключался в напоминании о сроках отправки отчетов по этапам.

В процессе работы подростки открыли для себя много интересного, выяснили, как можно экономить энергию, вовлекли в этот процесс свои семьи, учащихся школы, придумывали игры для младших школьников и проводили эти игры с ними. Отчеты отправлялись по электронной почте самими детьми. По результатам работы была сделана презентация (см. приложение 1) с которой команда выступила на очном, заключительном туре. До финиша дошла группа из пятнадцати человек. Не много, возможно, но это ровно половина класса, и за этих ребят уже можно быть спокойными – они могут отвечать за себя и свои поступки, готовы придти на помощь друг другу, отзывчивы к чужим проблемам. Самым приятным оказался сюрприз от организаторов – экскурсионная поездка в соседний город. Такого никто не ожидал, это было тем более приятно.

На следующий учебный год уже сами дети предложили поучаствовать в подобных проектах. Но самым неожиданным продолжением такой деятельности явилось волонтерство нескольких девушек. Они самостоятельно вышли на гематологическое отделение Краевой детской больницы, где в течение года оказывали посильную помощь в работе психолога. А началось все с реферативной работы о раковых заболеваниях у детей. И опять весь класс принимал активное участие – узнав о нехватке настольных игр, рисовальных принадлежностей и т.п., класс организовал общешкольную акцию по сбору таких средств для детей гематологического отделения больницы. Сами собирали, сами отвозили. Наградой за это было большое спасибо от врачей и пациентов больницы.

Сейчас эти ученики готовятся поступать в ВУЗы, и никого не удивляет, что 90% класса собираются стать врачами, чтобы всегда помогать людям. А это, как нам кажется, и есть настоящая гражданская позиция. Оставшиеся 10% связывают свое будущее с психологией или ветеринарией.

Какие же выводы можно сделать из нашего опыта работы. Возможно, только один – дети могут быть и ответственными и внимательными, надо только дать им возможность реализовать эти их качества.

Приложение 2. (презентация)

Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка "Личное письмо" :: Открытый урок по немецкому языку по теме "В деревне есть много интересного" (7-й класс) :: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников иноязычной лексике :: Рабочая тетрадь — эффективное средство активизации учебного процесса :: Урок английского языка в 10-м классе по теме «Современные информационные технологии в переводческой деятельности» :: Иллюзия любви ( Mal de pierres ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Миллениум-Ювона 900x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD